СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

русского языка          

Выполнил(а) студент(ка) 44 гр.

Согрина Татьяна 

Проверил: Муллахметова Р.М.

Отметка:

Дата: 19.02.18

Челябинск, 2018

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.  

Цели урока: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

положительно относиться к учению, понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

(слайд) - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". 

- Как вы понимаете это выражение?

(Если мы будем учиться чему-то новому, то узнаем много интересного и сможем применять наши знания в жизни)

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место.

Познавательные - воспринимать речь учителя.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: минутка чистописания

Словесный: беседа.

Практический: работа в парах.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на карточках

Словесный: беседа.

Словесный: слово учителя.

5 мин

Введение в тему.

(слайд) - Прочитайте слова (на доске):

Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова.

- Спишите эти слова.

- Почему некоторые из этих слов пишутся с заглавной буквы? (это названия городов, рек и имена людей)

- А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

 Чтобы узнать тему нашего урока, распределите данные слова по следующим группам. (работа в парах на карточках)

1.Имена

2.Названия городов

3.Названия рек

- С какой буквы были написаны все эти слова? (с заглавной) Почему?

- Какое общее название можно дать этим именам существительным? (собственные)

- Какие слова мы не вписали в таблицу? Прочитайте их. (город, река, ученик) 

- Почему эти слова не относятся ни к одной группе?

(они пишутся с маленькой буквы)

-Какое общее название можно дать этим именам существительным? (нарицательные)

(слайд) - В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.

Слушать учителя.

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в парах

Отвечать на вопросы учителя

Фронтальная работа

Слушать учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Частично-поисковый: исправление ошибок.

Практический: работа с текстом

Словесный: беседа.

5 мин

(слайд) - Для этого поможем Незнайке исправить ошибки.  (взаимопроверка)

«Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.»  (Всего 8 ошибок)

(слайд) -Попробуйте назвать тему нашего урока

(Тема урока «Имена собственные и нарицательные».)

-Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам

собственным?

(слайд) -Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

 (Научиться различать имена собственные и нарицательные.)

Выполнять задание

Читать задание

Определять тему и цели урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

Практический: примеры из окр. мира.

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

Практический: примеры из окр. мира.

 

8 мин

Работа с учебником.

Страница 51, упражнение 87.

Прочитайте задание.

1 ряд записывает 1 строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

- Вспомните, какие произведения этих писателей и поэтов вы читали?

- Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком в жёлтой рамочке.

- Какие имена существительные называются собственными? (имена, отчества, фамилии людей)

- Подберем примеры из окружающего мира.

- В какой стране вы живете?

(Россия)

- Как называется наш регион?

(Челябинская обл.)

- В каком районе мы живем?  

(Металлургическом)

- Как называется наш город  

(Челябинск)

- Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?

- Прочитайте правило на странице 53 рядом с условным значком в жёлтой рамочке.

 «Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди

других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие

для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

со строчной буквы».

- Прочитайте упражнение №88. Ответьте на вопрос, являются ли данные слова именами существительными собственными? (не являются)

- Значит, ребята, ФИО и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы.

-  Как называются все остальные имена существительные? (Нарицательными.)

- Почему их так называют?

(Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.)

- Придумайте примеры из окружающего мира.

Стол, стул, тряпка, парта, мел.

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Работать с учебником

Работать с упражнением

Работать с правилом

Работать с учебником

Работать с упражнением

Работать с правилом

Работать с правилом

Отвечать на вопросы

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Динамическая пауза

Практический: выполнение упражнений.

Словесный: слово учителя.

3 мин

(слайд) - Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.

Реснички опускаются…Глазки закрываются…        

Мы спокойно отдыхаем…Дышится легко… ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…        

Шея не напряжена…И рассла-бле-на…        

 (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем…(Громче, быстрей, энергичней.)Хорошо нам отдыхать!        

Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и …приступаем к дальнейшей работе.

Выполнять упражнение.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа в тетради.

5 мин

С. 53 № 90 прочитайте задание.

Выполните это упражнение самостоятельно, записывая каждую строчку с новой красной строки.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и располагая слова в алфавитном порядке.

(слайд) - Проверяем (задание на доске).

- У кого возникли трудности? Почему?

- Прочитайте задание № 91. Прочитайте сначала все полные имена, затем все неполные, а теперь прочитайте ласковые формы имён.

- Напишите своё неполное и полное имя, а также ласковую форму своего имени.

- Кто хочет прочитать своё имя в разных формах?

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать задание

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа с газетами, журналами.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа в парах.

Частично-поисковый: работа с текстом.

5 мин

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

 (Название книг, фильмов, газет, журналов .)

- Как будем писать их названия?

(С заглавной буквы. )

- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в

кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших

классах.

Работа в парах.

(слайд) – На слайде вы видите текст.

«Иванов Коля весело играл с мячом. Воспитатель Мария Владимировна стояла рядом и улыбалась.»  Выпишите имена собственные. «Иванов Коля, Мария Владимировна»

(слайд) Проверяем.

- Чему мы учились, выполняя это упражнение? (искать в тексте имена собственные)

Отвечать на вопросы

Работать с газетами, журналами

Работать в парах

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

5 мин

- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. (название рек, озёр, городов)

(слайд) «Река Лена и девочка Лена» Ребята, объясните, почему слово «Лена» пишется с заглавной буквы? (это имя и название реки, поэтому слово Лена пишется с заглавной буквы

(слайд) Итак, запомните!

- Собственные имена сущ. пишутся с заглавной (большой) буквы.

- Нарицательные имена сущ. пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Отвечать на вопросы

 

Фронтальная работа

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: самоанализ.

Практический: запись д/з.

5 мин

(слайд) Наш урок подошёл к концу.

-  Что нового мы узнали на уроке?

-   Какие существительные называются собственными?

- С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

(слайд) Домашнее задание .

Стр. 52 упр. 89, выучить правила с 52-53.

Спасибо. Занятие окончено.

 

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Записывать Д/З

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...