Глагол
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся

УУД

Мотивационный этап

Словесный метод

8:30-8:31 мин

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна. И сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Практический метод

8:31-8:33 мин

-Спинки, парты, улыбку.

-Ребята, я вижу вам трудно меня понять?

А если я скажу: Выпрямите спинки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.

-Как называются слова, которые помогли вам меня понять? (глаголы)

- Вы уже, наверное, догадались,  о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (сегодня будет в центре нашего внимания  часть речи – ГЛАГОЛ.)

-Какие цели мы поставим? (Сегодня на уроке мы повторим всю информацию, которую изучали на уроках о глаголах.)

У вас на партах лежат конвертики, возьмите их (он один на двоих), и достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из глаголов. И тогда, вы узнаете, какие умения нам понадобятся на уроке. Кто готов? поднимите руку. Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ. Верно !!!

Слушать, воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Ставить тему и цель урока.

Выполнять задание учителя.

К: Построение речевого высказывания.

П: постановка и формулирование темы и цели урока.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Решение частных задач

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

 

Фронтальный опрос

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод: беседа

Практический метод

Фронтальный опрос

8:33-8:51 мин

Ребята, расскажите, что вы знаете о глаголе.

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи.)

- Для чего в нашей речи мы используем глаголы? (чтобы выразить действие предмета)

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)

( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (Что делает, Что сделает? Что делал? Что будет делать?)  и обозначают действия предмета.)

Откройте учебник на стр. 85 и найдите задание 2. Посмотрите на слова и прочитайте их. 

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня.

На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные и глаголы)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов существительные? (Отвечают на вопрос Что? Сон, дорога, песня)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

(Они отвечают на вопрос что делать? Спать, бежать, петь.)

Открываем тетрадки. Записываем число и классная работа.

Упражнение в распознавании глаголов.

Посмотрите на листочки со стихотворением В.Орлова. Перед вами стихотворение. Прочитайте его про себя.

Оля, прочитай стихотворение вслух.

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишей вместе,

Но часы висят на месте.

( В. Орлов)

- Выберите глаголы. Назовите их. Выпишите глаголы с вопросами. (2 мин)

- Начинаем писать с красной строки с большой буквы.

(Говорят (что делают?); стоят (что делают?); спешат (что делают?); идут (что делают?); отстают (что делают?); смотрели (что делали?); висят (что делают?).)

Дети зачитывают ответ. ПРОВЕРКА  устно.

В каком числе употреблены глаголы в этом стихотворении? (во множественном числе)

-Какого числа бывают глаголы? (единственного и множественного).

Молодцы! Давайте подробнее разберемся.

Посмотрите на слова в 3-м задании. Оля, прочитай вслух.

 Стоит, лечат, дарил, бежит, писал, играют, читали, строили, пишут.

В какие группы можно объединить данные глаголы? Объясните свой ответ.

 (Ед.ч.: стоит, дарил, бежит, писал;  Мн.ч.: лечат, играют, читали, строили, пишут.)

Что обозначают глаголы в ед.ч.? (действие одного предмета)

Что обозначают глаголы во мн.ч.? (действие двух и более предметов)

От чего зависит число глагола в предложении? (глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.)

Приведите примеры словосочетаний или предложений.

Что изменяется при изменении числа глагола? (форма: (я) писал – (они) писали, (я) играл –  (вы) играете.) Верно!

Прочитаете слова в задании 4, на странице 85.

Одел                                     Надел

Виктор Александрович Крылов (1838—1908) — русский драматург:
Любезный друг, не надо забывать,
Что одевать не значит надевать ;
 
Не надо путать эти выраженья,
 
У каждого из них своё значенье.
 
Запомнить это можно без труда:
 
Глагол « одеть » мы говорим, когда
На что-нибудь одежду одеваем ,
 
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
 
Иль иначе в одежду одеваем .
 
Себя нарядней хочешь ты одеть ,
 
Так должно
 платье новое надеть , 
И руку ты перчаткой одеваешь ,
 
Коли на руку ты перчатку надеваешь .
 
Дитя оденешь в платьице его,
 
Когда наденешь
 платье на него. 
Кому родной язык и мил и дорог,
 
Ошибки тот не стерпит и следа,
 
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.

-Когда употребляется в речи глагол одел, а когда – надел?

(Мы употребляем глагол одел, когда говорим о том, что мы одеваем кого-то, а надеваем мы что-то на себя)

Составьте с каждым глаголом предложение. (Прослушать 3-4 предложения, 1 записать.)

Запишите предложения и подчеркните в них сказуемые.

 (Мальчик надел шапку и пальто. Девочка одела куклу в платье.)

Молодцы ребята.

Отвечать на вопросы учителя

Находить глаголы.

Выделять признаки глаголов.

Записывать число.

Читать стихотворение.

 Выполнять задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Объединять гл. в группы.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Пр: выделение признаков глагола.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Физминутка

8:51-8:53 мин.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Выполнять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Наглядный метод

Словесный метод

Практический метод

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод: беседа

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Фронтальный опрос

8:51-9:06

мин

Посмотрите на доску. (Говорить – молчать; смеяться – плакать)

Чем они отличаются? (значением)

А как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Посмотрите на листочки. Вы видите начало пословиц.

Закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с противоположным значением.

1 вариант

  • По одежке встречают, по уму –  ……

(провожают)

2 вариант

  • Легко друга потерять, но трудно …

(найти)

В учебнике стр. 85 задании 5 посмотрите на слова.

Мириться - …, встречать - …

Какой словарик поможет нам выполнить это задание? (Словарь антонимов)

На какой стр. находится словарик?

Кто готов нам сказать противоположные глаголы?

(Мириться - сориться, встречать – провожать)

Посмотрите на слайд.

Охотиться – охота, бегать – бег

Как называются эти слова? (однокоренные)

Почему? (у них дин корень)

Ребята, а что такое однокоренные слова? ( это слова, имеющие одинаковую общую часть (корень) и относящиеся к одному значению.)

Приведите пример.

В задании в учебнике номер  6 подберите к каждому глаголу однокоренное слово – имя существительное (существительное от которого оно образовано). Запишите эти пары слов в тетради.

Работать - …, обедать - …

(Работать – работа, обедать - обед.)

Кто хочет прочитать ответ?

Молодец.

- Прочитайте предложения.

Сияют звезды. Глаза сияют.

Облака плывут в небе. Корабль плывет в море.

Во всех ли предложениях глагол употреблен в прямом значении? (нет)

А в каком значении может быть еще употреблен глагол? (в переносном значении)

В каком из этих предложений глагол употреблен в переносном значении?

 (Глаза сияют. Облака плывут в небе.)

В каком смысле облака плывут? (движутся в небе)

Молодцы.

Услышал о нашем уроке по русскому языку ДЯДЮШКА ГЛАГОЛ  и не удержался,  пришел посмотреть на знатоков глагола! Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

Давайте подберём глаголы к его действиям: бегает, рисует, пишет, играет.

А теперь подберем глаголы к действиям, которые он не совершает: не дергает за косички, не катается на перилах, не дерется, не кричит.

Ребята, а кто может мне напомнить, как мы пишем частицу не с глаголами. Кто может рассказать правило? (не с глаголами пишется раздельно)

Верно.

Работа со стихотворением.

Послушайте стихотворение и скажите, какой глагол употребляется часто? (читать медленно, выделяя глаголы)

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь-

С головой в неё уйдешь.

Ставит счётчики монтёр.

Ставит фильмы режиссёр.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги:

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи! Не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз!

                           (Г. Демыкина)

Стихотворение на слайде.

Объясните значение глагола, который употребляется часто в стихотворении. По цепочке.

-«Пять рабочих ставят дом, …»- в каком значении употреблен глагол ставят? Т.е. что делают? Строят. Правильно. Читает следующий…и т.д.

(Ставит - строит, проводит, устанавливает, снимает, готовит, определяет, закончить.)

Вы всё ответили правильно.

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать со словарем.

Отвечать на вопросы.

Подбирать однокоренные слова.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Подбирать глаголы.

Применять правило на практике.

Отвечать на вопрос.

Слушать стихотворение, с целью определить часто повторяющийся глагол.

Объяснять значение глагола.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: выполнять задание используя словарь.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

Умение применять правило на практике.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров

Итог урока

Рефлексия

Словесный метод

Наглядный метод

Фронтальный опрос

 9:06-9:07 мин

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Какую цель мы ставили?

Достигли ли мы ее?

Обобщать изученное.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

9:07-9:10 мин

Посмотрите на слайд. Вы видите начало фраз. Продолжите фразу:

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?)

Мне было понятно/не понятно … (что?)

Ребята, а кто по вашему мнению на уроке работал активно?

Спасибо за урок.

Оценивать отношение к уроку, к своей работе на уроке.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров

Дата: 21.03.2017                                                                                                                  Учитель:  Васильева Наталья Александровна   Школа:№148                                                                                                                       Методист: Зубарева Н.С.

Класс:2д                                                                                                                               Студентка: Карачурина Д.И., 33 гр.            

Урок: №1

Кабинет №224                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка.

                                                                                                                                                                                                 

Тема: «Обобщение по теме глагол».

Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола; развивать умение употреблять глагол в речи, мышление, внимание, память, речь;  воспитывать желание изучать русский язык.

Планируемые результаты

Предметные: – распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

                          – прививать интерес к русскому языку;

                            – применять правила на практике.

Личностные: – вступать в сотрудничество с одноклассниками;

                           – выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Оборудование: «Школа России»  Русский язык 2 класс 2 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

"Глаголы. Время и число глаголов"

Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....