Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония». Тема: «Загадочное предложение о глокой куздре».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 

Тема:   «Загадочное предложение о глокой куздре».

Цель:

- повторить и обобщить всю освоенную детьми грамматическую теорию с    помощью предложения -  модели.

Задачи:

- развивать умение учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;

- развивать внимание, память, умение анализировать и обобщать;

- продолжать развивать умение работать в коллективе;

- вырабатывать умение выражать свое мнение и доказывать свою правоту;

- выслушивать мнение одноклассников, особенно когда в классе есть сильные и слабые, лидеры и ведомые.

Урок составлен учителем начальных классов:    Емельяновой Мариной Анатольевной.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_glokoy_kuzdre.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония».

                                                                                     

                                                                                       Урок составлен учителем начальных классов    Емельяновой Мариной Анатольевной.

Тема:   «Загадочное предложение о глокой куздре».

Цель:

- повторить и обобщить всю освоенную детьми грамматическую теорию с    помощью предложения -  модели.

Задачи:

- развивать умение учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;

- развивать внимание, память, умение анализировать и обобщать;

- продолжать развивать умение работать в коллективе;

- вырабатывать умение выражать свое мнение и доказывать свою правоту;

- выслушивать мнение одноклассников, особенно когда в классе есть сильные и слабые, лидеры и ведомые.

Ход урока

Характеристика

деятельности учащихся

 1.  Организационный момент

Дисатесь (садитесь), полужайста (пожалуйста)!

Проявлять интерес к новому учебному материалу

  1. Актуализация мыслительной операции, необходимой для дальнейшей работы.

 Запиши слова, решая орфографические задачи:

Моргюшка, жонгивка, рокаушить, рокаушная.

- Что вас удивило?

- Почему не можете проверить слова?

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Определять наличие изучаемых орфограмм.

Объяснять написание слов.

  1. Работа по теме урока.

Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным.

Проверим это в тетради-задачнике,  упр. 543

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

  • - Из настоящих ли слов состоит предложение?
  • - Как это доказать? (у слов нет значения, непонятно, что они обозначают)
  • - Можно ли сказать о ком говорится в предложении? (о куздре).
  • - Какие действия в нем названы? 
  • - Задайте вопросы главным членам предложения.

  Если отзовутся, подчеркни их и укажи части речи, которыми они выражены.

Какие ещё есть действующие лица?  (бокр  и бокренок – родственные слова):

-  выдели те части слов, которые помогают это предложение сделать. 

Как называются такие слова? (родственные, однокоренные).

Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению:

( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок).

Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее.

1.  Дайте характеристику предложения по цели, по интонации (повеств., невоскл.).

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

2.  Устно дайте характеристику подлежащего и двум сказуемым как частей речи (по памятке?), выделите в них окончания, а в одном сказуемом примету прошедшего времени.

а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное.

б) Нач. форма – кто - куздра

в) Жен.род (постоян. пр.)

г) В единственном числе, именительном падеже.

а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени.

б) Нач. форма – что сделать? – будлануть.

в) В прошедшем времени, ед.числа, жен. рода.

а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени

б) Нач. форма – что делать? – кудрячить)

в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица

3.  К какой части речи относятся слова? (существительное, глаголы).

4. К какой части речи относится первое слово? Поставь крестик над его «командиром» и дай слову характеристику как части речи.

а) Глокая – куздра какая? – признак предмета, изменяется по родам – прилагательное.

б) В ед. числе, жен.рода, в именит. падеже.

5. Есть ли в предложении служебное слово?

  • Какой оно части речи? (и – союз).
  • Назовите одно самостоятельное слово, которое вы пока не можете отнести ни к одной известной части речи (штеко).
  • Какие части речи встретились в предложении?

6. Выпиши члены предложений парами, ставя вопросы от слова командира к слову – подчиненному. Если сможешь, определяй орфограммы, отмечай их.

кудра (какая?) – глокая

будлакнула (кого?) – бокра

будлакнула (как?) – штеко

кудрячит (кого?) – бокренка

Вывод:

- У слов есть значение которое передается окончанием, которое ученые называют научным словом грамматическое значение.

- Какое еще значение есть у слова? (лексическое).

- Где  оно находится? (в основе).

- Какое же значение есть у слов этого загадочного предложения, а какого  - нет?

Чтобы убедить нас в том, что у слов есть не только значение основы, но и то значение, о котором сообщает окончание, Л.В. Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру.

-  Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными?

- Попробуй подобрать формы, пары настоящих слов, похожие на слова  из предложения ученого.

Ф и з к у л ь м и н у т к а

4. Закрепление.

Упражнение 546.

Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет предложение о глокой куздре:

Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

а)  Проанализировать первое предложение: не годится из-за слов курицу – имя существительное женского рода имеет окончание  -у , а нужно – мужской род с окончанием -а (бокра).

б)  Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род.

Вырази свое мнение и впечатление от урока на языке Льва Владимировича Щерба

ИТОГ:

  • Где находится  грамматическое  значение слова?
  • Где находится  лексическое значение слова?
  • Для чего это необходимо знать?

5.Домашнее задание:  

  • Упражнение 547
  • Нарисуй дома, как представляешь бокра и бокренка.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Удерживать учебную задачу.

Прогнозировать наличие орфограмм.

Объяснять (способ) нахождения главных членов предложения.

Моделировать в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил.

Классифицировать предложения

по цели высказывания:

- повествовательное;

- вопросительное;

- побудительное;

по эмоциональной окраске (интонации):

- восклицательное;

- невосклицательное.

Определять (находить) задуманное слово по лексическому значению.

Различать слово и обозначаемый им предмет.

Классифицировать слова в соответствии с их значением:

- слова, называющие предмет,

- слова, называющие признак,

- слова, называющие действие.

Объяснять значение слов.

Контролировать правильность проведения разбора слова как части речи.

Классифицировать слова по частям речи

Объяснять основания для распределения слов на группы (части речи, самостоятельные и служебные части речи).

Находить основание для классификации слов (в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки:

- для имени существительного – род;

- для глаголов – вопросы, времена).

Различать предлоги и приставки.

Определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глаголов, наречия.

Установить связь  (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Уметь анализировать и обобщать.

 

Развивать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Закреплять умение решать новую учебную задачу.

Оценивать правильность выполнения действия.

Проявлять учебную инициативу в учебном сотрудничестве.

Сравнивать предложения с заданной моделью.

Контролировать правильность предложения.

Оценивать уместность использования слов в предложении для успешного решения коммуникативной задачи.

Анализировать собственную успешность.

Выражать собственное мнение.

Самостоятельно контролировать использование правил речевого общения.

Оценивать правильность выполненной работы.

Использовать полученные знания в творческих ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка" по рассказам В.Бианки...

Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)

Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но"

Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО с применением оценочной деятельности....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...