Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мезинова Алина Антоновна

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

Начнем наш урок с минутки чистописания

Какую букву мы будем писать сегодня с вами вы узнаете из загадки

 В этой букве нет угла, оттого она кругла. 
До того она кругла, покатиться бы могла.

Пропишите элементы у себя в тетради.

 

«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта»

Как вы понимаете эту пословицу?

   Я сегодня очень спешила и поэтому перепутала некоторые карточки. Поможете разобраться?

- Прочитайте затем запишите в тетрадь словарные слова, записанные на доске вставьте нужные буквы, и подчеркните орфограммы.

Что общего в этих словах?

 

Шофер, корабль, железо,  вокзал , билет

- А что такое имя существительное?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_tekh_karta_2_v_3.docx63.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

Тема урока:  третье склонение  имен существительных.

Класс: 4

Цель:   познакомить учащихся с существительными третьего склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с различными видами информации
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формирование умения определять склонение имён существительных,
  • формирование умения применять полученные знания;
  • расширение словарного запаса учащихся;

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки, презентация.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник, презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.  

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись, улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Приветствие

Слушают учителя.

Л: развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.

2.  Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начнем наш урок с минутки чистописания

Какую букву мы будем писать сегодня с вами вы узнаете из загадки

 В этой букве нет угла, оттого она кругла. 
До того она кругла, покатиться бы могла.

Пропишите элементы у себя в тетради.

C:\Users\1\Desktop\hello_html_7be7a071.png

«Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта»

Как вы понимаете эту пословицу?

   Я сегодня очень спешила и поэтому перепутала некоторые карточки. Поможете разобраться?

- Прочитайте затем запишите в тетрадь словарные слова, записанные на доске вставьте нужные буквы, и подчеркните орфограммы.

Что общего в этих словах?

Шофер, корабль, железо,  вокзал , билет

- А что такое имя существительное?

Записывают число.

Буква О

Пишут минутки чистописания в тетрадях

Ответы детей

да

Ответы детей

Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

Л: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению темы что такое части речи;

3.  Выявление места затруднения

Распределите  имена существительные  в 2 столбика, учитывая тип склонения. 

зима,   земля,  стол,   дождь,  юноша, поле,  дядя, ночь.

-У каких слов не определили склонение?

Как вы  думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?

К какому?

Правильно. 

Как вы думаете какая тема нашего свами урока?

Какие цели мы можем с вами  поставить

1 скл. – зима, земля, юноша, дядя

2 скл. – стол, дождь, поле

Ночь

К 3 скл.

3 склонением имени существительного

Ответы детей

Р: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

6. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Как мы можем определить 3 склонение имени  существительного?

-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.

Откройте учебники на стр. 97.

Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания

- Определим род данных имён существительных.

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

Ещё раз повторим . Какого рода существительные 3 склонения?

Какое окончание имеют  имена существительные третьего склонения

Найди и запомни.

Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.

Ваша задача : прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её.

1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет

2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка

3.Вокзал, рожь, трава, речка, дорога

4.Юноша, пыль, багаж, берёза, судья

5.Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон 

 Ответы детей

Читают правило.

Ж.р, с нулевым окончанием в именительном падеже а единственном числе – 3 скл.

Ж.р.

К 3 скл.

Ж.р

нулевое

Находят сущ 3 скл. из   каждого ряда и записывают его

лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

Р: обосновывать правильность выполнения задания.

Физкультминутка

видеофрагмент

Л: представление о здоровом образе жизни

Закрепление изученного материала

 Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – шуршать руками.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

 Откройте учебники на стр.97 №170

Прочтите слова

Объясните, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов?

Какие из этих слов вы бы могли поставить рядом со словом совесть?

Выпишите имена существительные 3 скл.

По каким признакам вы определили что это 3 скл?

 Разберите слово жадность по составу

Благодаря тому, что вы хорошо поняли тему, вы с легкостью выполнили задание.

№ 171 Прочтите задание

По каким признакам мы можем определить существительные 1 скл.

А по каким признакам мы можем определить существительные 3 скл.

Давайте рассмотрим пример.

Слово сельдь (3 скл.) Образуем 1 скл. –селедка

Слово метель (3 скл.) Образуем 1 скл – метелица

—  Сделайте вывод: как распознать существительные 1-го и 3-го склонения среди существительных женского рода?

№172 Прочтите все слова и 1 вариант самостоятельно выпишите слова 2 склонения 2 вариант 3 склонения в тетрадь.

1 вариант прочтите слова, которые вы выписали.

2 вариант прочтите слова, которые вы выписали.

Играют в игру.

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

Ответы детей

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть.

Ж.р   нулевое окончание.,

жадность

Читают задание.

М.р или Ж.р с окончанием а,я.

Ж.р. нулевое  окончание.

Пыль (3 скл)- пыльца (1 скл.)

Ночь (3 скл.) – ночка (1 скл.)

Цепь ( 3 скл) – цепочка  (1 скл)

Кость(3 скл) – косточка (1 скл)

Ель (3 скл) – ёлочка (1 скл)

По окончанию: имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием — к 3-му склонению

2 скл -День, червь,  гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь,жёлудь

3 скл - Тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль,  площадь, тетрадь, прорубь,

 П: использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения

Л: способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности

Подведение итогов урока

Ребята чем мы сегодня научились и что нового узнали.

Как определить 3 склонение имени существительного

Мы сегодня изучили 3 склонение  имени существительного.

Если  слово ж.р с нулевым окончанием это 3 скл.

Р: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Рефлексия

У нас на столах лежать круги, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему состоянию после урока.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Расставляют человечков

.

Домашнее задание

Упр. 170 последний красный кружок. с 97

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...