Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мезинова Алина Антоновна

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

Начнем наш урок с минутки чистописания

 

 

 

 

 

"Не спеши языком, торопись делом"

Как вы понимаете эту пословицу?

Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 Вам надо продолжить пословицу и записать ответ в карточки.

 Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их. 

    Кто хочет много знать, тому надо мало…

    Как аукнется, так и …

    Правда в огне не горит и в воде не …

    Корень учения горек, да плод его …

    Один за всех и все за …

    Нет друга - ищи, а нашёл - …

    Родная сторона - мать, а чужая - ...

    Худой мир лучше доброй …

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

Сформулируйте тему нашего урока.

Как вы думаете чему мы будем с вами учиться?

Что мы должны с вами узнать и чему научиться?

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_tekh_karta_2_v.docx59.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

Тема урока:  «распознавание среди пар слов синонимов и антонимов»

Класс: 2

Цель:    формировать закрепление понятие « синоним», « антоним», сравнивать синонимы и антонимы, использовать антонимы и синонимы в предложениях.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формирование общего представления о синонимах и антонимах;
  • расширение словарного запаса учащихся;

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки, презентация.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник, презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.   - Язык - и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно -

    В огромном море - море слов -

    Купаться ежечасно!

 

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали.

 

Приветствие

Л: развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.

2.  Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Начнем наш урок с минутки чистописания

C:\Users\1\Desktop\3.gif

"Не спеши языком, торопись делом"

Как вы понимаете эту пословицу?

Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

 Вам надо продолжить пословицу и записать ответ в карточки.

 Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их. 

    Кто хочет много знать, тому надо мало…

    Как аукнется, так и …

    Правда в огне не горит и в воде не …

    Корень учения горек, да плод его …

    Один за всех и все за …

    Нет друга - ищи, а нашёл - …

    Родная сторона - мать, а чужая - ...

    Худой мир лучше доброй …

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

Сформулируйте тему нашего урока.

Как вы думаете чему мы будем с вами учиться?

Что мы должны с вами узнать и чему научиться?

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

Записывают число.

Пишут минутки чистописания в тетрадях

Ответы детей

Школьные принадлежности, хорошее настроение, знания

Ответы детей.

Записывают слова, проверяют.

(СПАТЬ)

(ОТКЛИКНЕТСЯ)

(ТОНЕТ)

(СЛАДОК)

(ОДНОГО)

(БЕРЕГИ)

(МАЧЕХА)

(ССОРЫ)

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ).

Л: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению темы что такое части речи;

3.  Выявление места затруднения

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

- Что такое синонимы?

На доске 2 слова какие как вы думаете какое можно выполнить задание связанное с темой нашего урока?

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

Запишите как можно больше  синонимов к слову:

Ребёнок, маленький, смеяться.

Какой вывод мы можем с вами сделать?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

Р: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

6. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Что общего в этих словах?

Вам необходимо найти в предложениях синонимы записать и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Посмотрите, ребята, в таком небольшом отрывке автор использовал столько синонимов.

Давайте сделаем вывод: для чего синонимы нужны в речи?

 

А  для того чтобы попасть нам с вами на другой остров  я предлагаю вам поиграть в игру "Игра  наоборот".

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

 

    Вперед

    Вниз

    Назад

    Присел

    Подпрыгнул          

И мы оказались с вами  на острове Антонимов

Отгадайте загадки.

 

    Я антоним к слову "зной",

    Я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада,

    А зовут меня :?

 

    Я антоним к слову "лето",

    В шубку снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я :?

 

    Я антоним к слову "смех".

    Не от радости, утех,

    Я бываю поневоле

    И от счастья, и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? - Это :

 

    Я антоним шума, стука.

    Без меня вам ночью мука.

    И на уроках я нужна,

    А называюсь :

 Откройте учебники на стр. 56 упражнение 74.

Прочитайте задание.

Найдите в загадке противоположные  по значению слова, а так же антонимы к слову близко.

Спишите загадку. Подчеркните антонимы. Составьте предложение по рисунку. Запишите его. Подчеркните в нем подлежащее.

Упражнение 75. Прочитайте задание

Подберите антонимы к словам.

Ответы детей.

Ищут синонимы и подчеркивают.

Для того чтобы наша речь была более красочной и разнообразной.

назад

вверх

вперед

   подпрыгнул

 присел

(прохлада)

(зима.)

(плач).

(тишина).

Далеко.

Составляют предложение и подчеркивают подлежащее.

  1. Мелкий пруд- глубокий пруд.  Мелкий дождь- крупный дождь.
  2. Легкая сумка-тяжелая сумка. Легкая задача- трудная задача.
  3. Сладкое яблоко-кислое яблоко.  Сладкое лекарство- горькое лекарство.

Мелкий-глубокий. легкая-тяжелая. сладкое-кислое.

Р: обосновывать правильность выполнения задания.

Физкультминутка

видеофрагмент

Л: представление о здоровом образе жизни

Закрепление изученного материала

 Игра "Противоположные слова"

 

Бездельничать -

 огорчаться –

Далеко

высоко

Старый

злой

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

какое настроение возникает после прочтения текста?

- С помощью  каких слов передается это настроение?

 

вариант заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

  Прочтите получившиеся тексты.

Какое настроение передает ваш текст?

работать

радоваться

 близко

низко

новый

добрый

Читают текст

 грустное, печальное, тоскливое

Ответы детей.

Выполняют задание на карточках.

Читают.

Ответы детей.

 П: использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения

Л: способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности

Подведение итогов урока

Ребята чем мы сегодня научились и что нового узнали.

Что такое синонимы и антонимы?

Для чего нужны синонимы ?

Изучали что такое текст описание

 Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

Чтобы делать нашу речь разнообразной.

Р: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал зелёного цвета.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.

Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Расставляют человечков

.

Домашнее задание

Упр. 70 с.54

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...