Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с вашей первой книгой «Азбука». - Что вам нравится в этой книге? - Чем она интересна?
- Верно, «Азбука» - это главная книга, где живут русские буквы. - Откроем учебники на странице 77. В нижней части страницы есть розово – голубая звукобуквенная лента. - Почему в этой ленте выделили 2 цвета?
- Верно, на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные. - Обратим внимание на гласные звуки. - Почему «и» и «е» расположены внизу, а остальные гласные звуки вверху? - Что обозначают гласные звуки верхнего ряда? Обратим внимание на синюю ленту на нейсогласные звуки. - Согласные верхнего ряда, какие по характеристике? - Согласные нижнего ряда, какие по характеристике?
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока обучения грамоте
Класс: 1
Тема: Звуки [п], [п‘]
Цель: сформировать знания о новых звуках [п], [ п‘] и букве , обозначающей их на письме.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках;
- осознание своей успешности при освоении темы;
- проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
Р:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.
П:
- определять значение слов, обозначающих профессии;
- группировать и классифицировать все изученные буквы;
- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.
К:
- формулировать высказывания, собственное мнение и позицию;
- адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства;
- согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- рассказывать о новых звуках и букве, заменяющей их на письме;
- выделять новые звуки из слов, сравнивать, распознавать в словах новые звуки;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- определять место новой буквы на ленте букв.
Оснащения урока:
Материалы для учащихся: учебник, схемы для слов, карточки со словами.
Материалы для учителя: учебник, презентация.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивации | - Здравствуйте ребята! - Присаживайтесь! | Коммуникативные: Свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях. Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
2. Актуализации знаний | - Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с вашей первой книгой «Азбука». - Что вам нравится в этой книге? - Чем она интересна? - Верно, «Азбука» - это главная книга, где живут русские буквы. - Откроем учебники на странице 77. В нижней части страницы есть розово – голубая звукобуквенная лента. - Почему в этой ленте выделили 2 цвета? - Верно, на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные. - Обратим внимание на гласные звуки. - Почему «и» и «е» расположены внизу, а остальные гласные звуки вверху? - Что обозначают гласные звуки верхнего ряда? Обратим внимание на синюю ленту на нейсогласные звуки. - Согласные верхнего ряда, какие по характеристике? - Согласные нижнего ряда, какие по характеристике? | Ответы детей - В книге есть и красивые рисунки, есть стихотворения, загадки, буквы и конечно же буквы. - Выделили, потому что на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные звуки - Потому что нижние звуки обозначают мягкость предшествующего согласного. - Они обозначают твердость предшествующего согласного -Звонкие -Глухие | Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. Умение контролировать учебные действия. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); |
- Перевернем страницу вперед. У нас знакомство с новой букой и звуками. - Но для начала, мы посмотрим на интересный рисунок на странице 78. -На рисунке изображены герои. -В синем камзоле со свитком в руке стоит Пётр 1. На против него чиновники идут с докладом к Петру 1. - Вы встречали в нашем городе таких людей? -Что удивительного в этих людях? -Где всё происходит? - Что об этом свидетельствует? - И еще 2 героя позади Петра 1. это плотники. -Плотники –это специалисты, которые работают с деревом. Плотники на Руси были очень востребованы. Они строили деревянные дома, делали все из дерева. от табурета до кораблей. -Перед нами рисунок исполненный более 300 лет назад. Петр 1 учился в Голландии. Когда Петр 1 приехал на Русь он начал строить корабли. И при нем у нас появился флот. - Флот, ребята это собрание кораблей, например военно-морской флот. - Еще при Петре 1 был построен замечательный город Санкт Петербург ( город Святого Петра) -Ребята, кто-то был из вас в этом городе? - О нем, об этом удивительном городе написал удивительные строки А.С. Пушкин. - Прочитаем верхнюю строку. Пальчики поставили «Красуйся, град Петров!» (хором, не спеша). - Что значит красуйся? Красуйся от слова красивый. - Град, это сказано по-старинному. Сейчас мы больше говорим город - Вот и прослеживается такая мысль… цвети, процветай, красуйся город Петра. - Вот так автор выражает свое восхищение. - А у вас возникает ощущение восхищения, восторга, когда вы смотрите на эту картину? - Почему? - А теперь познакомимся со строками из поэмы Пушкина. - Послушайте меня. (сначала читаю я, не спеша). Читаем все вместе - Какое чувство выражает поэт? - Стой неколебимо. Как это неколебимо? Чтобы с места никто Россию не смог сдвинуть. - А теперь посмотрите, пожалуйста, какая буква выделена жирным шрифтом? - Прочитайте эти слова. (по одному) - Эта буква выделена не случайно, она будет гостьей на нашем уроке. - Мы познакомимся с ней позже, после физ. минутки | -нет - их одежда (шейный платок, парик) -на берегу моря. - вдалеке изображенный корабль. Слушают учителя Ответы детей. Слушают учителя Читают строку - Будь красивым - Да Ответы детей - П - Петров, побежденная. | ||
Физминутка | Показ видео-ролика | Выполняют движения | |
3. Открытие нового знания. Работа по теме урока | - А теперь мы снова возвращаемся к нашей «Азбуке». - На странице 79 в правом верхнем углу портрет буквы «П». - Почему 2 буквы «П»? - Из каких элементов она состоит? - Буква «П» в русском языке обозначает 2 звука. [п] – твердый и [п‘] – мягкий. - Составим характеристику звука [п]. - «П» согласный или гласный? - Он звонкий или глухой? - Он твердый или мягкий? Вот на этот вопрос мы сразу не ответим. Ответить на помогут рисунки и схемы за красной чертой. Организует работу у доски с карточками - Что первым изображено на рисунке? - И схема к этому слову - Сколько слогов в этом слове? Пи-ла. - Составим схему: пи (п- мягкий согласный), (и- гласная), ла (ударный слог, л – твердый согласный, а – гласная ударная). Пи-ла. - В слове пила 2 слога слияния. - Дадим характеристику звука «п»- согласный, мягкий в данном случае и глухой. - Кто изображен на следующем рисунке? - Работяга плотник. Это трудное слово. - Сколько гласных в слове? - Сколько слогов? - Первый звук [п] (согласный, твердый) – он примыкает к слогу слиянию, «ло» и «т» примыкает тоже. - Как называется такой слог? Это первый слог. - 2 слог: ни (н – мягкий согласный, и – гласный) к. - Под значком внизу обозначается звук, который изучается. - Теперь дадим общую характеристику звука [п] по схеме. - Какой звук [п]? Согласный или гласный? - Он бывает твердым или мягким и всегда глухой. (повторить 4-5 раз) - Теперь прочтем слоги, со звуком [п], которые даны ниже схем. Читаем хором. - 1 ряд прочитает слоги, где звук [п] твердый. - 2 ряд прочтет слоги, где звук [п] мягкий. - А 3 ряд начнет вспоминать или составлять слова, в которых есть эти слоги. Позже подключаю остальные ряды для работы. | - Потому что одна заглавная, а другая строчная. - Из 2 вертикальных и 1 горизонтальной линий. Согласный. - Согласный - Глухой В начале и в середине слова - Пила - 2 слога Предположения детей -Плотник - 2 - 2 - Это называется слог слияние с примыканием. - Согласный - Пе, па, пи, пы, пу, по - Па, пы, по, пу - Пе, пи - Пел, папа, писать, пыхтит, напугать, помощь. Различные варианты детей. | Познавательные: Проводить классификацию. Формулирование темы. |
4. Закрепления с проговариванием во внешней речи. | - А теперь прочитаем слова, которые нам предлагают авторы учебника: пила, пилит, плотник (попросить детей по одному прочесть) - А что же объединяет эти слова? - Это названия профессий. - Кто такой повар? - Кто такой пилот? - Кто это, капитан? - А есть еще кое-что, что объединяет эти слова. Это наша буква «п», которая есть во всех этих словах. В каких-то в начале, в каких-то в середине. - О профессиях, нам авторы предлагают интересные пословицы. Они не простые, но мы попробуем подумать. - Читаю вместе с детьми «Хороший плотник и в поле работник». - Плотник, это тот кто умеет хорошо работать с деревом. - А причем в поле работник? - Смысл в том, что тот кто умеет хорошо работать с деревом, т.е. он мастер, он работает. Он будет неплохо справляться и в поле с любой работой. Он умеет работать. Это главная мысль. - А вот во второй пословице, мне кажется, будет кое-кому обидно. Прочитаем почему. «При хорошем плотнике у плохого руки трясутся», читаем вместе с детьми. - Как вы понимаете эту пословицу? - Хороший плотник – значит он много делает разных дел и очень хорошо делает их. - А если человек плотник, но делает работу кое-как, неаккуратно, криво. - Как вы думаете, какое у него будет чувство, когда он увидит плотника, который отлично выполняет свою работу? Вот он смысл этой пословицы. - А замечательная пословица следующая: «Плотника не шуба греет, а топор». - Какая странная. - Вот холодно, мы оденем шубу и согреемся, а что топор тоже можно одеть? Да нееет. Что же это за пословица. - Если большой и сильный мороз, то хоть пальто одевай, хоть шубу, все равно холодно. - А вот человек в курточке, но в руки берет топор и как начнет работать, то конечно он согреется. - Так получается не шуба греет плотника, а топор. - Ну а следующая пословица «Добрый пример лучше ста слов» - Конечно можно красиво говорить, а дело не делать. И что же получится. Нужно показать, как это делать. С умом, с интересом, да, это будет лучше, чем сто слов. - Какая пословица вам больше всех понравилась, запомнилась? - О чем рассказывает этот рисунок? - Это же ребята, о чьих профессиях мы говорим на протяжении урока. - Кто же наши мальчики? - 1 мальчик… У него в руках рубанок, видно он хороший плотник. Рубанок – это столярный ручной инструмент, которым можно строгать дерево. - 2 мальчик… Пилот - 3 мальчик… Капитан, на нем такая замечательная тельняшка, фуражка с крабом. Фуражка с крабом это знак настоящего моряка. - 4 мальчик… Самое вкусное.. это повар. - А вы уже выбрали свою профессию? - Подумайте, пожалуйста, почему вы уже сейчас, хотя вам всего 7 лет, а вы уже выбрали профессию. - Чем она вам интересна? - Это очень здорово, значит вы будите стараться, чтобы стать хорошим специалистом. Организует работу у доски. Беседа - Представьте, что вас показывают по телевизору и у вас просят рассказать немного о понравившейся вам или уже выбранной вами профессии. - Представьтесь, как вас зовут.. Давайте перевернем страницу 80. -Ребята, вы знаете, что такое конкурс? вы наверное в детском саду участвовали. -а в каком конкурсе участвовали наши герои вам нужно отгадать. -Послушайте внимательною -О каком конкурсе говорится? -В каком конкурсе участвовали наши герои найдите ответ в тексте. Продолжите предложение… -Какой рисунок вам нравится? -Убедите нас, что этот рисунок самый лучший. | - Предположения детей Читают - Звук [п] твердый - Звук [п] мягкий - Звук [п] мягкий Ответы детей Дети выдвигают гипотезы, предположения Ответы детей - Ему будет стыдно, руки затрясутся | Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
5. Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. - Давайте дадим характеристику буквы «П». Какой она бывает? - Характеристика звука [п] - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Спасибо за урок. До свидания! | - Заглавная и строчная - Согласный, твердый/мягкий и всегда глухой Ответы детей | Регулятивные: освоение начальных форм познавательной рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108069-1349114911.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1382467-1652900109.jpg)
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1381102-1643132712.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453834-1675001677.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1485004-1694962549.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...