Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Мезинова Алина Антоновна

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с вашей первой книгой «Азбука».

- Что вам нравится в этой книге?

- Чем она интересна?

 

 

- Верно, «Азбука» - это главная книга, где живут русские буквы.

- Откроем учебники на странице 77. В нижней части страницы есть розово – голубая звукобуквенная лента.

- Почему в этой ленте выделили 2 цвета?

 

 

- Верно, на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные.

- Обратим внимание на гласные звуки.

- Почему «и» и «е» расположены внизу, а остальные гласные звуки вверху?

- Что обозначают гласные звуки верхнего ряда?

Обратим внимание на синюю ленту на нейсогласные звуки.

- Согласные верхнего ряда, какие по характеристике?

- Согласные нижнего ряда, какие по характеристике?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuchenia_gramoty.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока обучения грамоте

Класс: 1

Тема: Звуки [п], [п‘]

Цель:  сформировать знания о новых звуках [п], [ п‘] и букве , обозначающей их на письме.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках;
  • осознание своей успешности при освоении темы;
  • проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся:

Р:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  и оценивать его.

П:

  • определять значение слов, обозначающих профессии;
  • группировать и классифицировать все изученные буквы;
  • использовать разные источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

К:

  • формулировать высказывания, собственное мнение и позицию;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства;
  • согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • рассказывать о новых звуках и букве, заменяющей их на письме;
  • выделять новые звуки из слов, сравнивать,  распознавать в словах новые звуки;
  • читать слоги и слова с изученными буквами;
  • определять место новой буквы на ленте букв.

Оснащения урока:

Материалы для учащихся: учебник, схемы для слов, карточки со словами.

Материалы для учителя: учебник, презентация.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивации

- Здравствуйте ребята!

- Присаживайтесь!

Коммуникативные:

Свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях.

Личностные:

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

2. Актуализации знаний

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с вашей первой книгой «Азбука».

- Что вам нравится в этой книге?

- Чем она интересна?

- Верно, «Азбука» - это главная книга, где живут русские буквы.

- Откроем учебники на странице 77. В нижней части страницы есть розово – голубая звукобуквенная лента.

- Почему в этой ленте выделили 2 цвета?

- Верно, на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные.

- Обратим внимание на гласные звуки.

- Почему «и» и «е» расположены внизу, а остальные гласные звуки вверху?

- Что обозначают гласные звуки верхнего ряда?

Обратим внимание на синюю ленту на нейсогласные звуки.

- Согласные верхнего ряда, какие по характеристике?

- Согласные нижнего ряда, какие по характеристике?

Ответы детей

- В книге есть и красивые рисунки, есть стихотворения, загадки, буквы и конечно же буквы.

- Выделили, потому что на розовом фоне живут гласные звуки, а на голубом – согласные звуки

- Потому что нижние звуки обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Они обозначают твердость предшествующего согласного

-Звонкие

-Глухие

Регулятивные:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Умение контролировать учебные действия.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- Перевернем страницу вперед. У нас знакомство с новой букой и звуками.

- Но для начала, мы посмотрим на интересный рисунок на странице 78.

-На рисунке изображены герои.

-В  синем камзоле со свитком в руке стоит Пётр 1.

 На против него чиновники идут с докладом к Петру 1.

- Вы встречали в нашем городе таких людей?

-Что удивительного  в этих людях?

-Где всё происходит?

- Что об этом свидетельствует?

- И еще 2 героя позади Петра 1. это плотники.

-Плотники –это специалисты, которые работают с деревом.  Плотники на Руси были очень востребованы.  Они строили деревянные дома, делали все из дерева. от табурета до кораблей.

-Перед нами рисунок исполненный более 300 лет назад.  Петр 1 учился в Голландии. Когда Петр 1 приехал на Русь он  начал строить корабли. И при нем у нас появился флот.

- Флот, ребята это собрание кораблей, например военно-морской флот.

- Еще при Петре 1 был построен замечательный город Санкт Петербург ( город Святого Петра)

-Ребята, кто-то был из вас в этом городе?

- О нем, об этом удивительном городе написал удивительные строки А.С. Пушкин.

- Прочитаем верхнюю строку. Пальчики поставили «Красуйся, град Петров!» (хором, не спеша).

- Что значит красуйся? Красуйся от слова красивый.

- Град, это сказано по-старинному. Сейчас мы больше говорим город

- Вот и прослеживается такая мысль… цвети, процветай, красуйся город Петра.

- Вот так автор выражает свое восхищение.

- А у вас возникает ощущение восхищения, восторга, когда вы смотрите на эту картину?

- Почему?

- А теперь познакомимся со строками из поэмы Пушкина.

- Послушайте меня. (сначала читаю я, не спеша).

Читаем все вместе

- Какое чувство выражает поэт?

- Стой неколебимо. Как это неколебимо? Чтобы с места никто Россию не смог сдвинуть.

- А теперь посмотрите, пожалуйста, какая буква выделена жирным шрифтом?

- Прочитайте эти слова. (по одному)

- Эта буква выделена не случайно, она будет гостьей на нашем уроке.

- Мы познакомимся с ней позже, после физ. минутки

-нет

- их одежда (шейный платок, парик)

-на берегу моря.

- вдалеке изображенный корабль.

Слушают учителя

Ответы детей.

Слушают учителя

Читают строку

- Будь красивым

- Да

Ответы детей

- П

- Петров, побежденная.

Физминутка

Показ видео-ролика

Выполняют движения

3. Открытие нового знания. Работа по теме урока

- А теперь мы снова возвращаемся к нашей «Азбуке».

- На странице 79 в правом верхнем углу портрет буквы «П».

- Почему 2 буквы «П»?

- Из каких элементов она состоит?

- Буква «П» в русском языке обозначает 2 звука. [п] – твердый и [п‘] – мягкий.

- Составим характеристику звука [п].

 - «П» согласный или гласный?

- Он звонкий или глухой?

- Он твердый или мягкий? Вот на этот вопрос мы сразу не ответим. Ответить на помогут рисунки и схемы за красной чертой.

Организует работу у доски с карточками

- Что первым изображено на рисунке?

- И схема к этому слову

- Сколько слогов в этом слове? Пи-ла.

- Составим схему: пи (п- мягкий согласный), (и- гласная), ла (ударный слог, л – твердый согласный, а – гласная ударная). Пи-ла.

- В слове пила 2 слога слияния.

- Дадим характеристику звука «п»- согласный, мягкий в данном случае и глухой.

- Кто изображен на следующем рисунке?

- Работяга плотник. Это трудное слово.

- Сколько гласных в слове?

- Сколько слогов?

- Первый звук [п] (согласный, твердый) – он примыкает к слогу слиянию, «ло» и «т» примыкает тоже.

- Как называется такой слог? Это первый слог.

- 2 слог: ни (н – мягкий согласный, и – гласный) к.

- Под значком внизу обозначается звук, который изучается.

- Теперь дадим общую характеристику звука [п] по схеме.

- Какой звук [п]? Согласный или гласный?

- Он бывает твердым или мягким и всегда глухой. (повторить 4-5 раз)

- Теперь прочтем слоги, со звуком [п], которые даны ниже схем. Читаем хором.

- 1 ряд прочитает слоги, где звук [п] твердый.

- 2 ряд прочтет слоги, где звук [п] мягкий.

- А 3 ряд начнет вспоминать или составлять слова, в которых есть эти слоги. Позже подключаю остальные ряды для работы.

- Потому что одна заглавная, а другая строчная.

- Из 2 вертикальных и 1 горизонтальной линий.

Согласный.

- Согласный

- Глухой

В начале и в середине слова

- Пила

- 2 слога

Предположения детей

-Плотник

- 2

- 2

- Это называется слог слияние с примыканием.

- Согласный

- Пе, па, пи, пы, пу, по

- Па, пы, по, пу

- Пе, пи

- Пел, папа, писать, пыхтит, напугать, помощь. Различные варианты детей.

Познавательные:

Проводить классификацию.

Формулирование темы.

4. Закрепления с проговариванием во внешней речи.

- А теперь прочитаем слова, которые нам предлагают авторы учебника: пила, пилит, плотник (попросить детей по одному прочесть)

- А что же объединяет эти слова?

- Это названия профессий.

- Кто такой повар?

- Кто такой пилот?

- Кто это, капитан?

- А есть еще кое-что, что объединяет эти слова. Это наша буква «п», которая есть во всех этих словах. В каких-то в начале, в каких-то в середине.

- О профессиях, нам авторы предлагают интересные пословицы. Они не простые, но мы попробуем подумать.

- Читаю вместе с детьми «Хороший плотник и в поле работник».

- Плотник, это тот кто умеет хорошо работать с деревом.

- А причем в поле работник?

- Смысл в том, что тот кто умеет хорошо работать с деревом, т.е. он мастер, он работает. Он будет неплохо справляться и в поле с любой работой. Он умеет работать. Это главная мысль.

- А вот во второй пословице, мне кажется, будет кое-кому обидно. Прочитаем почему. «При хорошем плотнике у плохого руки трясутся», читаем вместе с детьми.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Хороший плотник – значит он много делает разных дел и очень хорошо делает их.

- А если человек плотник, но делает работу кое-как, неаккуратно, криво.

- Как вы думаете, какое у него будет чувство, когда он увидит плотника, который отлично выполняет свою работу? Вот он смысл этой пословицы.

- А замечательная пословица следующая: «Плотника не шуба греет, а топор».

- Какая странная.

- Вот холодно, мы оденем шубу и согреемся, а что топор тоже можно одеть? Да нееет. Что же это за пословица.

- Если большой и сильный мороз, то хоть пальто одевай, хоть шубу, все равно холодно.

- А вот человек в курточке, но в руки берет топор и как начнет работать, то конечно он согреется.

- Так получается не шуба греет плотника, а топор.

- Ну а следующая пословица «Добрый пример лучше ста слов»

- Конечно можно красиво говорить, а дело не делать. И что же получится. Нужно показать, как это делать. С умом, с интересом, да, это будет лучше, чем сто слов.

- Какая пословица вам больше всех понравилась, запомнилась?

- О чем рассказывает этот рисунок?

- Это же ребята, о чьих профессиях мы говорим на протяжении урока.

- Кто же наши мальчики?

- 1 мальчик… У него в руках рубанок, видно он хороший плотник. Рубанок – это столярный ручной инструмент, которым можно строгать дерево.

- 2 мальчик… Пилот

- 3 мальчик… Капитан, на нем такая замечательная тельняшка, фуражка с крабом. Фуражка с крабом это знак настоящего моряка.

- 4 мальчик… Самое вкусное.. это повар.

- А вы уже выбрали свою профессию?

- Подумайте, пожалуйста, почему вы уже сейчас, хотя вам всего 7 лет, а вы уже выбрали профессию.

- Чем она вам интересна?

- Это очень здорово, значит вы будите стараться, чтобы стать хорошим специалистом.

Организует работу у доски. Беседа

- Представьте, что вас показывают по телевизору и у вас просят рассказать немного о понравившейся вам или уже выбранной вами профессии.

- Представьтесь, как вас зовут..

Давайте перевернем страницу 80.

-Ребята, вы знаете, что такое конкурс? вы наверное в детском саду участвовали.

-а в каком конкурсе участвовали наши герои вам нужно отгадать.

-Послушайте внимательною

-О каком конкурсе говорится?

-В каком конкурсе участвовали наши герои найдите ответ в тексте.

Продолжите предложение…

-Какой рисунок вам нравится?

-Убедите нас, что этот рисунок самый лучший.

-

Предположения детей

Читают

- Звук [п] твердый

- Звук [п] мягкий

- Звук [п] мягкий

Ответы детей

Дети выдвигают гипотезы, предположения

Ответы детей

- Ему будет стыдно, руки затрясутся

Регулятивные: 

умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте дадим характеристику буквы «П». Какой она бывает?

- Характеристика звука [п]

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Спасибо за урок. До свидания!

- Заглавная и строчная

- Согласный, твердый/мягкий и всегда глухой

Ответы детей

Регулятивные:

освоение начальных форм познавательной рефлексии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...