Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Учимся писать изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Котовская Ирина Ивановна

Предлагаю  Вашему вниманию конспект  урока по русскому языку

в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ.

Одной из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения  является  развитие речи. Эффективным средством являются  письменные  пересказы  текстов. Невозможно выразить свои мысли и чувства, не обладая связной образной речью. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности, развивая УУД.  Описанное выше и является целью  урока по теме " Учимся писать изложение ". Технологическая  карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов.

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста.

При подборе текста учитывается  воспитательная направленность и познавательная ценность.  Текст знакомит учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью растений и животных.

К тексту прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения текста, задания для словарно - орфографической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchee_izlozhenie_3-y_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю  Вашему вниманию конспект  урока по русскому языку

в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ.

Одной из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения  является  развитие речи. Эффективным средством являются  письменные  пересказы  текстов. Невозможно выразить свои мысли и чувства, не обладая связной образной речью. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности, развивая УУД.  Описанное выше и является целью  урока по теме " Учимся писать изложение ". Технологическая  карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов.

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста.

При подборе текста учитывается  воспитательная направленность и познавательная ценность.  Текст знакомит учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью растений и животных.

К тексту прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения текста, задания для словарно - орфографической подготовки.

Автор : Котовская  Ирина  Ивановна

ГБОУ СОШ № 593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

Тема: Учимся писать изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Задачи урока:1.Личностные : развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово, умение чувствовать красоту, стремиться к совершенствованию собственной речи.

                         2.Метапредметные: самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по развитию речи.

                         3.Предметные: видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме , выделять в тексте-описании яркие детали как опорные для пересказа исходного текста, учиться  письменно пересказывать текст, уметь проверять написанное.

Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

  • Предметные: научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: презентация, учебник по русскому языку,  карточки

Этап урока

t

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

2 мин.

Проверка домашнего задания.

Стр. 124  упр. 1

Строить грамматическое рассуждение.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-7мин.

-Отгадайте  загадку.

Нашумела,  нагремела,

Всё  промыла  и  ушла.

И  сады  и  огороды

Всей  округи  полила. (Гроза)

-Кто  из  вас,  ребята,  сталкивался  с  такими  природными  явлениями,  как  гром  и  молния?

-Какие  чувства  у  вас вызвала гроза? (Ответы  ребят)

(Повторяем  правила  поведения  во  время  грозы. Приложение  2)

- Сегодня мы будем писать изложение.

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

7-10 мин.

Знакомство с текстом( на  карточках) ( см. приложение № 1)

- Прочитайте текст. 

 - Прочитайте,  как  дети  играли  в  лесу.

-Что  случилось  в  конце  дня?  

-Как  себя  чувствовал  Витя  во  время  грозы? Приведите  слова  текста,  подтверждающие  его  страх.

-Почему  же  мы  слышим  в  рассказе  Вити  слова: « Я  не  боюсь  ни  грома,  ни  молнии»?

-Какое   отношение  вызывает  у  вас  поведение  мальчика?  

-Какими  словами  можно  охарактеризовать  Витю?

- Назовите главную мысль.

( Витя  поборол  в  себе  чувство  страха. )

-Что  помогло  Вите  победить   свой  страх? ( Ответственность  за  девочку,  желание  помочь однокласснице.)

- Это текст? Докажите.

- На сколько частей можно разделить текст? (3.)

- Назовите. (Вступление, основная часть, конец)

- Разделите этот текст на части.

- Как можно озаглавить.

Составление плана.

- Прочитайте текст по частям и озаглавьте каждую часть.

Примерный  план.

  1. Дети  играют.
  2. Началась  игра.
  3. Вите  страшно.
  4. Встреча  с  Валей.
  5. Страх  ушел.

-Отложите  карточки.

- Давайте попробуем пересказать каждую часть текста.

Словарно-орфографическая  подготовка.

Объясните  написание  окончаний  имён  прилагательных:

днём (каким?) жарк…, летн…;

в  лесу (каком?) ближн…;

супа  (какого?) грибн…;

дождём (каким?)  проливн…;

шалашу (чьему?)  пастушь…;

испуга (какого?)  сильн…;

дубом  (каким?)  высок…;

дождя  (какого?)  сильн…;

страха  (какого?)  был…, сильн… .

Вставьте  пропущенные  буквы,  объясните  их  написание: ра…каз, интерес…ный,  грох…т,  гл…за,  х…тел,  закр…чать,  однокла…ница,  т…нул, почу…ствовал.

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы.

Различать названия падежей

Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения падежа у существительных и  прилагательных.

Соотносить  написание  падежных  окончаний  имён  прилагательных  с  таблицей  учебника  Ч.2  Русский  язык – 3 кл.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные:

работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые   высказывания.

Физ.минутка

Видео

4.Закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

15 мин.

Повторное чтение текста.

Написание изложения. (Помните, что каждую часть пишем с красной строки.)

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентируются в карточке.

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание. 

Домашнее задание

3 мин.

Подведение итогов.

- Что мы делали на уроке?

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

- Как вы   понимаете  пословицы  и  поговорки?

Без  беды  друга  не  узнаешь.

Друзья  познаются  в  беде.

За  добрым  другом  как  за  каменной  стеной.

Легко  друзей  найти,  да  трудно   сохранить.

Иди  вперёд – тогда  страх  не  берёт.

Отвага – половина  спасенья.

- Какие  пословицы  и  поговорки  подходят  к  этому  тексту?

Упр. 3,4  стр. 125  по  выбору.

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других.

Приложение 1

Изложение

Я не боюсь ни грома, ни молнии

Жарким летним днем дети гуляли в лесу. Они прочитали интересный рассказ, поели грибного супа.

        Вдруг набежали тучи, началась гроза. Под проливным дождём дети бросились к пастушьему шалашу.

Витя тоже побежал. Но раздался страшный грохот. От сильного испуга Витя присел под высоким дубом и закрыл глаза. Он хотел закричать, но подбежала одноклассница Валя.

- Как хорошо, что я не одна. Теперь мне не страшно.

        Витя оглянулся. Лес просто тонул в струях сильного дождя. Но разве можно бояться, когда рядом девочка ждёт твоей помощи.

- Успокойся, Валя! Я не боюсь ни грома, ни молнии!

И мальчик почувствовал: былого противного страха нет! (По В. Сухомлинскому)

Приложение № 2

Правила поведения во время грозы

Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.

Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.

Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!

При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом.

Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.

Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.

Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!

Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.

Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.

Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Урок русского языка в 4 классе «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на...

Урок русского языка на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

урок-закрепление изученного материала по теме "падежные окончания имен прилагательных"...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Урок русского языка «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» 4 класс Занков

Данный урок рассчитан на обучающихся четвёртых классов  начальной школы по УМК Занкова и имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на...

Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...