Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Степанова Наталья Анатольевна

Урок в 3 классе по русскому языку на тему "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное.

Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи

Тип: Открытие нового знания

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • учить выявлять признаки имен прилагательных;
  • учить определять лексическое значение имен прилагательных;
  • учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • определять лексическое значение имен прилагательных;
  • составлять словосочетания с именами прилагательными

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • планировать результат обучения;
  • делать вывод по наблюдениям;
  • классифицировать слова по общему признаку;
  • обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: литературное чтение (тема «Работа над лексическим значением слова»), окружающий мир (описание утки в упр. 110, описание березы в упр.109)

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., М: «Просвещение» 2012 г., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  , мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Орг.момент

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Психологический настрой.

- Прочитайте пословицу.

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

- И чтобы наш урок прошёл интересно и познавательно, я предлагаю вам приложить все свои усилия, старания, знания.

II. Актуализация знаний

- Запишите в рабочую тетрадь число, классная работа.

- Запишем слова (двое учащихся за доской)

       Большой, сосновый, лесной, тяжёлый, урожайный, морской, спортивный

- на какую орфограмму эти слова? (безударная гласная в корне слова)

- подчеркните орфограмму, поставьте в словах ударение.

- проверьте правильность написания друг у друга (взаимопроверка)

- теперь сравним с тем, что записано у ребят, работающих за доской (самопроверка проверка с помощью сигналов)

- поднимите сигналы те, кто написал без ошибок.

- Мы с вами определили, что все эти слова объединяет одна орфограмма, а по какому признаку они ещё связаны? (являются именами прилагательными)

- докажите (отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.)

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? ( имя прилагательное)

III. Работа по теме урока

1.- Откроем учебник на стр. 63. Мы начинаем большой раздел в изучении имени прилагательного. Прочитаем, что нам предлагает учебник, чему мы будем учиться (чтение детьми)

- А что мы уже знаем об этой части речи? Давайте составим КЛАСТЕР.

1. имя прилагательное- часть речи

2 отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

3. обозначает признак предмета

4. в предложении является второстепенным членом

2.- А сегодня мы с вами расширим наши знания об этой части речи.

-Для начала, предлагаю поиграть в игру: я называю предмет, а вы его признак:

Мяч. Карандаш. Облако. Кукла (дети отвечают поставив самостоятельно вопрос: мяч какой?...., карандаш какой?....)

- И так, я называла имена существительные, а вы?..(имена прилагательные), у нас получились (словосочетания), которые связаны между собой чем? (вопросом)

 От чего к чему? (от имени существительного к имени прилагательному).

- Какой мы можем сделать вывод? (имя прилагательное связано с именем сущ. по смыслу)

-Дополним кластер. (сущ.+прил.)

- Посмотрим, что нам даёт учебник по нашему выводу. Откройте стр 64. Прочитайте правило.

3. Закрепление изученного

 - Найдите упр 109.Прочитайте стихотворение великого русского писателя С. Есенина. (чтение стихотворения)

-  В этом предложении найдите имена прил и имена сущ с которым оно связано и выпишите их в рабочую тетрадь с вопросом. (дети выходят по одному цепочкой записывая словосочетания с вопросом)

Физ минутка

Продолжение работы по теме урока.

4.- Посмотрим упр. 110. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (вставить пропущенные слова, чтобы получился текст)

- Прочитайте слова для справок и скажите к какой части они относятся (к прил.) Докажите.

- В каком порядке мы должны выполнить это упр., чтобы не было ошибок? (сначала прочитаем текст, потом слова для справок и только после этого будем эти слова вставлять в текст)

- Даю вам 5 мин. для того, чтобы вы выполнили эту работу. А ( Серёжа) вставит их на компьютере.

 - Самоконтроль. Проверим, правильно ли у вас у вас получилось? (с помощью сигналов) (упражнение появляется на интерактивной доске)

- Давайте прочитаем текст без имён прилагательных.

- А теперь с прилагательными

- Какой текст вам понравился больше? Почему?.

- Так какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (делает предложение более содержательным, красивым, интересным, выразительным)

- Дополним КЛАСТЕР.

5.- Следующее упр. 111(разбор устно)

Задание: выписать 3 имени прил. Дополнив им. сущ. (самостоятельная работа)

Проверка. Кто из вас выписал имя прил. обозначающее признак предмета по запаху?...по величине…и т.д.)

 

6. –Сейчас у вас будет самостоятельная работа. На ваших столах лежат карточки. Прочитайте задание и выполните его в карточке.

 - Я проверю ваши ответы и на следующем уроке их обязательно проанализируем и обсудим.

(дети сдают карточки вместе с тетрадями)

 

. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Продолжите фразу…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ……

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ПОХВАЛИЛ БЫ СЕБЯ ЗА,…..

                        Карточка для учащихся высокого уровня:

 

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст.

Подснежники.

Наступает ________________ весна. Светит _______________ солнышко. Тает

____________________ снег. Появляются______________  цветочки. Они  называются  -

подснежники.

Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) .

Подснежники.

Наступает ________________ весна. Светит _______________ солнышко. Тает

 ____________________ снег. Появляются_________________ цветочки. Они называются  -

подснежники.

Слова для справок:  долгожданная, последний, ласковое, ранние.

 

Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Подчеркни прилагательные.

Подснежники.

 Наступает долгожданная весна. Светит ласковое солнышко. Тает последний снег.

 Появляются  ранние цветочки. Они называются  - подснежники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...