Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Строчные буквы ъ и ь (разделительные)"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Батина Надежда Александровна

На данном уроке обучающиеся получают представление о том, в каких случаях пишется разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, происходит формирование навыков чтения и письма слов с данными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (письмо) – 1 класс

Тема: Строчные буквы ъ и ь (разделительные)

Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, формировать навыки чтения и письма слов с данными буквами.

План. результаты:

Предметные:

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Оборудование: карточки со словами, индивидуальные карточки с образцами написания, текстами для работы в паре.

Ход урока:

I. Организационный  момент

II. Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

вюга, семя, друзя,

обяснить, подём, вехал

-Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

- Кто может назвать тему урока?

-А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

III. Чистописание

- Откройте рабочие тетради, запишите число.

-Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки (образец написания на карточках).
-Пропишите строку с буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

-Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на доске:

пья, роъ, въе, зъё, ъпи, вьи, лье, дъю

Все ли из них можно встретить в словах русского языка? (роъ, ъпи)

-Объясните свой выбор. (Отмеченные буквосочетания стираются)

-Запишите оставшиеся буквосочетания.

IV. Работа по теме урока.

 1.Игра «Замени одним словом».

 (Читает учитель, ученики ищут слово в карточке и записывают в тетрадь  в  2 столбика: с ь и с ъ знаками)

Вместимость чего-либо (объём)

У мамы два сына. Они друг другу ..? (братья)

Движение вверх (подъём)

Раздвоение железнодорожного пути (разъезд)

Женская цельная одежда (платье)

Заострённые палки (колья)

Место, где живут люди (жильё)

Потребление пищи (съел)

Физкультминутка.

2. Игра «Найти слова»: дети перемещаются по классу и отыскивают карточки со словами, в которых пишется разделительный  ъ или ь. На месте ъ или ь в словах пропуск. Дети, найдя слово, должны в группе посовещаться и совместно принять решение о том, какой знак нужен в слове. Выигрывает команда, которая наберет большее количество слов.

1 группа – с  разделительным ъ,   2 группа – с разделительным ь

Слова для игры: ружьё, копьё, хлопья, шьют, вьюнок, съёмка, объект, объятия, бельё, барьер, серьёзный, съедобный, объехать, подъезд, разъём, съёжился.

2.-Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Мы с товарищем вдвоем

        Шли на лыжах на подъем,

        А потом с горы спускались,

        Разъезжались и съезжались,

        Объезжали все пеньки,

        Доезжали до реки.

        А от речки отъезжали,

        Снова к горке подъезжали,

        Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

Назовите слова с разделительным ъ, которые вы услышали в стихотворении.

 V. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Работа в парах.

-Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в парах. (задание на карточке.)

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

Проверка: один ученик от пары зачитывает получившийся текст, грамотность работы оценивает учитель.

V. Итог урока.

VI. Рефлексия

Работа по карточкам, самостоятельно образовать  форму множественного числа и подчеркнуть в словах ь.

Друг - ……….

Воробей - ……….

Оценить свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"

Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса  по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Буква Р, р".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...