Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель: формирование умений определять падежи существительных, пользуясь алгоритмом и словами-помощниками; прививать аккуратность, любовь к языку; воспитывать грамотных и культурных людей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падежи имен существительных по алгоритму; изменять слово в тексте по смыслу; сравнивать написание и произношение слов; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: таблица с названием падежей, падежными вопросами и карточки для каждого учащегося с названием падежей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель: формирование умений определять падежи существительных, пользуясь алгоритмом и словами-помощниками; прививать аккуратность, любовь к языку; воспитывать грамотных и культурных людей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падежи имен существительных по алгоритму; изменять слово в тексте по смыслу; сравнивать написание и произношение слов; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: таблица с названием падежей, падежными вопросами и карточки для каждого учащегося с названием падежей.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Словарный диктант /записать словарные слова и по первым буквам составить слово, которое подскажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке/. Пенал, аптека, деревня, енот, жёлтый, интересно/.
- Определение темы урока.
- Дети читают падежи и вопросы к ним по таблице.
- Учитель предлагает грамматическую сказку
«Откуда пошли названия падежей».
Он ещё не родился, а уже думали, как дать ему имя, и решили назвать – именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
- Самоопределение к деятельности.
/Учитель предлагает послушать стихотворение и определить какое слово в нем изменяется по падежам/
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте. /А.Грачев/
/Учащиеся определили слово, которое изменяется в стихотворении по падежам. Это слово – кот/
Задание: выписать словосочетания со словом КОТ, определить падежи этого слова в каждом словосочетании. Проверка работы.
- Физминутка.
Вышли уточки на луг – кря-кря-кря (шагают)
Пролетел веселый жук – ж-ж-ж! (машут руками)
Гуси шеи выгибают – га-га-га! (вращают головой по кругу)
Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево и вправо)
Ветер ветки раскачал, (качают поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал – р-р-р! (руки на поясе, наклоняются вперед)
Зашептал в воде камыш – ш-ш-ш! (руки вверх потянулись)
И опять настала тишь – ш-ш-ш! (присели)
- Работа по теме урока.
- Работа по учебнику (с. 22, упр. 33). Комментированное письмо.
- Коллективная работа. Работа по цепочке у доски и в рабочих тетрадях. Задание: записать словосочетания, раскрывая скобки, изменяя существительные по смыслу, определить у существительных падеж.
Добрался (до) город, следить (за) игра, приготовил (для) брат, посидел (у) ручей, подойти (к) школа, отплыл (от) берег, растет (в) земля, вырос (около) забор.
- Самостоятельная работа /пользуясь таблицей с падежами и алгоритмом, записать словосочетания и определить падеж существительного/.
Слетел (с) голова, проститься (с) мама, плыть (по) река, написал (без) ошибка, войти (в) квартира, пойти (за) вода, вылетел (из) гнездо.
/Взаимопроверка выполненной работы/
- Повторение изученного.
/Записать под диктовку пословицы, подчеркнуть изученные орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, объяснить смысл пословиц/
И большой корабль на мель садится.
Леность наводит на бедность.
Вешний день год кормит.
Под лежачий камень вода не течет.
Правда глаза колет.
/Проверка выполненной работы/
- Подведение итогов урока.
- Какие приемы определения падежа вы узнали на уроке?
- Все ли вам понятно было на уроке?
- Какое задание вам было интересно?
- Кому трудно было определить падеж? Почему?
- Какую роль играют предлоги?
- Помогают ли они определить падеж?
- Определение каких падежей вызывают трудности?
- Домашнее задание.
с. 22 упр. 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45178.jpg)
Открытый урок русского языка для 3 класса по теме "Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи"
Урок был проведён в рамках областного семинара на базе нашего лицея....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47889.jpg)
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-884985-1485603001.jpg)
Конспект урока русского языка "Изменение существительных по падежам" (УМК "Школа России" 3 класс)
....
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж».
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-1204059-1589712829.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"
Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...
Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/24/picture-24882-1382613882.jpg)
Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...