Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Царева Ирина Ивановна

В методической разработке представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию работы в парах на уроках русского языка в 1 и 2 классах,как одну из форм коллективной организации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

             


 

 

                                                                                                                             

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе.

Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека  способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.

Самые благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной  работы я  даю дифференцированно.

  Предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка ум научить внимательно выслушивать ответ, тактично  исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю ения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.

На доске:

Рука – ручонка, ручонка – ручей.
Ножонка – нож, ножонка – нога.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и  виде урока.

Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе:  важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для  диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст; 
5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические  сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2)  ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

Например, на уроке русского языка я использую следующие карточки для учащихся:

2 класс. Тема: «Имя существительное». (Закрепление. Работа в парах)

Карточка №2

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик.
3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик.
4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите.

Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!

2 класс. Тема: «Родственные слова». (Закрепление. Работа в па

Карточка №3

1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень.
Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница.
2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река.

2 класс. Тема: «Понятие  глагола». (Изучение нового. Работа в парах)

Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия.

Карточка №1

Девочка рисует. Мальчик читает.1. Рассмотри  рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает девочка?
– Назови, что делает мальчик?
2.Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Дети работают по знакомому алгоритму:

  • прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
  • ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
  • прочитай нижнюю часть карточки;
  • выполни это задание в тетради;
  • проверь себя;
  • расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
  • обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам.  Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

.

Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»

1. Что выражает предложение? Как связаны слова в предложении? Когда в конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак? (с. 67-69)
2. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с. 73) Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? (с.75)
3. Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова? (с. 86) Докажи.
4. Как переносить слова с мягким  знаком в середине слова? (с. 90-91)
5. Почему слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять? Какие слова являются проверочными? Почему? (с. 96-98) Приведите примеры.
6. Что такое ударение? Какой слог называется ударным? (с. 102)
7. Какие гласные в словах нужно проверять? Почему? Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? (с. 104-105)
8. Когда пишется разделительный твердый знак? (с. 114)
9. Знаешь ли ты слова с двойными согласными? Как переносить слова с двойными согласными? Приведите примеры. (с. 121)
10. Какие слова называются именами существительными? (с. 6)
 и т.д.
Методика работы с вопросниками может вестись по-разному.

Можно опросный лист вывесить на доске и предложить  всем ученикам подготовиться. Затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики подтверждают своими примерами. Когда все вопросы рассмотрены, я даю образец ответа. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов.

Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик  является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, если дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает  слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться  друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики учатся:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
  • быть справедливыми и толерантными.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

  • обсуждаются разные варианты решений;
  • отвергаются ошибочные варианты;
  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.

Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться  методических рекомендаций.
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале. Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  • растет самокритичность;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • возрастает сплоченность класса;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников

        

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе....

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...