Технологическая карта урока русского языка во 2 «А» классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Белова Елена Владимировна

Цель  урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 «А» классе

УМК Начальная  школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.

Учитель начальных классов:

 Елена Владимировна Белова,

  МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»

                                                   Г.Тетюши, 2017 г

Цель  урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи  урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
 

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
 Начался урок.

Тихо, правильно сидим,

Чётко, верно говорим!
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Проверка  домашнего задания: структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН  – «встать – сесть»

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

1.Я справилась(ся) с домашним заданием.

2. Домашнее задание было трудным.

3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

Сообщение темы и определение задач урока.

– Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать задачу

На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Значение суффикса» и на сегодняшнем  уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы  в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И,  и  и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии  ии  ие  ик  ил  ищ  (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.

- Вспомните из прошлого урока, какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение ? (-ик-, -к-, -еньк-, -оньк-, -онок-, -ёнок- детёныша)


2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота?          Котик  (Слайд №4)

-Какое  значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.  (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

  1. Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  1. Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать?  (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах): ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу  уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды.  Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят  слова.

Заполнение кластера. (Слайд №6)

                                                      Части слова

Корень                                       Суффикс                                Окончание

Общая часть                        для образования                   для изменения

родственных слов             новых слов                              формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №7)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

 –ок-.

4. Работа с правилом. 1.Откройте учебники на стр. 111 и проверьте себя, прочитав правило нахождения суффикса в слове.

- Работа в парах.  Пользуясь правилом (алгоритмом), найдите суффиксы в словах .  (Слайд №8)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №9, 10, 11)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов  можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

 Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №12)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания  жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств.  (Слайд №13)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №14)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №15)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в тетрадь по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем  уроке.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

 1. - Я сегодня научился….

      - Мне понравилось…

 -Мне это обязательно пригодится…

2. - Оцените свою работу на уроке знаками («!», «+», «-«)

Домашнее задание. Объяснение.
Стр.112 упражнение №2.

- Всем ли понятно, как выполнить домашнее задание?

Оценивание.

- На этом урок окончен. Спасибо за работу!

Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ,  обобщение.
Умение работать в паре.

Взаимоконтроль.

Подведение промежуточного итога.
Оценка.

Выведение аналогии.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.



Предварительный просмотр:

Ф.И.______________________________________________________                         Карточка  с заданиями.

1. Найди и подчеркни верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
    Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
    Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
    Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
    Суффикс имеет значение.
2.Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах:

Голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок

3.  Поставьте галочку в кружке, если ответ «да».
  Понимаю, что такое суффикс.
  Умею находить суффиксы  в словах.
  Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
  Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Ф.И.______________________________________________________                          Карточка  с заданиями.

1. Найди и подчеркни верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
    Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
    Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
    Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
    Суффикс имеет значение.
 2.Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах:

Голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок
3.  Поставьте галочку в кружке, если ответ «да».
  Понимаю, что такое суффикс.
  Умею находить суффиксы  в словах.
  Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
  Умею образовывать новые слова с помощью суффиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....