"Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Масликова Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Род имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx17.96 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Род имен существительных».

Цель: формировать умение определять род имени существительного        

Планируемые результаты: 

Предметные:

-  определять  грамматические признаки имён существительных - род, число;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс. Презентация к уроку, экран, проектор.

Род имён существительных

Ход урока

I.Организационный момент.

-Здравствуйте дети!

Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем, вы узнаете после проделанной работы. Чтобы наше путешествие прошло удачно надо, чтобы все приборы работали исправно, в салоне была чистота и порядок. Поэтому первое задание будет минутка чистописания. Разделю на 3 группы.

II.Актуализация знаний

Чистописание.

Буквы и слова для минутки чистописания у каждой группы будут свои.

1 группа: Эта буква встречается во всех следующих словах: рот, риск, корка. (слайд №1)

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Рр)

2 группа: Эта буква встречается во всех следующих словах: компот, майка,

               коза.

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Кк)

 3 группа: Эта буква встречается во всех следующих словах: торг, рот, власть.

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Тт)

 Назовите, какие буквы записали. Какой вид транспорта получится, если добавить гласные буквы? (Ракета)

Дети, а давайте вспомним какое правило мы с вами изучили на прошлом уроке. (Род имён существительных помогает не только обозначать мужчин и женщин, но и правильно связывать имена существительные с другими словами в словосочетании или предложении.)

Давайте посмотрим на задание в учебнике на стр.10.упр 11. (устно)

Словарная работа.

 Дети я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а вы найдите среди картинок отгадки, запишите  их в свою тетрадь в строчку через запятую. Подчеркните орфограммы

- Вспомним, первое слово пишется с заглавной буквы. ( слайд №2 картинки)

Самый бойкий я рабочий

Деревянная шея,
Железный клюв,
Кричит: «тук-тук-тук! (Молоток)

Кланяться, кланяться,

Придёт домой растянется. (Топор)

Быстро грызёт, мелко жуёт,

А сама не глотает. (Пила)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

Крепкий рот на тех сердит,

Кто зазря в доске сидит. (Клещи)

Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

Стоят в один ряд

Острые пальчики цап- царапки:

Подбирай охапки. (Грабли)

- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной.

-Какие безударные гласные в словах можно проверить? Назовите проверочные слова.

- Как назвать отгадки одним словом с общим значением? (Инструменты)

III.Самоопределение к деятельности

-Составьте три словосочетания прил+сущ. Со словами, обозначающими инструменты. Запишите. Укажите род.

-Назовите слова, у которых вы затрудняетесь определить род. (Тиски, грабли, клещи, ножницы)

-Как вы думаете, почему невозможно определить их род?  (К ним нельзя подставить слова оно моё, она моя, он мой.)

IV.Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Решение проблемной ситуации

Упр.15.ст 12

-сделайте вывод: как определить род имён существительных во множественном числе?

-сделайте вывод: какие имена существительные не имеют грамматического признака- род?

Упр.16. ст12

-Прочитайте задание, ответьте на вопрос.

-Составим алгоритм работы.

V.Физкультминутка.

А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) 

VI.Продолжение работы по теме урока

Работа с учебником. Ст. 12

-Прочитайте слова с непроверяемым написанием в рубрике «Твой словарик» (Ботинки, валенки)

-Назовите орфограмму в слове «Ботинки». (Буква безударного гласного О в корне)

-Прочитайте слово орфоэпически.

-Прочитайте слово орфографически

-Назовите орфограммы в слове «валенки». (Буква непроверяемого безударного гласного Е в корне)

-Прочитайте слово орфоэпически.

-Прочитайте слово орфографически.

-Запишите слова в тетради, разделяя на слоги.

-Можно ли определить род имён существительных?

Упр.14.ст.11

VII. Рефлексия. (Раздаю карточки с заданиями)

-Выпишите слова, у которых возможно определить род имени существительного. Составьте с ними словосочетания и определите род.

Штаны, ботинки, качели, кресла, гусли, карусели, щипцы, очки, овцы, колготки, туфли, лекарства.

(Самопроверка. Несколько учащихся зачитывают свои словосочетания.)

VIII. Подведение итогов урока.

-Чем удивили вас сегодня слова русского языка

-Какие правила надо знать при определении их рода?

- Всё ли было понятно?

Домашнее задание.

Выполнить упр.34 (с.24) в рабочей тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

рот, риск, корка компот, майка, к оза . торг, рот, власть.

Слайд 2

Ракета

Слайд 3

Деревянная шея, Железный клюв, Кричит: «тук-тук-тук! Кланяться , кланяться, Придёт домой растянется. Быстро грызёт, мелко жуёт, А сама не глотает. Два кольца, два конца, Посередине гвоздик.

Слайд 4

Крепкий рот на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. Кто ест сено без рта тремя зубами? Стоят в один ряд Острые пальчики цап- царапки: Подбирай охапки.

Слайд 5

Инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...