Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Савощенко Ирина Валерьевна

Русский язык тема "Местоимение" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 4 "Б"

Школа: МАОУ «СОШ №15 г.о. Железнодорожный»

Учитель: Савощенко Ирина Валерьевна

Предмет: Русский язык

УМК: "Школа России"; учебник В.Г. Горецкий, В.П. Канакина «Русский язык», 2 часть (Стр. 52 - 54).

Раздел: Личные местоимения

Тема: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Цель:

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу;

 - развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся,

- воспитывать нравственность: активность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, уважение к достоинству других, привитие интереса к предмету.

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Индивидуальная

деятельность

Итак, начинается урок, Постарайтесь всё понять, Свои знания показать.
Интересное узнать.

Мы будем все видеть.

Мы будем внимательно слушать.

Наш девиз урока: Путь к успеху.

Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные УУД: формирование

эмоционального настроя на урок

2.. Словарная работа

Коллективная

деятельность

 

Мы пишем красиво и легко.

Мы пишем быстро и уверенно.

Презентация слайд 1.

- Внимательно прочитайте предложения. (слайд 2)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

Что общего между этими словами?

Дети записывают дату в тетрадях.

Читают текст

Выписывают Слайд 3

березы - (они)

ученик - (он)

девочка - (она)

помидоры - (они)

путешествие - (оно)

Они все словарные.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

3.Актуализация знаний. Целеполагание.

4. Открытие нового знания.

Коллективная деятельность

Коллективная,

парная деятельность

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения?
  • Посоветуйтесь и решите, что можно изменить?
  • Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?
  • Место какой части речи заняли новые слова в предложениях?

(Слайд 4)

Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или, о чем идет речь в предложении?

Местоимение- это часть речи, которая только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. слайд 5

 Определите тему нашего урока.  слайд 6

Откройте рабочую тетрадь стр.31, упр.68

П и с ь м о по памяти.

Прочитайте, выполните задание.

Прочитайте ещё раз и запишите по памяти первую и вторую строки

Я и мы, Ты и вы, 
Он, она, оно, они - 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения.

Что вы написали?

Как называются местоимения -я, мы ты, вы он, она, оно?

Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

(Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежит лично кому-то.)

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению. (относительными. отрицательными, притяжательными и др.)

А сейчас мы прочитаем правило на стр.52

 Выполним упражнение 109 стр.52 (устно) и одновременно заполняем таблицу в рабочей тетради стр. 31 упр. 69

Нам надо заполнить таблицу.

Сначала распределим личные местоимения по числам.

Теперь нам надо распределить их по лицам.

Обратимся к упражнению 109.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я?

Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты).

 Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам. (проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе?

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: Это местоимения множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении?

Прочитайте местоимения 3 лица.

- Какого рода местоимения он, она, оно?

- Можно ли определить род остальных личных местоимений?

Сделайте вывод: какие местоимения и в каком числе изменяются по родам?

Заменить, другими словами

Записывают местоимения

(они, он, она, они, оно)

  МЫ, Я

Березы, ученик,

Девочка, помидоры, путешествие.

 

Место имени существительного.

Нет.

Тема нашего урока: "Личные местоимения"

рабочая тетрадь стр.31, упр.68

Я и мы, Ты и вы, 
Он, она, оно, они - 

Местоимения -Я, мы ты, вы он, она, оно, они.

 

они называют личными

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь

читают

Ед. число –Я, ты, он, она, оно.

Множ. число-  Мы, вы, они.

читают

(мы)

(вы).

Учебник стр.53 рубрика «Обрати внимание».

Вежливая форма обращения.

(они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

Муж., жен., сред..

Нет

Местоимения 3 лица, единственного числа изменяются по родам.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (Коммуникативные УУД)

 

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД)

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

Самоопределение.

Внутренняя позиция школьника.  Чувство необходимости учения. (Личностные УУД)

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5. Первичное закрепление изученного.

Коллективная,

Индивидуальная

деятельность

Игра "Четвёртое - лишнее". СЛАЙД

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)

- Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова,

укажем лицо и число личных местоимений.

 

 

 

об-ся 1 ряда

об-ся 2 ряда

об-ся 3 ряда

об-ся 1 ряда

об-ся 2 ряда

об-ся 3 ряда

 

Я, они, ты.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации, умение наблюдать и делать простые выводы.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с товарищем, умение слушать и понимать речь других.

Физкультминутка

Коллективная деятельность

Массаж кистей рук.

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.

3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

  •   Я иду, и ты идёшь

  • Раз, два, три

  • Я пою, и ты поёшь

  • Раз, два, три

  • Мы идём, и мы поём

  • Раз, два, три

  • Очень дружно мы живём
  • Раз, два, три

Игра «Различи на слух»

-Я буду называть существительные и местоимения, а вы подпрыгните, если услышите местоимения.

(груша, она, он, Женя, оно, сказка, мы)

 

(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

(ладонь в кулак, большой палец вверх)

(хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать.

Личностные: ображение  к личным чувствам.

5.  Первичное закрепление изученного.

Групповая деятельность

Работа в группах (на карточках).

А). Редактирование .

1.Сегодня ребята читали книги. Ребята узнали много нового.

2.Мама пришла с работы. Мама сегодня устала.

3.Мой друг живёт в соседнем доме. Друг учится в моём классе.

4.Ученики внимательно слушают. Поэтому ученики много знают.

5. Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко.

6. У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.

 

Б) Упражнение в подборе подходящих по смыслу местоимений.

-Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

Знаете ли …, что люди издавна употребляли в пищу цветы?

В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … придают блюду особый аромат.

В Индии любят компот из цветков банана.  ….полезный и приятный на вкус.

А в Китае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. А…хотели бы попробовать эти лакомства?

Когда … ем,     … глух и нем.

Проверка.

 

ВЫ-2л., мн.ч..

ОНИ- 3л., мн.ч..

ОН – 3л., ед. ч., муж. род.

ОНИ- 3л., мн.ч..

ВЫ-2л., мн.ч..

Я- 1л., ед. ч..

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с товарищем, умение слушать и понимать речь других,

Умение

продуктивно

взаимодействовать

в группе.

6. Итог урока. Рефлексия

Коллективная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная  деятельность

Рефлексия: (в форме теста)

1. Что такое местоимение?

Слова, которые…

а) называет предмет; К

б) указывает на предметы, не называя их; У

2. К 1 лицу относятся местоимения:

а) я, ты, мы; Б

б) он, я, вы; Г

в) я, мы. С

3. Местоимения Вы пишется с большой буквы :

а) когда обозначает много людей; К

б)вежливая форма обращения к старшим. П

4. В какой строке местоимения указывают на предмет?

а) я пишу в тетрадь; К

б) он стоит на столе; Е

в) ребята пишут. Д

5. Личное местоимение находится в строке

а) ель; З

б) ем;  Ж

в) он ;  Х

- Ключевое слово: УСПЕХ

 

Дополнительный материал:

«Игра на ковре».

Шкатулка с существительными. Необходимо заменить сущ. местоимениями.

Существительные:

 Маша, дом, ученик, тетрадь, класс, девочка, отметка, цветок, игрушка, человек, медаль, апельсин.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики подходят к доске, где изображена гора «Успеха», и закрепляют свою фишку.

 

Личностные:  самооценка; адекватное

понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками; формулирование и

аргументация своего мнения, учет разных

мнений

7. Домашнее задание.

Индивидуальная  деятельность

Откройте дневники и запишите домашнее задание (по желанию, на выбор).  Прочитать таблицу на с.52  и выполнить письменно  упр. 111 на с.53 ИЛИ напишите сочинение  на тему "Мой друг и я", ставя местоимение я на второй план по значимости и частоте употребления.

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

 

Личностные: по своим сформированным умениям  выбирать задание по интересу, адекватная мотивация

учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать

учебную цель и задачу

Материалы и оборудование: презентация, учебники, тетради, ручки, карточки для групповой работы, шкатулка с существительными.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения), игра, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа, словесный (беседа), наглядный.

Предполагаемый результат урока: Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь

Работа в группах (на карточках).

А). Редактирование

  1. Сегодня ребята читали книги.

     Ребята узнали много нового.

А). Редактирование

2.  Мама пришла с работы.

    Мама сегодня очень устала

А). Редактирование .

3.  Мой друг живёт в соседнем доме.  

    Друг учится в моём классе.

А). Редактирование .

4.Ученики внимательно слушают.

Поэтому ученики много знают.

А). Редактирование .

5.  Девочка ходила в магазин.

        Девочка купила молоко.

А). Редактирование .

6. У дороги росли липы.

     Липы были старые, ветвистые.

 

Б) Упражнение в подборе подходящих по смыслу местоимений.

1ряд 1гр.          Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

Знаете ли …,  что люди издавна употребляли в пищу цветы?

______________________________________________________________

1ряд 2гр     Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

В Болгарии варят варенье из лепестков роз.  

   … придают блюду особый аромат.

_________________________________________________________________

В2 ряд 1гр.     Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо

В Индии любят компот из цветков банана.  

 …. полезный и приятный на вкус.

_________________________________________________________________

4

2ряд 2гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

А в Китае варят лилии в молоке.      

…придают блюду особый аромат.

_________________________________________________________________

5

3ряд 1гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

А  …  хотели бы попробовать эти лакомства?

_________________________________________________________________

6

3ряд 2гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Укажите лицо.

Когда … ем,     … глух и нем.

_________________________________________________________________

Рефлексия: (в форме теста)

1. Что такое местоимение?

Слова, которые…

а) называет предмет; К

б) указывает на предметы, не называя их; У

2. К 1 лицу относятся местоимения:

а) я, ты, мы; Б

б) он, я, вы; Г

в) я, мы. С

3. Местоимения Вы пишется с большой буквы:

а) когда обозначает много людей; К

б) вежливая форма обращения к старшим. П

4. В какой строке местоимения указывают на предмет?

а) я пишу в тетрадь; К

б) он стоит на столе; Е

в) ребята пишут.

5. Личное местоимение находится в строке

а) ель; З

б) ем;  Ж

в) он ;  Х

Ключевое слово: __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...