Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чистякова Валентина Николаевна

конспект урока 2 класс УМК "Планета знаний" "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx37.64 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе.

Тип урока:  урок открытия нового знания
 Цели урока:

  • Предметные:
  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
  • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.

Ход урока.

I.  Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль меня готовы слушать?

И пятерку получать?

Что ж тогда, друзья, позвольте

Поскорей урок начать!

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

И сегодня нас ждут новые интересные открытия.

- Давайте откроем тетради и запишем число.  Классная работа.

- Как мы учимся писать на уроках русского языка?(красиво и правильно)

-Верно. С чего мы начинаем  всегда работу в тетради? (с минутки чистописания)

Чистописание (слайд)

- Найди лишнюю букву  (Ь)

- Почему? (не обозначает звука)

- Напишем красиво букву «мягкий знак» (взяли ручки  и  пишем со мной в воздухе)

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Узнать тему урока вам поможет следующее задание. (слайд)

В-р-бьи, за-чьи, р-бячьи, об-зьяна, п-ньки.   

- Прочитайте слова. Чем они похожи?           (во всех словах пишется буква ь)

-  Какое слово лишнее? Почему?    (Лишнее слово пеньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)

- Что общего у оставшихся слов?     (разделительный мягкий знак)

- Сделайте вывод? Какова тема урока? Слайд  (разделительный мягкий знак)

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. 

–А  каких целей мы должны достичь на уроке? (Пополнить знания о разделительном мягком знаке и узнать, где он пишется)  !!!

- Я тоже поставила перед собой цель, но озвучу её в конце урока.

2. Словарная работа.      (Слайд)

- А что ещё объединяет оставшиеся слова? ( это словарные слова)

- Спишите  слова в тетрадь, вставив пропущенную букву.

Работа в паре.  Взаимопроверка.

- Сейчас  поменяйтесь тетрадями и  проверьте работу по орфографическому словарю.        

- Оцените её при помощи знаков. (слайд)

 «!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+» Хорошо, но ещё не много ошибаешься.

 «-» Тебе нужна помощь.

Проверка учителя:  Поднимите руки  кому поставили  +,   -,   !

Ученик:              Заглумонина В.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

III. Самоопределение к деятельности.

−        Давайте, вспомним, что же мы с вами знаем про мягкий знак.

Вот ромашка непростая,            (слайд)

А чудесная какая.

Посмотрите на лепестки ромашки.

- Что может быть у них общего?(обозначают мягкость)

- Какая буква лишняя? Почему?  (слайд)     --- Проверим!

- Давайте рассмотрим алгоритм и вспомни , где пишется мягкий знак –  как  показатель мягкости?  (в конце и в середине слова между двумя согласными) 

-А что объединяет оставшиеся буквы?   ( они гласные )  --  Какую работу они могут ещё выполнять? (дают два звука).  

   -Вспомним, когда они обозначают два звука.  Как они называются?  (йотированные)   (слайд)

я

е

ё

и

ю

[й’а]

[й’э]

[й’о]

[й’и]

[й’у]

А что бы нового вы сегодня хотели узнать ?

  • Пополнить свои знания о  разделительном мягком знаке.
  • Когда пишется разделительный мягкий знак.

     *  Составить алгоритм написания разделительного ь.

* Какую роль  ещё играет мягкий разделительный  знак в словах.

 IV.  Работа по теме урока.

   1.   Сейчас мы проведем с вами исследование на тему “ Правописание слов с       разделительным  мягким знаком ” и попытаемся ответить на ваши вопросы.

      «А лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

– Значит, мы открываем что-то новое.

Давайте  исследуем слова и попытаемся определить когда же пишется разделительный мягкий знак. (слайд)

            Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

     а) прочитайте  слова,  тетерь  запишите  их в тетрадь;  (к доске  ученик )

     б) букву, которая написана перед  ь  знаком- подчеркни одной чертой; 

     в) букву, которая написана после  ь знака - подчеркни двумя чертами; (    Пауза)

 

     г) сделай вывод:    где пишется разделительный Ь знак в словах?

         

 ( После согласных , Перед гласными е, ё, и, ю, я )

- А сейчас прочитаем эти слова без разделительного мягкого знака.

- Как звучат эти слова?

- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах? (разделяет согласную от  гласной)    

-Так  где же пишется разделительный мягкий знак? Посмотрим на алгоритм. После согласных, Перед гласными е, ё, и, ю, я

Послушайте стихотворение.  ( читает ученик)      Воробьёв З.

Слева от меня- согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

- А теперь прочитаем по учебнику это  правило   с.56   (хором)

Физкультминутка (слайд)

Самостоятельная работа по вариантам.      (слайд)

- Проверим, как вы научились не  только распознавать слова с  разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.

Прочитайте слова :   Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.

[й’а]    [й’и]     [й’у]    [а]

Задание:    Запишите слова по вариантам.

1 вариант – с разделительным мягким знаком.

2 вариант – слова  без  мягкого знака.

Рядом со словом  напишите, какие звуки обозначает гласная буква после  разделительного  ь.

 - Какие слова вы выписали?     Проверим.                            

-1 вариант – Докажите.

-2 вариант – Докажите.

   −        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

7.  Работа в группах.

Внимание на экран .            Слайд  –    группа детей нашего класса.

– Эти детишки улыбаются, они веселы, наверное, потому, что они друзья.

– Почему хорошо иметь друга или друзей?

– Сейчас вы будете работать группах. Объединяемся в группы.  Будьте дружны, помогая друг другу.  (раздать задания)

Замените словосочетания на каждой строке одним словом с разделительным Ь.

  • Снежная буря   - вьюга
  • Мама, папа, дети – семья
  • Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
  • Дом, жилище – жильё
  • Домики для пчёл – ульи

 .   В какое время года улетают птицы на юг?  -осенью

 

–  Выступает от группы спикер.

– Докажите, что правы вы.  Где же пишется  разделительный Ь? (правило)

_ - А теперь  нас ждёт задание повышенной сложности.  Выполним его по учебнику с.56, упр. 9

Выполняем устно. Обоснуйте свой ответ.

  Для слабых учащихся раздаются карточки... 

Возьмите карточку. Прочитайте задание.

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

  1. сидит, на, снегирь, рябине 
  2.  птицы, деревьях, на,  гнёзда,  вьют
  3. на, лесную, вышел, полянку, олень 

6. Рефлексия урока. 

– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое знание открыли?

 ( алгоритм написания разделительного знака)

Где же пишется разделительный Ь?

  • Что удалось на уроке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?

– А теперь вернемся к целям, которые мы поставили вначале урока. Оцените себя при помощи «светофора» (слайд)

  • Красный обозначает – я  не уверен в своих знаниях.
  • Зелёный – я  уверен в своих силах.
  • Жёлтый- я сомневаюсь, надо еще поработать.

– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка- Я рада за вас.)

7. Тест.- А теперь вас ждёт самое ответственное задание – вы должны выполнить тест. Готовы? Возьмите  тест, напишите вверху свою фамилию и приступайте к работе, время ограничено.

У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.

Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.

                                                  Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики

Работу закончили, положите тесты на край парты, в перемену сдайте, а я проверю и поставлю вам  оценку.

А теперь нам осталось только записать домашнее задание. (слайд)

  стр. 56 упр. 8, выучить правило.

_Урок  окончен.      (слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» Урок русского языка 2 класс Учитель начальных классов Чистякова В.Н.

Слайд 2

«Найди лишнюю букву» Я Е И Ь Ё Ю

Слайд 3

В-р-бьи, за-чьи, р-бячьи, об-зьяна, п-ньки.

Слайд 4

Тема урока Разделительный мягкий знак.

Слайд 5

В-р-бьи, за-чьи, р-бячьи, об-зьяна, п-ньки.

Слайд 6

Оцени задание «!» - Молодец, ты все написал правильно «+» - Хорошо, но еще не много ошибаешься «-» - Тебе нужна помощь

Слайд 7

е и ё ю я ь

Слайд 8

Ь – показатель мягкости Ь Ь

Слайд 9

я е ё и ю [й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]

Слайд 10

Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

Слайд 11

Ь – разделительный пишется е ё ю я и Ь

Слайд 12

Пришло время отдохнуть!

Слайд 13

Лист*я, яблон*я, мурав*и, в*юга, Кат*я, врем*я. [й’а] [й’и] [й’у] [а]

Слайд 14

1вариант листья - [й’а] муравьи - [й’и] вьюга- [й’у] [й’а] [й’и] [й’у]

Слайд 15

2 вариант яблоня - [а] Катя - [а] время - [а] [а]

Слайд 17

Проверка задания снежная буря - в ь юга ул ь и мама, папа, дети - сем ь я ягоды, сваренные в сахаре - варен ь е дом, жилище - жил ь ё домики для пчёл -

Слайд 18

Рефлексия 1.Что удалось на уроке? 2. Что больше всего понравилось? 3. Чьим успехам смогли бы порадоваться? 4. За что можете себя похвалить?

Слайд 19

Оцените себя! Красный – я не уверен в своих знаниях Зеленый – я уверен в своих силах Желтый – я сомневаюсь, надо еще поработать

Слайд 20

Я рада за вас!

Слайд 21

Домашнее задание Стр. 56, упр. 8 Выучить правило

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...