Имя прилагательное (урок систематизации знаний)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Овчинникова Светлана Геннадьевна

Данная разработка содержит технологическую карту урока по "Имя прилагательное". По типу урок обобщения и систематизации знаний. Построен в занимальной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Тип урока: Урок обобщения и совершенствования знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)

- С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).

- Кто уже догадался о ком или о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сегодня у нас урок - приключение, полное неожиданностей, урок – путешествие.

  (Слайд 2)  Перед вами карта пестрой разноцветной страны.

- Как её можно назвать?

Имя ее – Прилагатинск. Мы  с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним,  как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся  с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

  (Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

- Что такое имя прилагательное?

(Слайд 4) - И отправляемся мы в страну Прилагатинск по тропинке Чистописания.

- Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)

- Что вам напомнили эти следы? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)

- Что вы можете сказать об этих окончаниях? (м.р, ж.р, ср.р, мн.ч.)

   Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)

1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

(Слайд 8-9) - Какие окончания остались? (им. прил. мн. числа)

- Что вы можете сказать об именах прилагательных мн. числа?

- С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

 - Вперёд! (Слайд 10)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

(Слайд 11-16) - Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).  

- Назовите орфограммы.

- Подберите признаки данных предметов, запишите, определите род имен прилагательных.

- Как определить род имени прилагательного? (Слайд 17)

- Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?

- Составьте предложение с любым словом.

(Слайд 18-19) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

Задание:  - объясните пропущенные орфограммы; (слайд)

                  - подчеркните грамматическую основу; (слайд)

                  - составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)

                  - определите падеж имен прилагательных; (слайд)

 - Как определить падеж имен прилагательных?

- Как различить Им.п. от В.п.?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

 - Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 20)

Странный листок нашли мы на берегу водопада. На нём записаны словосочетания. Но вода размыла чернила.

SOS! Помогите – объясните окончания имен прилагательных, запишите. Выделите окончания, определите род, падеж.

- Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)

(Доска с обратной стороны) 

По подтаявш…  снегу

на перв…  цветок

в ясн…  небе

с хитр… лисой

на лесн… поляне

тепл… ветер

к перв… ручью.

- Как изменяются имена прилагательные?

- Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

- Как определить падеж имени прилагательного?

V. Закрепление. Творческая работа.

 И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 22)

- Прочитайте текст.

(Слайд 23)  

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!

- Что вы можете сказать об этом тексте?

- Что заметили?

- Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 24)

- Как  можно озаглавить текст? (слайд)

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: - озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках);

               - найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

- Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)

-Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 25 проверка падежа, рода)

- О каком времени года говорится в тексте?

Весна – замечательное и прекрасное время года.

Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?

(Слайд 26) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

         ВЕСНА 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!..

                    Алексей Плещеев

Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?

(Слайд 27)

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне. (несколько учеников зачитывают свои стихотворения) 

_____ весна

_____ ото сна

_____ настаёт

_____ поёт                        (Слайд 28)

VI. Итог урока.

(Слайд 29)

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?

- Как определить род и падеж имен прилагательных?

Домашнее задание: с.42  упр. 360. По желанию написать о любимом времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное" (2 класс УМК "Планета Знаний")

Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное". Конспект подразумевает использование мультимедийной презентации. Работа  на уроке направлена на обобщение знаний учащихся по теме, умения ...

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Урок систематизации знаний

Технологическая карта урока русского языка во  2 классе...

Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 классаТема: Правописание безударных гласных в корне словаУчитель начальных классовКрыгина Елена НиколаевнаЦель: совершенствование учеб...

Систематизация знаний об имени прилагательном. Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе."Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"...

Урок систематизации знаний

Урок русского языка  на темум: «Части речи – какая из них важнее?»...