Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Головина Елена Николаевна

Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных  во множественном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chislet.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

Урок русского языка

в 4 классе

Склонение имен прилагательных

во множественном числе

 

                                                                                 Учитель начальных классов:

Головина Е.Н.

2017 – 2018

учебный год

«Склонение имен прилагательных во множественном числе»

 

Цель урока: 

формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа, совершенствовать умение находить и использовать имена прилагательные в устной и письменной речи;

Задачи:

  1. Формировать у учащихся умение склонять и употреблять в речи имена

прилагательные во множественном числе.

  1. Развивать речь учащихся, умение доказывать и отстаивать свое мнение,

делать выводы.

  1. Расширять словарный запас.
  2. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному языку, формировать положительное отношение к учёбе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться, и начнем мы с чистописания с грамматическим заданием.

1) Чистописание с грамматическим заданием.

- Я диктую вам словосочетания, а вы записываете только окончания имен прилагательных в тетрадь. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

Молочная каша, свежее сено, зеленое яблоко, смешной щенок, хрустальный

дворец, синий сундук, весенняя гроза.

- Назовите окончания прилагательных, которые вы записали. Какие это буквы?

- На какие группы можем распределить данные окончания?

Д.-   -ая, -яя - окончания прилагательных женского рода

        -ое, -ее - окончания прилагательных среднего рода

        -ой, -ый, -ий -окончания прилагательных мужского рода

2) Как изменяется прилагательное в единственном числе? Как определить падеж прилагательного?

- Послушайте загадку. И скажите кто это?

Чернокрылый

Красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут!

- Снегирь.

- По каким признакам вы догадались?

(показ иллюстраций)

- Кто уже видел снегиря?

Беседа.

- Холодно и голодно птицам зимой. Не забудьте о своих пернатых друзьях.

(Выставление карточки СН…ГИРЬ)

- Сколько слогов? Какой гласный слышите? А пишем? Прочитайте это слово так как оно пишется. Запишите один раз это слово в тетрадочку. Обозначить ударение и подчеркнуть букву, которую нужно запомнить.

3) А сейчас мы запишем под диктовку предложение. (1 ученик у доски)

На ветках рябины сидят красногрудые снегири.

(Проверка. Нахождение орфограмм)

Разобрать по членам предложения и частям речи. Назовите в этом предложении согласование (то есть связь между существительным и прилагательным).

Д. - Красногрудые снегири.

У. - Выпишите это словосочетание, указав число и выделив окончание.

Д. - Красногрудые снегири

У. - А можем ли мы указать род и падеж у прилагательного?

Д. - Род указать не можем, так как во множественном числе его нельзя определить.

У. - Как же быть с падежом? Можем ли мы просклонять прилагательные?

Д. - Можем. Нам в этом поможет падеж существительного.

3. Работа по теме.

Запись на доске и в тетрадях:

1).  И.п.- (какие?) – красногрудые снегири

      Р.п.- (у каких?) - у красногрудых снегирей

     Д.п.- (к каким?) – к красногрудым снегирям

     В.п.- (каких?) – красногрудых снегирей

     Т.п.- (какими?) – красногрудыми снегирями

     П.п.- (о каких?) – о красногрудых снегирях

У.- Выделите окончания прилагательных. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

Д.- Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.

У.- Как проверить безударное окончание прилагательного во множественном числе?

У.- Итак, сделайте вывод, как изменяется прилагательное во множественном числе?

Д.- Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, падеж прилагательного определяется по падежу существительного, к которому оно относится, по родам прилагательные во множественном числе не изменяются, безударные окончания прилагательных во множественном числе можно проверить по вопросу.

2). Чтение вывода.

 

4. Физкультурная минутка для глаз: (выполняют стоя)

Зажмурили сильно глазки, открыли (5 раз)

Сделали круговые вращения глаз (вправо, влево)

Посмотрите на пальчик, вдаль (3 раза)

5Закрепление изученного материала.

1)  Вставьте пропущенные прилагательные и определите их падеж.

Шито ….. ниткам, делать … глаза, ворона в …. перьях, как баран на …. ворота, избушка на …. ножках.

(в помощь вывешиваются иллюстрации к этим словосочетаниям)

(Белыми, большие, павлиньих, новые, курьих)

2)  Работа с учебником  

А) Чтение задания

Б) Самостоятельное выполнение задания

В) Взаимопроверка. 1 ученик с места

3). Письмо по памяти.

А) Загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

У. - О каком времени года эта загадка? Почему вы так решили?

Д. - Это зима. Зимой идет снег и можно кататься на санках.

У. - Да, зима очень красивое время года. Многие поэты посвятили этому времени года много стихотворений. Давайте прочтем один из них.

Засыпав бел.. .. тропинки,(-ые)

Стирая свеж.. .. следы, (-ие)

На землю тих.. .. снежинки(-ие)

Ложатся блестками слюды

а) Чтение про себя.     б) Чтение вслух        в) Работа над правописанием.

У.- Какие орфограммы встретились? Какие пропущены буквы в окончании прилагательных? Каким способом проверили безударное окончание прилагательных?

а) Чтение хором стихотворения.

б) Чтение первых двух строк.

в) Чтение вторых двух строк.

г) Чтение целиком. Закрыли глаза, повторили про себя.

д) Один – два учащихся повторяют вслух.

е) Самостоятельная запись.

ё) Самопроверка.

- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки? Одну ошибку? Более двух ошибок?

- Разберите слово (НА) ЗЕМЛЮ как часть речи (1 человек у доски)

(На) землю – сущ. (куда? на что?), н. ф. – земля, неодушевленное, нарицательное, женский род, винительный падеж, единственное число, обстоятельство.

6. Итог урока.

- Итак, давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали?

- Как изменяются прилагательные во множественном числе? Изменяются ли по родам?

-Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Спасибо за работу. Урок окончен.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 2 класс. Единственное и множественное число имен прилагательных.

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель:...

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Единственное и множественное число имени существительного"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "Единственное и множественное число имени существительного". Данная презентация направлена на повышение интереса к изучаемой теме....

Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа

Цели: - познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественно...