урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комкова Ирина Витальевна

 

Открытый урок по русскому языку во 2,4 классах

МАОУ «Полуяновская СОШ»

на семинаре директоров образовательных учреждений

 Тобольского района 2012 – 2013 учебный год

Учитель: Комкова Ирина Витальевна

  1. класс

2   класс

Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи «Рассматриваем старые фотографии»

Тема урока: Разделительный твердый знак

  

Цели урока:

Посредством работы со старыми фотографиями  увлечь интересной творческой работой;

развивать заинтересовать проектно- исследовательской деятельностью;  уметь доносить материал до слушателя;

воспитывать интерес  к предмету через содержание учебного материала;  уважение, почитание старших и пожилых людей, бережное отношение к историческому наследию  своей семьи, малой родины, страны.

 

Цели урока:

Предметные:

наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ;

развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления;

обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;

воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;

Формирование УУД.

Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования  для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма проведения урока: урок презентации проектов учащихся

Форма проведения урока: деловая игра “Заседание редакционного совета газеты”.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, раздаточный материал, памятка по написанию сочинения по фотографии,  карточки для рефлексии,  семейные фотоальбомы, ноутбук, видеопрезентации.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, раздаточный материал, таблички со словами, листы индивидуальной работы,  карточки для парной работы,  разноуровневые задания  для домашней работы.

 

  1. Организационный момент:

На нашем уроке сегодня присутствует много гостей. Повернитесь к ним, улыбнитесь и на места скорей садитесь.

Я  вам желаю не лениться и плодотворно потрудиться.

Один, два, три, четыре, пять пора урок наш начинать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2,4 классах

МАОУ «Полуяновская СОШ»

на семинаре директоров образовательных учреждений

 Тобольского района 2012 – 2013 учебный год

Учитель: Комкова Ирина Витальевна

  1. класс

2   класс

Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи «Рассматриваем старые фотографии»

Тема урока: Разделительный твердый знак

Цели урока:

Посредством работы со старыми фотографиями  увлечь интересной творческой работой;

развивать заинтересовать проектно- исследовательской деятельностью;  уметь доносить материал до слушателя;

воспитывать интерес  к предмету через содержание учебного материала;  уважение, почитание старших и пожилых людей, бережное отношение к историческому наследию  своей семьи, малой родины, страны.

Цели урока:  

Предметные:

наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ;

развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления;

обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;

воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;

Формирование УУД.

Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования  для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма проведения урока: урок презентации проектов учащихся

Форма проведения урока: деловая игра “Заседание редакционного совета газеты”.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, раздаточный материал, памятка по написанию сочинения по фотографии,  карточки для рефлексии,  семейные фотоальбомы, ноутбук, видеопрезентации.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, раздаточный материал, таблички со словами, листы индивидуальной работы,  карточки для парной работы,  разноуровневые задания  для домашней работы.

  1. Организационный момент: 

На нашем уроке сегодня присутствует много гостей. Повернитесь к ним, улыбнитесь и на места скорей садитесь.

Я  вам желаю не лениться и плодотворно потрудиться.

Один, два, три, четыре, пять пора урок наш начинать.

  1. Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение, лежащее перед вами.

Семейный альбом

Ах,  чего только не было с нами -

Первый шаг, первый класс, первый вальс!

Все, чего не расскажешь словами,

Фотографии скажут за нас.

Сколько всякого мы позабыли,

Сколько снова забудем потом!

Чтобы вспомнить, какими мы были,

Загляните в семейный альбом.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотография нашей судьбы.

                                                  М. Танич

Найдите главные, на ваш взгляд, строки. Почему вы выделили именно их?

Есть другие мнения?

Как считаете вы?

  1. Актуализация знаний.

Прочитайте фразу на доске.  Как вы считаете, все ли здесь правильно?

За завтраком  мы с?ели к столу и быстро всё с?ели.

Было СЕЛИ,  стало СЪЕЛИ

 Догадаться вы сумели

 Почему случилось так?

 Кто здесь шутит?

 Твердый знак!

 А как же различить разделительные Ъ и Ь?

 

  1. Целеполагание.  Работа с таблицей в парах.

Давайте  заполним таблицу (приложение 1).            

Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете и что хотите узнать.

Знаем                Хотим  узнать                   Узнали

В какой части  слова пишется разделительный ь.

 После каких букв пишется разделительный ь.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ь.

После какой  части  слова пишется разделительный ъ.                          

После каких букв пишется разделительный ъ.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ъ.

Итак, что вы уже знаете?

 Вывешиваю схему (приложение 2).

 А что же вы хотите узнать?

Задачи поставлены.

 Определите тему нашего урока.

Сегодня наш урок пойдет не обычно, а в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты». Придумайте, как мы назовем нашу информационную газету.

3.Целеполагание.

Я думаю, что вы догадываетесь, какой будет тема нашего сегодняшнего урока развития речи с элементами культуры речи.

Попробуйте ее сформулировать. 

Мы будем рассматривать старые фотографии в ваших семейных фотоальбомах.

Кто-то из мудрых людей сказал, что через фотодокументы можно проследить историю жизни не только одного человека, но и целого государства.

А вы согласитесь с этим утверждением?

Обоснуйте свой ответ.

Что может рассказать старая фотография?

Скажите, а вы уже встречались со старыми фотографиями? Где?

А хотели бы продемонстрировать свою работу перед своими одноклассниками?

А перед нашими гостями?

3. Минутка чистописания. «Работа в отделе писем» 

Сначала поработаем в отделе писем.

Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.

Пропишите слоги : съе, тья в одной строке.

4.Просмотр видеопрезентации

   по теме «Жизнь родителей в детях» Муслимова Алсу.

 

4.«Открытие» нового знания.

Наш класс делится на два отдела:  отдел новостей, информационный отдел.

1 группа - Отдел новостей.

2 группа - Информационный отдел. 

Каждому отделу придется хорошо поработать, чтобы выпуск газеты был интересным и важным.

Отдел новостей

Спишите слова, записанные на доске.

 ВЫЕЗД         ОТЪЕЗД

ПЕРЕЕЗД        ПОДЪЕЗД

ПРОЕЗД        ВЪЕЗД

Разберите слова по составу. Сравните данные слова. Найдите в них общее. (Слова-предметы, однокоренное с корнем ЕЗД, нулевое окончание, есть приставка).

Назовите различия (в первом столбике слова, в которых приставка оканчивается на гласную, а во втором на согласную).

Это первый секрет Ъ. Поделитесь с ребятами секретом, который вы узнали. 

Вывешиваю схему (приложение 3).

        … Ъ    

Отдел информации

Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется – выполните задание.

Спишите слова  и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ.

ОТЪЕХАЛ  

ПОДЪЕМ

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Назовите всем ребятам второй секрет Ъ.

     … ъ  е

            ё

             ю

             я

           

Вывешиваю схему (приложение 4).

А почему Ъ называется разделительным?

С какой буквой он имеет много общего?

Сообщения отдела информации:

1 ученик: Твердый знак занимается подсказками, если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е, Ё, Ю, Я спрятан [Й]. Например: съехать, объявление. В этих случаях Ъ называют разделительным: подсказчик, Ъ разделяет приставку и корень. Разделительный ъ знак выделяем вместе с приставкой.

2 ученик: А еще Ъ встречается в иностранных словах типа: инъекция, объект. В остальных случаях пишется Ь.

Вывешиваю большую таблицу.

 Работа с учебником русского языка в парах:

Часть 2, с. 95 - 97 чтение сведений. Обсудите мнения в паре.

5.Работа с учебником. Закрепление.

Работа с правилом. Учебник с.109, откройте, прочитайте правило. Обратите внимание на плакат Летучей Мыши. Что она хочет сказать?

А теперь пора отдохнуть.

Физминутка:

Я буду диктовать слова с приставками, после которых в одних случаях Ъ пишется, а в других не пишется. Если Ъ пишется, то вы быстро встаете, если нет, то сидите.

СДЕЛАТЬ, ОТЪЕХАТЬ, ОТДАТЬ, ОБЪЕМ, ПОДПЛЫТЬ, ОБЪЯВИТЬ, РАЗБИТЬ, ОБЪЕХАТЬ, СЕСТЬ, ПОДЪЕЗД.

Просмотр видеопрезентации   по теме: «Письма из прошлого» Камалетдинов Азат.

6.Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

Выберите то задание, которое вы хотите сделать

Четыре  варианта разноцветных карточек с заданиями. Учащиеся выбирают сами, выполняют.

1. Спишите, вставив разделительный твердый знак.

Под…ход, под…езд, раз…яренный, по…яснил, под…ем.

Выделите приставки.

2. Отметьте знаком (+) слова с разделительным Ъ.

 Запишите предложение, используя слово с Ъ.

 Обез…яна, об…ект, об…яснение, от…езд, осен…ю, гост…я, об…ятие.

3. Подбери подходящее слово с разделительным ъ знаком в пословицу

Чует кошка, чье мясо… .

Чтобы рыбку … , надо в воду лезть.

4. Спиши пословицы и вставить нужный знак:

За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить.  Лето собирает, а зима под_едает.

Обмен мнений учащихся по видеопрезентациям

Какие советы вы можете дать своим товарищам?

Что  можно еще добавить по данной теме?

Что бы вы пожелали?

Индивидуальная работа учащихся. Работа с инструкцией написания сочинения по фотографии. 

 Составление плана сочинения.

7. Контроль и самоконтроль знаний. Тест по теме «Проверь себя».

– А сейчас в нашей газете поместим тест по изученной теме “Проверь себя” (Приложение 5).

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласную букву.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, и,

б) е, ё, ю, я

в) о, ё, ю, у.

Ключ: 1а, 2а, 3б (на доске)

– У кого все правильно, покажите зеленую ладошку, если есть ошибка – красную.

8. Работа с таблицей (Приложение 1).

Вернемся к нашей таблице, с которой вы работали в парах. Закончите ее заполнение.

Домашнее задание:  Написать сочинение-рассуждение по одной из любимых своих фотографий. Придумать ее оформление для газеты по теме «До свидания начальная школа».

9. Домашнее задание:  Выберите один из листочков с заданиями и выполните его дома в тетради.

Творческое домашнее задание.

Чтобы наша газета была красочной, нарисуйте картинку, чтобы в подписях к ним были словосочетания с Ъ.

Рефлексия:

                  что?

                  для кого?

Знаю        как?

                  когда?

                  где?

                  для чего?

 10. Рефлексия:

Новый номер газеты  подготовлен к выпуску. Теперь надо привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Реклама.

Кому адресована газета?

Почему ее необходимо прочитать?

О чем вы узнаете, прочитав газету?

Довольны ли вы результатами работы нашей редакции. Почему?

Оцените результат работы своего соседа?

Какую заработную плату вы бы заплатили себе за этот рабочий день?

Итог урока.

Старые фотографии...  Сколько тайн они скрывают. О чем бы они могли нам рассказать. Заглядывайте почаще в семейный альбом и узнаете много интересного.

Спасибо всем за урок.

11. Итог урока.

Спасибо всем за урок!

1. Спишите, вставив разделительный твердый знак.

Под…ход, под…езд, раз…яренный, по…яснил, под…ем.

Выделите приставки.

2. Отметьте знаком (+) слова с разделительным Ъ.

 Запишите предложение, используя слово с Ъ.

 Обез…яна, об…ект, об…яснение, от…езд, осен…ю, гост…я, об…ятие.

3. Подбери и запишите подходящее слово с разделительным ъ знаком в пословицу:

Чует кошка, чье мясо… .

Чтобы рыбку … , надо в воду лезть.

4. Спиши пословицы и вставить нужный знак:

За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить.  Лето собирает, а зима под_едает.

Тест по теме «Проверь себя»

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласную букву.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, и,

б) е, ё, ю, я

в) о, ё, ю, у.

Тест по теме «Проверь себя»

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласную букву.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, и,

б) е, ё, ю, я

в) о, ё, ю, у.

Инструкция по написанию сочинения по теме «Старые фотографии»

  1. Рассмотрите внимательно фотографию, взгляните на нее издалека, чтобы сложилось полное впечатление. Обратите внимание на малозначительные на первый взгляд детали, они расскажут вам больше, чем главные герои. Выделите смысловой центр фотографии. Если он находится посередине, то все просто, если же он смещен вправо или влево, это повод порассуждать, что побудило мастера расположить предметы или действующих лиц таким образом. Сделайте предположения, почему автор работы выбрал именно эти предметы, есть ли между ними какая-то связь.

  1. Обратите внимание на то, в каком цвете сделана фотография. Постарайтесь встать на место мастера и подумайте, что именно хотел он выразить, прибегнув, например, к черно-белому решению. Помните, что неправильных предположений в таком сочинении быть не может, все здравые мысли и рассуждения приветствуются. Иногда отказ от цвета позволяет подчеркнуть форму предметов, иногда он характеризует эмоциональную составляющую работы.

  1. Посмотрите, откуда свет падает на предметы, изображенные на фотографии. Если он падает сбоку, то обратите внимание на тени, залегшие на лицах людей и предметах, в некоторых случаях фотографы прибегают к этому приему, чтобы показать двойственность натуры. Свет может быть также направлен на зрителя, в этом случае на фотографии получается четкий силуэт, если это так, уделите несколько слов форме и очертаниям предметов.
  2. Рассуждайте в сочинении о том, что могут значить носогубные складки, морщины, поднятые брови модели. Попытайтесь предположить, что за человек перед вами, чем он занимается, о чем его мысли. В данном случае можно подключить воображение, придумать его жизнь и описать ее в сочинении.
  3. Сделайте выводы в конце сочинения. Напишите, какие чувства вызывает у вас фотография, какие воспоминания. Нравится она вам или нет, что вы изменили или добавили бы на месте мастера.

Семейный альбом

Ах,  чего только не было с нами -

Первый шаг, первый класс, первый вальс!

Все, чего не расскажешь словами,

Фотографии скажут за нас.

Сколько всякого мы позабыли,

Сколько снова забудем потом!

Чтобы вспомнить, какими мы были,

Загляните в семейный альбом.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотография нашей судьбы.

                                                  М. Танич

Вопросы:

Найдите  и выделите главные, на ваш взгляд, строки.

Почему вы выделили именно их?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

В какой части  слова пишется разделительный ь.

После каких букв пишется разделительный ь.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ь.                 

После какой  части  слова пишется разделительный ъ.                 

После каких букв пишется разделительный ъ.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ъ.        

Знаем

Хотим узнать

Узнали

В какой части  слова пишется разделительный ь.

После каких букв пишется разделительный ь.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ь.                 

После какой  части  слова пишется разделительный ъ.                 

После каких букв пишется разделительный ъ.

Перед  какими буквами  пишется разделительный ъ.        

                                что?                                                              

                                       для кого?

Знаю                                   как?

                                              когда?

                                      где?

                            для чего?

                                что?                                                              

                                       для кого?

Знаю                                   как?

                                              когда?

                                      где?

                            для чего?

                                что?                                                              

                                       для кого?

Знаю                                   как?

                                              когда?

                                      где?

                            для чего?

1 ученик: Твердый знак занимается подсказками, если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е, Ё, Ю, Я спрятан [Й]. Например: съехать, объявление. В этих случаях Ъ называют разделительным: подсказчик, Ъ разделяет приставку и корень. Разделительный ъ знак выделяем вместе с приставкой.

2 ученик: А еще Ъ встречается в иностранных словах типа: инъекция, объект. В остальных случаях пишется Ь.

съехал

объявление

инъекция

объект

Отдел новостей

Информационный отдел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....