Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кубатаева Светлана Юрьевна

Цель: формировать умение определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений.

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять лицо, число и род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личностные: формировать умение слушать мнения других; научатся осознавать свои возможно­сти в учении.

Оборудование: Русский язык: 3 кл., Учебник: 2 часть, Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2015-159 стр.; проектор (презентация), карточки с заданием и рефлексией, карточки с индивидуальными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimeniya_3-go_litsa.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 05.04.18                                                                                       Учитель: Кубатаева С.Ю.

Школа: №31                                                                                         Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)                                                                      

            Класс: 3М                                                                                               Тип урока: комбинированный

                                                   

            Урок: 2

Время: 9.25-10.10

Кабинет: 106                                                                                                            

Тема: Местоимения 3-го лица.

Цель: формировать умение определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений.

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять лицо, число и род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личностные: формировать умение слушать мнения других; научатся осознавать свои возможности в учении. 

Оборудование: Русский язык: 3 кл., Учебник: 2 часть, Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2015-159 стр.; проектор (презентация), карточки с заданием и рефлексией, карточки с индивидуальными заданиями.


Этап урока

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

≈ 6

- Чтобы был урок удачным

И прошёл для вас не зря,

Будете стараться, дети?

Что мне скажите вы?    -Да!

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Постарайтесь показать себя с хорошей стороны.

Работа в тетрадях.

Массаж кистей рук.

  • 1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
  • 2.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
  • 3.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

Словарная работа.

- На экране перед вами слова, в которых пропущены буквы. Вы должны их записать в рабочую тетрадь каллиграфически правильно, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение и подчёркивая орфограммы. (Одуванчик, животное, гвоздика, поэт, сирень, растение, ромашка). *Не забывайте, что при написании мы с вами чаще всего пользуемся верхним соединением. Проверим себя. (слайд 3)

- Что мы можем сказать об этих словах?

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

- Замените эти существительные местоимениями (он, оно, она, он, она, оно, она).

Писать каллиграфически.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Выполняют упражнения для рук.

Повторение раннее изученных словарных слов.

К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

Л: самооценка.

2.

Постановка проблемы. Формулирование темы урока, постановка цели.

≈ 7

- Расскажите, что вы знаете о местоимениях.

- Что такое местоимение? (Это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не

называют их).

- Сколько лиц местоимений? (3 лица) Вспомним правило и заодно проверим себя.

Лоси

http://vkclub.su/_data/stickers/overhear/sticker_vk_overhear_006.png

- Назовите местоимения 1-го л, 2-го л, 3-го л (1 л. я, мы. 2 л. ты, вы. 3 л. он, она, оно, они)

- Как изменяются местоимения? (по числам)

- Как вы думаете, всё ли мы знаем об этой части речи?

- Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре или кино.

Работа с предложениями.

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Работа над новым материалом.

≈ 8

- Вот теперь попробуем определить, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке.

Работа со стихотворением-загадкой.

Утром – так заведено –

Разомкнёшь  ресницы,

И  к  тебе  идёт  ОНО

Розовой жар-птицей…

А  стемнеет – ОН придёт,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок пришёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

– Кто же такие ОНО? ОН? ОНА? На что указывают эти местоимения? (карточки на доске)

- Запишите столбиком слова-отгадки, в скобках запишите местоимения.

– А теперь через чёрточку укажите лицо, число и род имён существительных вместе с местоимениями.

– Проверьте, правильно ли вы справились:

      Солнце (оно) – 3 л., ед.ч., ср.р.

      Месяц (он) – 3 л., ед.ч., м.р.

      Луна (она) – 3 л., ед.ч., ж.р. (слайд 4)

- Какие же это местоимения? (3л., ед.ч.)

- А кроме лица и числа, что можно сказать об этих словах? (можно определить род)

- Предположите, какая будет тема урока? (Тема урока: «Местоимения 3-го лица»)

- Какую мы поставим перед собой цель? (Цель: научиться определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений)

- Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа? (по родам)

- Изменяются ли местоимения 3 лица множественного числа по родам? (не изменяются)

Сверьте наши выводы с правилом в учебнике на стр. 95

- Совпадают ли наши выводы с учебником?

Разгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Работа со словами.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Л: самопроверка.

4.

Физминутка.

≈ 1

Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Выполнение упражнений.

Р: уметь работать по предложенным учителем заданиям (действиям).

5.

Первичное закрепление материала.

≈ 10

- А теперь перейдём к закреплению.

Изучение нового материала.

Упражнение 161 (работа в парах)

- Прочтите второе задание под упражнением (Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным).

- Выполним одно слово как образец у доски (Сирень -(она))

- Прочите первое задание под упражнением

(Определите лицо, число о род местоимений в единственном числе)

(Сирень-(она) 3 л., ед. ч., ж. р.)

- А теперь по образцу, выполним разбор всех остальных слов. Поработайте в парах, помогите друг другу.

- Проведём проверку.

Тополь - (он) 3 л., ед. ч., м. р.; морковь - (она) 3 л., ед. ч., ж. р.; имя - (оно) 3 л., ед. ч., ср. р.; фамилия - (она) 3 л., ед. ч., ж. р.; мышь - (она) 3 л., ед. ч., ж. р.; растение - (оно) 3 л., ед. ч., ср. р.; картофель - (он) 3 л., ед. ч., м. р.; птица - (она) 3 л., ед. ч., ж. р.; воскресенье - (оно) 3 л., ед. ч., ср. р.

- Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Контролировать правильность записи текста.

П: извлекают необходимую информацию из учебника, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6.

Закрепление материала.

Знакомство с новым словарным словом.

≈ 6

Работа со словарным словом - воскресе́нье

– Пропишите словарное слово каллиграфически до конца строки, подчеркните опасные места, поставьте ударение.

- Запишите под диктовку предложение с этим словом.

В это воскресенье православные отмечают праздник Светлой Пасхи.

- Определите грамматическую основу.

- Выделите изученные орфограммы.

- Каким местоимением можно заменить сущ. православные (они). (Православные – это те люди, которые исповедуют Христианство).

Работают со словарным словом.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

7.

Рефлексия.

≈ 4

Индивидуальная работа на карточках. Самооценка.

Группировать слова по типу местоимений.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Л: выполняют самооценку на основе критерия успешности УД.

8.

Итог урока.

(Резервное задание)

≈ 3

- Переходим к «весёлой» страничке. Местоимения в загадках (шарады).

Хитрые вопросы.

Какое местоимение можно считать самым хвастливым? я

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? оно

Какое местоимение составлено из двух предлогов? она

Сколько личных местоимений в слове семья? 1

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? ямы

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. тыква

За какое местоимение нужно спрятать букву Ц чтобы получилось названия животного. заяц

Домашнее задание

  • Выучить правило на стр. 95, выполнить упр. 162
  • Выполните звуко-буквенный разбор слова (она, оно)

– Дорогие ребята! Учитесь владеть русским языком! Говорите правильно! И помните, что МЫ всегда сильнее, чем Я. (песня)

Обобщать изученное.

Отвечают на хитрые вопросы.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Приложение

Задание. Распредели слова в таблице в соответствии с местоимениями, которыми можно их заменить.

Ветка, папа, дети, солнце.

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ

СОЛНЦЕ

МЕСЯЦ

ЛУНА

ОН

ОНА

ОНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....