Технологическая карта по теме "Местоимение" для 4 класса (УМК "Школа России")
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Аболонникова Людмила Викторовна

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 5 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

  4 класс

УМК «Школа России»

Русский язык  

Технологическая карта

Тема

Местоимение (5 часов)

Цели

Сформировать представление о личных местоимениях.

Ввести способ  освоения правила раздельного написания местоимений с предлогами

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о частях речи. Введение понятия «местоимение», «личные местоимения». Изучение местоимений 1,2,3 лица. Освоение правила раздельного написания местоимений с предлогами. Правописание местоимений с предлогами в тексте предложений.

Термины и  понятия

Лицо, местоимение, предлог, части речи, число,  падеж, морфологический разбор

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Мише;

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «местоимение», «личное местоимение», «лицо местоимения»  и использовать их в активном словаре;

- определять местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять  роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение;

-  определять грамматические особенности  местоимения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении рассказа о маме, с использованием местоимений.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

-редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

- писать рассказ о маме, используя личные местоимения.

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – Л.Н. Толстой «Детство»

Урок  развития речи

Тема – изложение по рассказу З. Воскресенской «Мама»

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,

Демонстрационный материал

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями.

Электронная презентация

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Миши.

К празднику 8 Марта в школе был объявлен конкурс «Лучший рассказ о маме». Миша решил участвовать в конкурсе. Он написал рассказ о своей маме.

Моя мама

В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое.  Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять  и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь, пожалеет.

Мою маму зовут Светлана Ивановна. Мама работает в школе учителем химии и биологии. На работе маму  все уважают. Моя мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

Я люблю свою маму за ее красоту, доброту и просто за то, что она моя мама. В жизни нужно чаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля. Хочется, чтобы мама никогда не огорчалась, ведь мамина улыбка радует и согревает нас теплом.

Прочитав работу, Евдокия Васильевна сказала, что рассказ получился очень интересным, но он оформлен с нарушением норм русского языка. И предложила Мише внести необходимые изменения.

Ребята, какие изменения должен внести Миша в свой рассказ о маме?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться писать рассказ о маме та, чтобы он соответствовал нормам русского языка?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Мише.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Местоимение как часть речи  

Цели:

• Актуализировать знания:

- о частях речи;

- о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;

- о способах определения рода имен существительных.

• Научить:

- определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение;

- определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение.

- выполнять учебное задание, используя способы замены существительного местоимением.

-выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)  

Назовите части речи, которые вам известны.

Перечислите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Расскажите способы определения рода имени существительного.

Задание 2 (П)  

Верно, ли Миша определил род имен существительных в каждой группе слов? Обоснуйте свое мнение.

М.р.:  мир, сарай, олень, дверь

Ж.р.: площадь, дочь, плащ, весна

С.р.: небо, солнце, озеро, пенёк

Задание 3 (У)           с взаимопроверкой

Определите род каждого существительного и напишите их по группам, используя прием определения рода:

Яблоко, ягода, язык, обед, Москва, пальто, победа, герой, Россия.

М.р. -  …..

Ж.р.- …

С.р.- …..

Сообщение учителя

Местоимение – это значимая часть речи, которая заменяет имя существительное, указывая на предмет или лицо, но не называет его.

Например: Миша рисует. Он – художник.

Слова  «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «но», «они» называют  личными местоимениями, потому что они указывают на лица, которые участвуют в речи. Слова «я», «мы» указывают на говорящего и являются местоимениями 1-го лица; «ты», «вы» – на собеседника  и являются местоимениями 2 –го лица; «он», «она», «оно», «они» – на того, о ком (о чем?) говорят и  являются местоимениями 3-го лица.

Например: я пою, ты поешь, он поет.

Задание 4 (З)  

Назовите  значение слова «местоимение».

Назовите назначение выражения «личные местоимения».

Задание5 (П)           с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что Миша в каждой предложенной группе слов выделил графически личные местоимения? Обоснуйте свое мнение.

  1. Эх, ты, бежит, снег;
  2. Был, ах, вы, улица;
  3. Он, погода, эх, красивый.

Задание 6 (У)            с самопроверкой

Из предложенных слов выпишите только те, которые являются личными местоимениями: праздник, прыгает, воробей, бежит, он, к , вы , для, в небе, ох, дичь, ты, яма, они, глагол, лицо, я, вместе, урок, на, она.

Задание 7  (У) Р. Рожденственский «Родина моя»

Определите в тексте личные местоимения  и выпишите их.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч  «я».

Задание 8  (У) Учебник, с. 49, №372. 

Спишите текст, определите личные местоимения и выделите их графически.

Сообщение учителя

Местоимения используют в русском языке для замены имени существительного. Существуют нормы употребления местоимений.

  1. Существительные заменяют местоимениями для того, чтобы избежать повторов в тексте. Например: Лосята увидели в лесу стог сена. Они стали есть сено.
  2.  При замене местоимения существительным, надо учитывать, что местоимение относится к последнему существительному в предыдущем предложении. Например: Подарки вручали Снегурочки. Они оказались большими и вкусными. Снегурочки вручали подарки. Они оказались большими и вкусными.

Задание 10  (З)

Расскажите о способах замены местоимения существительным.

Задание 11 (П)            с взаимопроверкой

Верно, ли Миша заменил в предложениях существительные местоимениями?  Обоснуйте свое мнение.

Мы с сестрой ходили на елку. Она была очень нарядная и праздничная.

К костру подошел Миша. Он горел ярким пламенем.

Задание 12  (У)              с взаимопроверкой

Определите существительные, которые повторяются в паре предложений и

замените их местоимениями. 

Белка зарывает шишки в укромные места. Это белка делает запасы на зиму.

Лягушки зарываются в ил. Там лягушки будут спать до весны.

Заяц не делает запасов на зиму и не спит. Заяц меняет шубку.

Диагностические задания

1. Спишите текст, выделите местоимения графически:

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

2. Впишите в каждое  в предложения подходящее по смыслу местоимение.

Через год ____ встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. _____ сидел у воды и старался поймать стрекоз. _____ помахал ему рукой. ____ сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «местоимение», «личные местоимения», «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре;

- определять местоимение в речи и обосновывать свое мнение;

- определять роль местоимений в речи и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правил

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

-

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

• рассказать:

- об известных частях речи;

- о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;

-  о способах определения рода имени существительного;

- о роли местоимений и способах замены  существительного местоимением;

• писать:

-  местоимения, выбирая  их из ряда слов и текста;

- существительные, которые можно заменить местоимением;

• редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся существительные подходящими местоимениями.

Блок Б. Личные местоимения

Цели:

• Ввести понятие «личное местоимение», «лицо местоимения».

 Научить:

рассказывать о  правописании личного  местоимения 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям

- писать личные местоимения, определяя их лицо;

- писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число.

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Личные местоимения отвечают на такие же вопросы, как и существительные. Имена существительные называют предметы. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

(Кто?) Валерий Максимов учится в спортивной школе.

(Кто?) Он увлекается плаванием.

Местоимения бывают «личными», потому что они называют определённое лицо.

Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица.

Местоимения 1-го лица называют говорящего - я, мы.

Местоимения 2-го лица позволяют обратиться к слушающему -  ты, вы.

Местоимения 3- лица сообщают нам о ком-то - он, она, оно, они.

Местоимения имеют  единственное и множественное число и изменяются по родам.

Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам: мужской род - он, женский род – она, средний род-  оно. Во множественном числе всех родов – они.

Личные местоимения имеют такой же род и число, как и существительные которые они заменяют.

Например, Художник (ед.ч., м.р.) рисует картину. Он (ед.ч., м.р.) рисует картину.

Личное местоимение 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям пишется с прописной буквы. Например: Уважаемая Людмила Владимировна! Приглашаем Вас на праздник, посвященной дню 8 Марта!

Задание  1 (З) 

Назовите  значение слова « местоимение», «личные местоимения».

Назовите известные  вам  личные местоимения.

Расскажите о правописании личного  местоимения 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям

Задание 2 (П)                с  взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что все  местоимения имеют род и число? Обоснуйте свое мнение.     

Верно ли Миша определил род, число  и лицо местоимений в тексте.  Обоснуйте свое мнение.

Закрой глаза, прислушайся. И ты  (1л., ед.ч., ж. р.) услышишь мамин голос. Он (3л., ед.ч., м.р.)  живет в самом тебе, такой знакомый и родной.

Задание  3 (У)          с  с  взаимопроверкой

Выпишите только личные местоимения и определите их  лицо:

Я, весь, мы, всякий, ты, каждый, вы, самый, он, сам, она, иной, оно, любой, они.

Задание 4  (У) Учебник №378.             с взаимопроверкой

Спишите текст, заменяя выделенные существительные местоимениями. Определите род каждого местоимения, и обозначьте лицо.

Задание 5 (У) Учебник № 379.            с взаимопроверкой

Спишите текст,  обозначая  лицо и число  каждого местоимения.

Диагностические  задания

1. Допишите предложение.

Личные местоимения – это….

2. Определите в тексте личные местоимения, обозначьте число, лицо каждого.

В воскресенье мы пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они были украшены серебристым инеем. Он переливался всеми цветами радуги. Неожиданно я увидел дятла.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «лицо местоимения» и использовать их в активном словаре;

- определять в тексте личные  местоимения;

-  определять число, род и лицо личных местоимений;

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

 Предметные умения:

- рассказывать о  правописании личного  местоимения 2-го лица множественного числа «вы» при обращении к старшим по возрасту, по положению, к незнакомым людям

- писать личные местоимения, определяя их лицо;

- писать текст, заменяя существительные местоимениями, указывая их лицо, род и число.

Блок В.  Правописание местоимений

Цели:

• Актуализировать знания:

- о приставках, предлогах и их правописании;

- о морфологическом разборе частей речи;

- о падежах русского языка.

• Ввести правило написания предлогов с местоимениями.

 Научить:

- рассказывать о правописании местоимений с предлогами;

- рассказывать о норме употребления местоимений 3-го лица с предлогами.

- писать местоимения, определяя их падеж;

 - писать местоимения с предлогами, используя известное правило;

- писать местоимения 3-го лица с предлогами.

- проверять результат выполнения учебного задания и вносить исправления;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Задание 1 (З)

Назовите значение слова «предлог», «приставка».

Расскажите о правописании предлогов и приставок со словами.

Назовите падежи русского языка с вопросами.

Задание 2 (П)

Верно ли  Миша написал предложения? Обоснуйте свое мнение.

Солнечный луч по бежал постене. Светки  березы с летел последний лист.

Задание 3 (У) Учебник с.53 №382

Выпишите местоимения с предлогами.

Задание 4 (У) Учебник с.55 №384                      с самопроверкой

Просклоняйте личные местоимения я, ты вы, используя вопросы и  слова- подсказки.

И.п. (есть) кто? я,  ты,   вы

Сообщение учителя.

В русском языке при использовании местоимений 3-го лица (он, она, они)  с предлогами, употребляется  буква «н». Например, Они – с ними, он – от него, она – за ней.

Задание 5 (З)

Расскажите о норме употребления местоимений  3-го лица (он, она, они) с предлогами.

Назовите постоянные и непостоянные признаки местоимения.

Назовите значение выражения «морфологический разбор».

Задание 6 (П)

Верно ли, все личные местоимения при употреблении их с предлогами имеют вначале букву «н»? Обоснуйте свое мнение, используя  предложенный текст.

Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У ее не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими.  Они дали Маше мяч.

Задание 7  (У)             с  взаимопроверкой

Проверьте написание местоимений с предлогами, при необходимости, внесите изменения.

Дать ему, дружить с им, знать ее, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из него, выросли у ее, брать с ее, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

Задание 8  (У)            с  взаимопроверкой

Замените местоимение, подбирая нужную форму, напишите его в каждом предложении, обозначая  падеж.

  У (я)___ болит нога. У (она)____ здоровые зубы. У (вы)___ есть тетради клеточку? У (я)____  много друзей. Дома мы рассказывали о (она)____ и ее удивительной  кошке.

Задание 9  (У)

Напишите предложение и выполните морфологический разбор местоимения.

Небольшая  ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула  в сторону.

Диагностические  задания:

Впишите такие местоимения в текст, чтобы сохранился его смысл. Определите и обозначьте во втором предложении лицо местоимения, в третьем – число и род, в четвертом – падеж местоимений. Из пятого предложения  выпишите местоимение и выполните морфологический разбор.

   Лиса – хищное животное. ____(    ) поедает мышей, зайцев, диких уток. Главная _____(      .) пища – лесные мыши. Лиса питается ____

(      .). Зимой у  нее мех прочный, теплый.

 

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «морфологический разбор» и использовать их в активном словаре;

- различать постоянные и непостоянные признаки местоимения  и обосновывать свое мнение.

-- определять падеж местоимений.

Регулятивные умения

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о правописании местоимений с предлогами;

- рассказывать о норме употребления местоимений 3-го лица с предлогами.

- писать местоимения, определяя их падеж;

 - писать местоимения с предлогами, используя известное правило;

- писать местоимения 3-го лица с предлогами.

Блок Г  Использование местоимений в устной и письменной речи

Цели:

 • Актуализировать знания:

- о роли местоимений в речи;

- об особенностях употребления местоимений в устной и письменной речи.

• Ввести норму использования местоимения «они» в Р.п.

 Научить:

- рассказывать об особенностях употребления местоимений в устной и письменной речи

- выполнять самопроверку  и корректировку учебного задания;

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

 

Задание 1 (З)

Расскажите о роли местоимений в речи;

Расскажите об особенностях употребления местоимений в устной и письменной речи.

Задания 2 (П)

Можно  ли утверждать, что Миша использовал вежливую форму местоимения 2-го лица множественного числа, когда писал поздравление учителю к празднику. Обоснуйте свой ответ.

                Уважаемая Евдокия Васильевна!

                   Поздравляю вас с днем 8 Марта!

                   Хочу пожелать вам всего самого доброго!

Задание 3(У)            с взаимопроверкой

Замените в тексте повторяющиеся существительные местоимениями.

Мама

Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за  душевное тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму.

Сообщение учителя

Местоимение 3 лица множественного лица «они» в Р..п. имеет форму «их». В устной и письменной речи форма «ихний», «ихняя», «ихнее» считается ошибкой. Например, их ребёнок, их собака, их пальто.

При использовании местоимения «он», «она», «оно», «они», надо определить существительное, которое требует замены, и поставить его в конце фразы. Например:

Местоимение 3 лица, множественного числа «они» в Р.п. и В.п. имеют форму

 их. Эта форма местоимения используется в речи в соответствии с нормой употребления. Например, 

Чьи  вещи? Их вещи.

Чья одежда? Их одежда

На чьих партах?  На их партах

Задание 4 (З)

Расскажите о норме употребления местоимения «их» в устной и письменной речи.

Задание  5 (П)            с взаимопроверкой

Верно ли Миша написал предложения? Обоснуйте свое мнение.

У их на  празднике было много гостей. Мы сидим не на ихних стульях. У нас хорошие соседи. Ихний участок всегда в образцовом порядке.

 Задание 6 (У)            с самопроверкой

Прочитайте текст, определите правильность замены существительных местоимениями в каждом предложении. При необходимости внесите корректировку и напишите исправленный вариант текста.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пес Тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

Диагностическое  задание

Составьте текст поздравительной открытки маме или бабушке, запишите его. Выделите графически местоимения, определите их грамматические признаки.

Познавательные умения:

- определять и указывать местоимения в речи;

- определять и указывать на употребление местоимения множественного числа «вы».

Регулятивные умения:

 - соотносить учебные действия с нормами употребления местоимений;

- выполнять самопроверку  и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

• рассказывать:

-  об особенностях употребления местоимений в устной и письменной речи;

- о норме употребления местоимения «их» в устной и письменной речи;

• писать:

-местоимение множественного числа «Вы» вежливой формы;

 -  текст, заменяя существительные местоимениями, указывая род и число.

Блок Д. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

-  писать местоимения в тексте;

- определять и указывать в тексте местоимения 1, 2, 3-го лица;

- проверять написание текста, вносить исправления.

Контрольное задание 

Диктант

Я часто провожу выходные у своего дяди-лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.

Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким  снежным ковром. Красивы деревья в зимнем уборе. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с нее полетит тебе в лицо мелкий холодный снежок.

Грамматические задания:

1.Определите в тексте местоимения и выделите графически.

2. Укажите лицо, число и падеж каждого местоимения.

3. Выполните морфологический разбор местоимения в восьмом предложении.

Регулятивные умения:

 - проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- писать местоимения  в тексте;

- определять грамматические признаки местоимений.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления рассказа о маме;

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  рассказа о маме;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

К празднику 8 Марта в школе был объявлен конкурс «Лучший рассказ о маме». Миша решил участвовать в конкурсе. Он написал рассказ о своей маме.

Моя мама*

В жизни каждого  есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой  связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять  и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

3. Мою маму зовут Светлана Ивановна. Мама работает в школе учителем химии и биологии. На работе маму  все уважают.

2. Мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

Я люблю свою маму за ее красоту, доброту и просто за то, что она моя мама. В жизни нужно почаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля. Хочется, чтобы мама никогда не огорчалась, ведь мамина улыбка радует и согревает нас теплом.

Прочитав работу, Евдокия Васильевна сказала, что рассказ получился очень интересным, но он оформлен с нарушением норм русского языка. И предложила Мише внести необходимые изменения.

Ребята, какие изменения должен внести Миша в свой рассказ о маме? Есть ли у вас желание научиться писать рассказ о маме та, чтобы он соответствовал нормам русского языка?

Информативный вариант 

Отредактируйте Мишин рассказ о маме, заменяя подчеркнутые существительные, подходящими по смыслу местоимениями, и напишите его.

Моя мама

В жизни каждого  есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой  связано очень многое.  Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять  и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

Мою маму зовут Светлана Ивановна. Мама работает в школе учителем химии и биологии. На работе маму  все уважают.

Мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

Я люблю свою маму за ее красоту, доброту и просто за то, что она моя мама. В жизни нужно почаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля. Хочется, чтобы мама никогда не огорчалась, ведь мамина улыбка радует и согревает нас теплом.

Импровизационный вариант 

Отредактируйте Мишин рассказ о маме, заменяя повторяющиеся в тексте  существительные, подходящими по смыслу местоимениями.

Моя мама

1. В жизни каждого есть самый родной человек – это его мама! Мама заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С мамой связано очень многое. Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять  и простить. Мама приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

3. Мою маму зовут Светлана Ивановна. Мама работает в школе учителем химии и биологии. На работе маму  все уважают.

2. Мама высокого роста. У мамы доброе улыбающееся лицо. Мамины глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Мама горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Мама отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

4.Я люблю свою маму за ее красоту, доброту и просто за то, что она моя мама. В жизни нужно почаще называть маму ласковыми словами: мамочка, мамуля. Хочется, чтобы мама никогда не огорчалась, ведь мамина улыбка радует и согревает нас теплом.

Эвристический вариант 

Напишите рассказ о своей маме, используя в тексте личные местоимения.

Моя мама*

В жизни каждого  есть самый родной человек – это его мама! Она заботится о нас с самого рождения, дарит нам свое тепло, доброту, любовь. С ней связано очень многое.  Это и радость, и ласка, и понимание, и сочувствие. Мама все может понять  и простить. Она приласкает, когда тебе плохо, немного огорчится, если ты сделал что-то не так, но всегда подскажет и придет на помощь.

Мама высокого роста. У нее доброе улыбающееся лицо. Ее глаза серо-зеленые и задумчивые. Когда мама беспокоится, ее глаза становятся беспокойными и грустными. Она горда и рассудительна, строга, но справедлива. Мама испытывает радость за нас, когда все хорошо и печалится, если у нас возникают проблемы. Она отдает нам свою любовь и заботу, не требуя ничего взамен.

Мою маму зовут Светлана Ивановна. Она работает в школе учителем химии и биологии. На работе ее все уважают.

Я люблю свою маму за ее красоту, доброту и просто за то, что она моя мама. В жизни нужно почаще называть ее ласковыми словами: мамочка, мамуля. Хочется, чтобы мама никогда не огорчалась, ведь ее улыбка радует и согревает нас теплом.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  рассказа о маме

Регулятивное умение

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- редактировать рассказ  о маме, используя личные местоимения.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 16

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно писать местоимения, потому что……

2. Чтобы написать рассказ о маме без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 17

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) рассказом о маме, который написал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о личных местоимениях.

Ввести способ  освоения правила раздельного написания местоимений с предлогами.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания рассказа о маме.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении рассказа о маме.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- писать рассказ о маме, используя личные местоимения.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта математика 3 класс школа России

Технологическая карта по математике 3 класс школа России...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Математика"

Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)Цель деятельностиучителяСоздать условия для проверки умений самостоя...

Технологическая карта урока (3 класс Школа России)

    Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.        ...

Технологические карты уроков 4 класс." Школа России"

Технологические карты уроков 4 класс " Школа России"Математика,русский язык,литературное чтение,окружающий мир,технология,ИЗО....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...