Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кухарева Елена Алексеевна

Предмет: Русский язык.

Класс: 4.

Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 4 класс.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кухарева Елена Алексеевна

Предмет: Русский язык.

Класс: 4.

Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 4 класс.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Задачи:

Образовательные:

-содействовать систематизации знаний учащихся об образовании глаголов прошедшего времени;

-упражнять в правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

   Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, конверты с заданиями, пословицы и поговорки.

                                          Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация деятельности.

1. Долгожданный дан звонок -
   Вот и начался урок.
   Ум и сердце в работу вложи,
   Каждой секундой в труде дорожи.                (Слайд 1)

                                                                                                                                                 - Как вы понимаете эти слова?                                                                                            – Какие вы знаете пословицы о времени?                                                                              2. Пословицы.                                                                                                                                                            Не трать время попусту.                                                                                                                                  Время – не ждёт.                                                                                                                                         Знай минутам цену, секундам счёт.                                                                                                 Упустишь минуту - потеряешь час.           (Слайд 2)

   3. Правила посадки.

- Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

- Зачем нам нужно соблюдать эти правила? ( Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение и было легко дышать).                                                                                                                  - Ребята, когда вы держите спину ровно, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает лучше.

-Можно ли сказать, что правильная осанка помогает вам хорошо учиться?

- Поднимите руку, кто из вас хочет хорошо учиться.

4. Запись числа с комментированием.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Орфографическая минутка.                                                                                      – Открываем тетради на стр. 6.                                                                                          - Отсчитайте 15 слов.                                                                                                 – Подчеркните.                                                                                                                    – Заполните пропуски.                                                                                                                – Взаимопроверка.   Взаимооценка.

2. Словарная работа.

Принесли, веселый, лежал, весенний, бегут, сосульки, капель, почернело, самолет, жилища, воротник.

3. Части речи.                              

- Распределите слова на группы.                                                                                                                                – На какие группы можно разделить глаголы?                                                                           - А о какой части речи мы будем говорить сегодня вы узнаете, если мысленно расположите фигуры с буквами по цветам радуги.              (Слайд 3)                                                                                                                                                                                             – Какое слово получилось?    (Глагол)                                                                                                     – Какое стихотворение нам помогло?                                                                             (Каждый охотник желает знать где сидит фазан.)

4. Игра «Верите ли вы?»                                      

- Верите ли вы, что глагол – это самостоятельная часть речи?                                               - Верите ли вы, что глаголы отвечают на вопросы какой?  какая?  какое? какие?                                                                                                                                          - Верите ли вы, что глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?                                                                                                          -  Верите ли вы, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопрос что делает?                                                                                                                                        - Верите ли вы, что глаголы имеют 3 грамматических признака?                                       - Верите ли вы, что глаголы изменяются по лицам и числам?                                        - Верите ли вы, что глаголы прошедшего времени единственного числа, женского рода  имеют окончание – о?                                                                             - Верите ли вы, что у возвратных глаголов в неопределенной форме перед суффиксом – ся пишется мягкий знак?

III. Самоопределение к деятельности.

  1. Работа над стихотворением.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.                                                                                              Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.                                                                                            Взглянул, причесался, намылил, умылся.                                                                                                    Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.           (Слайд 4)                                        

– Чем интересно это стихотворение?                                                                           – Что можно сказать об этих глаголах?                                                                   – Докажите.                                                                                                             (Отвечают на вопрос что сделал? и имеют суффикс – л)                                                           - О каких глаголах будем говорить?  (прошедшего времени)  

2. Работа по карточкам в группах.

Плав..л, кле…ла, стро…л, слыш…ли, ужал…ли, обманыв…л, завис…ла.

- Что вы можете сказать об этих словах?                                                                                                        – В какой части слова пропущена орфограмма?                                                                       – Знаем ли мы правило, которое можем применить?                                                                     - Чему мы сегодня будем учиться?                                                                         (Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.)

IV. Физкультминутка

Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени - руки вверх. Если я назову неопределенную форму глагола - приседаем.

Сеял, сеять, верил, верить, клеить клеил, падать, падал, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.

V.  Работа по теме урока.

1. Решение проблемы.

- Как вы думаете, нужно ли для написания суффикса определять спряжение? – А что мы делаем для определения спряжения?                                                                 – Не поможет ли нам неопределенная форма? (Тоже имеет 2 суффикса)                                         – Давайте проверим свои предположения.

2. Работа по учебнику.

                    1) стр. 113  - правило;

                2) упр. 240

-  второе слово пишем с комментированием по образцу;                                                                         - остальные слова самостоятельно по рядам.

3. Работа по карточкам.

4. Работа по диску.

 - Устно.

VI. Развитие речи.                                                                                                                 - Можно ли представить нашу речь без глаголов?

- Что делают глаголы? (Оживляют нашу речь, оживляют предметы.)

- В словаре Даля читаем:

Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. Является основой языка.

- А могли бы поэты, писатели создать свои произведения без глаголов?

- Какое сейчас время года?                                                                                                         - Чтение отрывка из стихотворения Ф.И. Тютчева о весне.

Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна,
Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась.

- Найдите глаголы прошедшего времени.

- Но не только поэты и писатели изображают весну, но и художники.

Посмотрите, как изобразили весну И. Левитан “Большая вода”,

А. Саврасов “ Грачи прилетели”. (Картины о весне.) (Слайды 5, 6)

- Вот если бы вы писали сочинение по этим картинам, какие бы глаголы прошедшего времени вы использовали.                                                                                

VII. Дифференцированное домашнее задание.

 - Я при составлении весенней картины использовала глаголы. Вы с ними продолжите работать дома.

- Домашнее задание спряталось, чтобы его найти нужно скопировать движение стрелки по классу.

 Красный конверт – легкое задание.               http://festival.1september.ru/articles/566401/img2.gif                                                        Зеленый конверт – сложнее.                                                                                       Желтый конверт– самое трудное.

1. Списать, вставить пропущенные буквы, поставить глагол в неопределенную форму.

Н…ступила, прил…тели, з…зв…нела, з…зел…нела, свет…т.

2.Составить со словами предложения.

Н…ступила, прил…тели, з…зв…нела, з…зел…нела, свет…т.

3. Творческая работа.                                                                                                        Составь предложения, используя глаголы прошедшего времени.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег.

VIII. Рефлексия.

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением. Обведите пословицу или поговорку:

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел – сделал.

IX. Итог урока.

 - Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...