Главные вкладки

    Викторина по русскому языку для 4 класса
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Викторина 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon viktorina.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Викторина с ответами по русскому языку для 4 класса. Сценарий

    Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс

    Учитель. Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.

    (В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Зрители, которые поддерживают игроков и дополняют ответы, получают за это звание «Знаток русского языка 1-й степени». Члены команд после игры получают звание «Лучший знаток русского языка», победители - «Знаток русского языка высшей степени»)

    Ученик.

    Мой верный друг! Мой друг коварный!

    Мой царь! Мой раб! Родной язык!

    Мои стихи - как дым алтарный!

    Как вызов яростный мой крик!

    Ученица.

    Ты дал мечте безумной крылья,

    Мечту ты путами обвил.

    Меня спасал в часы бессилья

    И сокрушал избытком сил.

    Ученик.

    Как часто в тайне звуков странных

    И в потаенном смысле слов

    Я обретал напев нежданных,

    Овладевавших мной стихов!

    Ученица.

    Но часто радостью измучен

    Иль тихой упоен тоской,

    Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

    С душой дрожащей отзвук твой!

    В. Брюсов

    1-я игра «Дальше, дальше...»

    Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

    1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

    2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

    3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

    4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

    5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

    6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

    7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

    8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

    9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

    10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

    11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)

    12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)

    13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

    14. Сколько букв в русском алфавите? (33)

    15. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

    16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

    17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

    18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

    19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

    20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

    21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

    22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

    23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

    24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

    25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

    26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

    27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)

    2-я игра «Спешите видеть»

    Учитель. В течение нескольких секунд я буду показывать командам предложения. Задание: повторить предложение, назвать все орфограммы, которые в нем встретились (Если игроки назвали не все орфограммы, можно спросить у зрителей).

    Предложение для 1-й команды:

    Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

    Предложение для 2-й команды:

    На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

    (Дети выполняют задание)

    Учитель. А теперь хитрый вопрос для зрителей. Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)

    3-я игра «Темная лошадка»

    (На доске - портрет поэта А. Пушкина)

    Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салта- не...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

    (Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)

    1. Рукой подать. (Близко)

    2. В час по чайной ложке. (Медленно)

    3. Во весь дух. (Быстро)

    4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

    5. Работать спустя рукава. (Плохоработать)

    6. Прикусить язык. (Замолчать)

    7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

    8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

    9. Сломя голову. (Быстро)

    10. Зарубить на носу. (Запомнить)

    11. При царе Горохе. (Очень давно)

    12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

    13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

    14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

    15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

    16. Бить баклуши. (Ничего не делать)

    4-я игра «Гонка за лидером»

    Учитель. Как и в первой игре, я буду задавать вопросы в течение одной минуты. Команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.

    1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

    2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

    3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

    4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

    5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

    6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

    7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

    8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

    9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

    10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

    11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

    12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

    13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

    14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

    15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

    16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

    17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

    18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

    19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

    20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

    21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

    22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

    23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

    24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

    25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

    26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

    27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

    28. Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)

    29. Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)

    30. Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)

    31. Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

    32. Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)

    (Подведение итогов)

    Викторина по русскому языку 4 класс

    1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

    2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

    3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

    4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

     5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

    6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

    7. Есть ли в русском языке приставка «з»?

     8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.

    9. Является ли местоимение частью речи?

    Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Викторина по русскому языку 2 класс

    Викторина по русскому языку 2 класс "Школа 2100"...

    Урок – викторина по русскому языку (2 класс).

    Данные задания могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

    Викторина по русскому языку 1 класс

    Цели:1. Расширять словарный запас детей;: умение строить схемы слов и предложений, группировать слова с сочетаниями жи – ши; распределять слова в алфавитном порядке.2. Развивать смекалку, мышление, эр...

    Викторина по русскому языку 2 класс

    Папка содержти материал по русскому языку .Викторина по русскому языку.Цель работы: прививать любовь к родному языку....

    Викторина "Знатоки русского языка". 4 класс

    Презентация внеклассного мероприятия.Викторина "Знатоки русского языка".4 класс.Цель урока: обобщить знания учащихся по русскому языку.Задачи:Повторение знаний русского языка.Развитие устной...

    Викторина по русскому языку.1 класс

    Разработка включает в себя задания для закрепления трудных тем....