Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кыналы Вера Дмитриевна

Русский язык 4 класс (1 - 4)

 

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема: «Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.kynaly.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс (1 - 4)

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления 

Тема: «Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах».

Цели для учителя:

  • научить определять склонения имен существительных в косвенных падежах;
  • научить распознавать типы склонений имен существительных в косвенных падежах;
  • научить образовывать имена существительные разных склонений;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность, мышление;
  • воспитывать культуру общения, интерес к русскому языку, умение работать в группе, паре.

Цели для ученика:

ЗНАТЬ:

● три склонения имени существительного;

● памятку определения склонения имен существительных в косвенных падежах.

УМЕТЬ:

● определять и распознавать типы склонений существительных в косвенных падежах;

● образовывать имена существительные разных склонений;

● пользоваться памяткой.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

0.1

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия и создать положительный настрой на работу.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Психологический настрой

(Дети берутся за руки и под тихую музыку повторяют слова)

Я – твое благо,

Я – твоя улыбка,

Я – твоя радость

В жизни земной.

Самоорганизация

Самопроверка

На доске:

благо

улыбка

радость

в жизни

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

Цель: через актуализацию опорных знаний совместно вывести тему и целеполагание урока.

 

1.1

На доске:

благо

улыбка

радость

в жизни

- Какая часть речи у нас в гостях? (Имя существительное)

- Что мы знаем о нем?  

 

- Что мы изучаем? (Три склонения имен существительных)

Мы смекалистые дети,

Все хотим узнать на свете,

Мы искали и нашли –

Три склонения прошли.

- Что же мы знаем и умеем по данной теме?

ЗНАЕМ:                                 УМЕЕМ:

● три склонения имени    ● распознавать типы

существительного;                  склонений;

● памятку определения    ● пользоваться памяткой;

 склонения имен                ● ?

существительных.

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

На доске блок «Имя существительное»

Учащиеся составляют рассказ об имени существительном по блоку

(развитие монологической речи)

 

Учебный диалог

Самоосмысление

Самовыражение

1.2

Словарно – орфографическая работа

а)

Модуль №1

Цель: закрепить умение определять склонения имен существительных.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

1.

2.

Образуйте от данного слова три однокоренных существительных 1 – го , 2 – го, 3 – го склонения.

Старый –

Сделайте вывод.

Работайте  в малых группах

Применяйте алгоритм.

Проверяйте по «ключу»

«КЛЮЧ»

Старушка, старик, старость.

- Какие орфограммы встретились?

- Какие знания и умения помогли Вам образовать имена существительные разных склонений? (Знания о типах склонений и памятка определения склонений)

Вывод: важно соблюдать два признака определения склонения имени существительного  (род и окончание).    

б)

шампунь

мозоль

тюль

- Предложите задание. ( Подобрать подходящие имена прилагательные и записать словосочетания)

ж.р., 3 скл.

мозоль (какая?) больная

м.р., 2 скл.

тюль (какой?) прозрачный

м.р, 2 скл.

шампунь (какой) цветочный

- Трудно было подобрать имена прилагательные?

- В чем затруднялись? (В определении рода имен существительных)

- Какой вывод можем сделать? (Надо хорошо знать род имени существительного, пользоваться словарем. По роду и окончанию определить склонение)

Работа по модульной карточке в малых группах

Работа над культурой речи

Работа над орфограммами

Работа над орфограммами

Работа в тетради

Индивидуальная работа у доски (2 учащихся)

Рефлексия

1.3

Подготовка к выводу темы и целеполагания

- В одной тетрадке ученика я увидела запись:

          м.р.

«Нет товарища – 1 скл.

        м.р.

нет героя – 1 скл.

        м. р.

нет друга – 1 скл.»

- Когда я сказала ему, что он не прав, ученик мне ответил: «Существительное товарища – м. р., окончание –а, значит, оно первого склонения»

- А вы согласны с учеником? (Нет)

- Докажите. (Мы умеем определять склонение имени существительного в Им. п. ед. ч., а имена существительные в Р. п.)

- Как быть? (Следовательно, нужно поставить имя существительное в начальную форму)

                   в ед. ч.               род

Н. ф.                                                        скл.

                   в Им. п.         -    

- Работа по блоку «Типы склонений имен существительных»

   1 – е скл.                2 – е скл.              3 скл.

         

       ж.р.              м.р.      ср. р.                 ж. р.

      м. р.

- Давайте проверим наши рассуждения по учебнику.

- Прочитайте памятку в учебнике на стр. 191.

- Поможем исправить ошибки?

м.р.

нет товарища – 2 скл.

        м.р.

нет героя – 2 скл.

        м. р.

нет друга – 2 скл.

- Назовите тему урока. (Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах)

- Что мы должны знать и уметь по данной теме?

ЗНАТЬ:

● три склонения имени существительного;

● памятку определения склонения им. сущ. в косвенных падежах.

УМЕТЬ:

● распознавать типы склонений существительных в косвенных падежах;

● пользоваться памяткой.

Устно читают

Работа над культурой речи «Говори правильно»

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

Выделение проблемы

Возвращаемся к ?. УМЕТЬ:

Определять склонение им. сущ. в косвенных падежах

Устная работа у доски

Индивидуальная работа у доски (3 учащихся)

Работа в тетрадях

Беседа

Самоосмысление,  самовыражение,

Самоутверждение

Совместный вывод темы и целеполагания

УЭ 2

Работа над новой темой

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

 

2.1

Работа со словосочетаниями

– Что вы предлагаете? (применить наши знания)

Работа по модульной карточке №2.

Модульная карточка №2

ЦЕЛЬ: отработка умения определять склонения имен существительных в косвенных падежах.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

1.

2.

3.

4.

5.

Прочитайте словосочетание.

1 – в.

въехать в деревню

посинеть от мороза

помогать товарищу

пролетел над площадью

смотрел на дорогу

2 – в.

написал о Москве

прокатился на тракторе

принесли из магазина

плескались в проруби

скакал на лошади

Запиши его.

Определи падеж имени существительного.

Определи склонение имени существительного.

Сделай вывод.

Работай самостоятельно

Применяй памятку

Проверь по «ключу».

Работай в ППС

Работай в ПСС

- Какие знания и умения нам помогли определить правильно склонение имен существительных?

- Кому было трудно?

- В чем заключалась трудность? (Имена существительные стояли не в именительном падеже, то есть в косвенных падежах)

- Кому было легко?

Работа в ППС, ПСС («Эскалатор»)

Самоосмысление

Самовыражение

Самоутверждение через работу в ППС, ПСС

2.2

Работа над пословицами

1 скл. И. п.     Д. п. 1 скл.                         Д. п. 3 скл.        

Птица радуется весне, а младенец радуется матери.

- Предложите задание, исходя из темы урока.

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

- В чем сложность выполнения задания? (Имена существительные даны в предложении)

- Рассуждаем устно, опираясь на алгоритм.

               Х               ?            падеж

                          Род        -

                                  Скл.

- Что заметили? (Имена существительные в Д. п., ж. р., но окончания разные)

- Почему? (Имена существительные разного склонения)

- Какой вывод можем сделать? (Окончания имен существительных зависит от склонения)

Работа у доски.

Фронтальная дискуссия

Мера помощи (алгоритм)

Проблема.

Блок на доске

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

и

и

Д.п.

е

и

П.п.

е

е

и

2.3

Срез на обучаемость  

- Предлагаю проверить знания по теме через выполнение самостоятельной работы.

Цель: проверить свои знания по теме урока.

Задание: укажи падеж имен существительных и определи склонение.

1 – в.

И.п. 1 скл.         В.п. 2 скл. Р.п. 2 скл

Работа веселит сердце человека.

2 – в.

    Р.п. 2 скл. И.п. 1 скл. В.п. 2 скл.

От безделья собака на ветер лает.

- Какие умения мы отрабатывали?

- Чем пользовались при определении склонения имен существительных?

- Какого склонения не встретились имена существительные? Приведите примеры. (3 скл.)

- Кто затруднялся при выполнении?

- А кому было легко?

- Чем пользовались при выполнении задания?

 

Самостоятельная работа по карточке

Самоутверждение

Обратить внимание на противоположность значения пословиц.

Проверка: сверка с «образцом» учителя.

Каждый ученик проверяет индивидуально.

Подводятся итог, выясняются ошибки, коррекция

Использование цветовых сигналов

2.4

Игра «Слова рассыпались»

На доске:

Ночь, ключ, чащ, речь, врач, крыш, рожь, пляж, свеч, тишь, малыш, луж.

- Что общего? (Имена существительные с шипящим звуком на конце)

- Чем отличаются? (Разные склонения)

- Предложите задание. (Разбить слова на группы, исходя из темы урока)

ночь               ключ                чащ (Р.п., мн.ч.)

речь               врач                 крыш

рожь              пляж                свеч

тишь              малыш            луж

- Чем похожи имена существительные каждой группы? (3 скл.,  2 скл ., 1 скл.)

- Что заметили? (В 3 скл. пишется мягкий знак после буквы шипящего звука)

Вывод: Ь после шипящего – это орфограмма.

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

- Получилось ли? (Нет)

- Что обозначает мягкий знак после буквы шипящего звука? (3 скл.)

Вывод: если имя существительное во мн. числе, то, чтобы определить склонение, необходимо поставить его в начальную форму.  

Самоосмысление, самовыражение

Фронтальная дискуссия

Учащиеся самостоятельно делают вывод

УЭ 3

Закрепление изученного материала.

УЭ 3.0.

Цель: закрепить знания и умения по данной теме в измененной ситуации

УЭ 3.1

- Предлагаю поработать в группах.

- Объединитесь в группы.

- Выберите консультанта.

Цель: проверить умение определять склонение имен существительных в косвенных падежах.

Задание: обозначь в скобках падеж имен существительных, склонение и выдели окончание.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом (Т.п. 2 скл   ) и сдобой (Т.п. 1скл.).

Мимо столярной идешь мастерской -

Стружкою (Т.п. 1 скл.) пахнет

И свежей доской (Т.п. 1 скл.).

Пахнет маляр (И.п. 2 скл.)

Скипидаром (Т.п. 2 скл.) и краской (Т.п. 1 скл.).

Пахнет стекольщик (И.п. 2 скл.)

Оконной замазкой (Т.п. 1 скл.).

Рыбой (Т.п. 1 скл.) и морем (Т.п. 2 скл.)

Пахнет рыбак (И.п. 2 скл.).

Только бездельник (И.п. 2 скл)

Не пахнет никак.

Вывод: в творительном падеже окончания – ом,

- ем, - ой, - ою.

- Почему существительные в творительном падеже имеют разные окончания?

Вывод: окончание существительных зависит от склонения.

Работа в малых группах

Самовыражение Самоутверждение

Самореализация

Проверка контрольной пары

Подчеркнуть значимость склонения

УЭ 4

Итог урока

Цель: подвести итог урока

- Назовите умение, которое мы отрабатывали на уроке. (Определение склонения имени существительного в косвенных падежах)

- Кому было трудно?

- Кому было комфортно на уроке? (Сигнал зеленый)

Самовыражение

Самовывод итога урока

Рефлексия

Использование цветовых сигналов

УЭ 5

Информация о домашнем задании

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

Проверить уровень выполнения домашнего задания

Упражнения учебника стр. 92 – №174, №176 по выбору

Спасибо за урок!

Учитель:                        Кыналы Вера Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....