Конспект урока "Родственные слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гетьман Татьяна Владимировна

В данном конспекте "Родственные слова", учащиеся саомтоятельно добывают знания. Находят ответы на вопросы с помощью занимательных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstven_slova_2_klass.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Родственные слова". 2-й класс

Гетьман Татьяна Владимировна, учитель начальных классов


Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”

Задачи:
познакомить с терминологией - "родственные слова", знать признаки родственных слов;
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности; 
учиться делать выводы из наблюдений;

воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

2.Каллиграфическая минутка

Л_сной  л_сник  л_с  л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

- Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

- Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

- Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор, 
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

- Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

- Перечислите членов каждой семьи

- Давайте запишем членов семьи в тетрадь. (Еж, ежонок, ежиха.

Слон, слоненок, слониха. Тигр, тигрята, тигрица)

Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

- Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

- А кто счастливый, у кого много родственников?

- Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”

- Прочитаем об этом правило в учебнике.

- Итак, что же мы узнали из правила?

- Какие слова в русском языке будут являться родственными?

img1.jpg (5332 bytes)

- Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

- Есть ли у них общая часть? (Да)

- Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

- Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

- Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

- Давайте внимательно послушаем

Сценка:

- Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь: Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.

- Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

- Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

- Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч.  — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

- Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

- Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

Гусеница     гусь

гусыня

гусёнок

- Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

- Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

- Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

- Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому   определяются родственные слова?

- Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

ФИЗМИНУТКА

4. Продолжение работы по теме урока

- Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?

Работа в парах

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

вода  

водичка

жидкость

водяной  

водитель

Самостоятельная работа – упражнение 82.

- Прочитайте строчку.

- Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы? Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Оценка деятельности на уроке

- Вспомним весь наш урок. На полях оцените свою работу на уроке.

- Молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока 1 класс (Перспективная начальная школа) "Слова-помощники"

Конспект урока разработан по развивающей личностно-ориентированной системе обучения "Перспективная начальная школа".В конспекте урока подробно описана цель деятельности педагога на уроке, а так же пла...

Конспект урока 2 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Конспект урока по теме В. Осеева "Волшебное слово"разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"....

Конспект урока 2 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Конспект урока по теме В. Осеева "Волшебное слово"разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"....

План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"

Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают....

Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...

Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...