Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный мягкий знак »
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Румынина Оксана Сергеевна

    Конспект урока русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак » в помощь учителю вместе с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_razdelitelnyy_znak.docx29.26 КБ
    Office presentation icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt2.31 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак »


    Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления.

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

    Задачи урока:

    1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

    2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

    Планируемые результаты обучения:

    Личностные результаты: развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления, доброжелательности

    Метапредметные результаты: определение общей цели и пути её достижения, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; развитие познавательной инициативы

    Предметные результаты: умение сравнивать, делать выводы,размышлять

    Методы обучения: частично - поисковый, элементы проблемного метода

    Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

    Средства обучения:

    1.Учебник: Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс»

    2.Карточки для самостоятельной работы

    4.Презентация

    Ход урока.

    I.  Организационный этап.
    Цель: мотивировать к учебной деятельности


    Прозвенел для нас звонок -
    Начинается урок.

    Тихо сели девочки, как белочки

    Молча сели мальчики, как зайчики


     Психологический настрой.

    • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
    • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

      Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

    Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!»  (слайд 1)

    Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

     Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда  настоящие исследователи отправляются в путь.

    II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

    - Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)

    Что за буква, кто узнает?

    Звука не обозначает,

    Может только показать

    Как согласную читать. ( мягкий знак)

    1. Создание проблемной ситуации. (фронтальный опрос).

    - Сравните предложения: Птицы совершают полёт. Скоро пол…ёт дождь.

    (слайд 3)

    - Смысл какого предложения вам не понятен?(второго)  Предположите, что необходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если дают правильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли ваше предположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе уроке ответить на данный вопрос)

    - Откройте учебник на стр.134 и назовите тему урока.

    Тема: Разделительный ь.(слайд 4)

    – попробуйте сформулировать задачи урока

    1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

    2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

    - Вернёмся к нашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.

    Слайд 5

    - Назовём по порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т ], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

    – Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                             (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .

     - А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)

    - Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознавать разную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.

    III. Формирование новых знаний

    1. Работа по учебнику

    - учебник – 3, стр. 105 Плакат Летучей Мыши. Поработаем над словами солю и солью. ( вопросы в соответствии с заданиями данной страницы).

    - продолжение высказывания и составление схемы на доске

    После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, ю, я, и.

    Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

    Чтобы быстрее запомнить правило выучим стихотворение:

    Слева от меня - согласный,

    Справа - е,ё,и,ю,я,

    Чтобы не было слиянья,

    Разделите их, друзья!

    1. Чистописание

    Понаблюдаем за буквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.

    Какую работу выполняет Ь в буквосочетаниях  нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)

    Пропишите эти буквосочетания. Найдите в ОБРАТНОМ СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями и запишите по одному слову на каждое сочетание букв.  

    Какую роль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишите эти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).

    Делаем вывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)

    IV. Физкультминутка  Игра  «Будьте внимательны» (слайд 7)

    Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

    Листья(1),  семья(1), деньки, прутья(1), камень, стулья(1), метель, вьюга(1), пень, счастье(1), олень, пальто, веселье (1).

    - Молодцы, вы были внимательны .

    V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    - А сейчас настало время применить полученные знания при выполнении различных заданий.

    Задание 1 (работа в парах - карточка) Распределите слова на две группы.

    Проверяем: (слайд 8)

    Варенье                        пальцы

    Ружьё                            рельсы

    Вьюга                           мальчик

    Братья                          коньки

    Ручьи                            пеньки

    Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра. Догадайтесь, кто это? (Пьеро).(слайд 9)

     Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словам антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма, болезнь – здоровье; скука – веселье, враги-друзья, вред-польза). (слайд 10)

     Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным Ь.

    Задание 3 Работа в тетради на печатной основе – стр 51 упр.67 в соответствии с заданиями.

    VI. Рефлексия урока ( слайд 11)

    – Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

    – О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое знание открыли?  

    Где же пишется разделительный Ь?

    • Что больше всего понравилось на уроке?
    • Чьим успехам смогли порадоваться?
    • За что можете себя похвалить?
    • Что было самым трудным?

    – Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. (слайд 12)

     А что помогало вам в работе?

    – А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. (слайд 13)

    Оцените свои достижения  при помощи «светофора»

    «красный» - Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!

    «жёлтый» - Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!

    «зелёный» - А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

    VII. Домашнее задание – работа с тестом

    Поиграем: (слайд 14)

    Игра «Футбол» (слайд 15)

    1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)

    2) Чувство огромной радости. (счастье)

    3) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)

    4) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

    5) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)

    Игра «Замени одним словом» (слайд 16- 17)

    1. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
    2. То, без чего птица не улетит – крылья
    3. Мама, папа, дети – семья
    4. Снежная буря   - вьюга
    5. Они образуют лес - деревья   
    6. Близкие приятели  - друзья

    Спасибо за работу! (слайд 18)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

    Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

    Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

    Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

    Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

    Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

    Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

    Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....