Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока можно использовать в 1 и 2 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Звуки и буквы

Цель: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе

развитие умения различать звуки и буквы

Задачи урока:

  • создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;
  • создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;
  • создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;
  • создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Планируемые предметные результаты:

  • уметь различать букву и звук
  • учиться записывать и читать транскрипцию слов

Планируемые метапредметные результаты:

  • умение работать в паре ( коммуникативноеУУД)
  • умение доказывать, аргументировать (познавательное УУД)
  • умение осуществлять самоконтроль (регулятивное УУД)

Литература: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть

Ход урока

I.Организационный момент

Давайте  настроимся  на  работу. Повторяйте  за  мной .

Мы -  умные !

Мы – дружные !

Мы – внимательные !

Мы – старательные !

Мы  отлично  учимся !

Всё  у  нас получится !

- Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними кивком головы.

Девиз: Грамоте учиться-всегда пригодится                                          слайд

Вспомните, как правильно сидеть за партой при письме

II.Актуализация знаний.

1        Заглянула осень в сад –

        Птицы улетели.        На листах у детей + СЛАЙД

        За окном с утра шуршат

        Жёлтые метели.

- Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении. Объясните их значение.

Запишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Докажите.

Какие правила переноса вы знаете? (пишем в тетрадях)

2. Словарная работа.                                                                      слайд

- Отгадайте слово.

Первый слог, как в слове ОКНО

Второй слог, как в слове УТЯТА

Дальше идёт буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому П

Непарный звонкий согласный из слова ЖИРАФ

В конце слова буква ни гласная ни согласная.

- Назовите слово. ОКТЯБРЬ                                                           слайд

- Назовите лексическое значение этого слова ( десятый месяц в году, второй осенний месяц)

- Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Разделите для переноса.          ОК-ТЯБРЬ

Физминутка

III.Формулирование темы урока.

 Загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.       (ЗВУК)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят.          БУКВЫ

IV. Тема нашего урока: обобщить знания о звуках и буквах, их отличии.

1. Работа с учебником. Приём «инсерт», составление таблицы.

-Откройте учебник русского языка на стр.79.

Прочитайте текст, делая пометки: «+» - знал, «!» - забыл. Найдите ответ на вопрос: «В чём различие буквы от звука».

Учащиеся читают текст.

- Поднимите руки, кто поставил знак «!». (Уточнить у детей, что именно они «забыли» и вспомнили после прочтения.)

-Нашли ли вы ответ на вопрос «В чём различие звука от буквы»?

После этого идёт обсуждение и заполнение таблицы: (СЛАЙД)

Звуки: Буквы:

произносим видим

слышим читаем

пишем

называем

2. Составление кластера.

- Давайте уточним все знания наши о звуках и буквах.        

- На какие две группы делятся звуки русского языка?                                 слайд

- Что вы знаете о гласных звуках? (их 6), а букв? (10).

- Почему?         слайд

-Как вы думаете, чего больше: звуков ли букв и почему? (ребята отвечают и рассуждают)

3. Работа по учебнику (с.79, упр.118. Чтение, составление и запись слов с помощью букв и звуков (транскрипции).

-Как вы думаете, можно ли по- разному записать одно и тоже слово? (ребята делают свои предположения).

а)-Два ученика второго класса записали слова, но по-разному. Кто из них прав и одинаковые ли записаны слова? (слова записаны на листочках)      

[й᾽олка] ёлка1

[м᾽ач᾽] мяч

[лошка] ложка

[пал᾽то] пальто

Ребята работают в парах и приходят к выводу, что правы оба ребёнка. Но один записал слова с помощью букв, а другой – звуками.

-Почему слова написаны по-разному? (произношение написание слов не совпадают)

Вывод: произношение и написание слов, количество звуков и букв могут не совпадать

-Как не допустить ошибки? (применить правила: обозначение йотированных гласных на письме, мягкости согласного звука с помощью гласной и ь знака, парной согласной, посмотреть в орфографическом словаре).

7.Физкультминутка

Хлопните в ладоши столько раз, сколько гласных в словах:

            Дуб, пальто. Берёза, машина, дом,                                                  

б)- Попробуйте самостоятельно записать слова с помощью транскрипции. Определите количество букв и звуков.  Упр.118

г) – Могут ли слова различаться одним звуком?                   слайд

- И что тогда измениться?

-Попробуйте составить в паре цепочку слов, различающихся только одним согласным звуком. Условие: можно заменять только один и тот же звук. (работа в тетради)

ДОМ - СОМ – СОН – ТОМ – ЛОМ

-Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)

-А теперь измените гласный.

ДОМ – ДЫМ – ДАМ.

-Какой вывод мы сделаем?

-Проверьте, правильно ли мы сделали вывод? (стр. 80)

г)-Любое ли сочетание звуков можно назвать словом?

После ответов ребят им предлагается прочитать стихотворение Б Заходера (стр.80 упр. 120)

Было бы очень- очень мило,

Очень Умная Сова,

Если бы ты нам объяснила

Эти умные слова:

Энциклопедия!

Трагикомедия!

Кувырколлегия!

Рододендрон!

-Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие нет? Как вы это определили?

Найдите в толковом словаре значение этих слов.

После обсуждения ребята получают задание придумать «ненастоящие» слова и попробовать их объяснить.

Вывод: любое слово обязательно несёт своё лексическое значение.

9.Рефлексия.

Закончите предложения:

Мы говорим и слышим……

Мы видим, пишем, читаем, называем…..

Слово можно записать ….. и …..

Д.зс.80, упр.119

1.Заглянула осень в сад –

   Птицы улетели.

   За окном с утра шуршат

   Жёлтые метели.

                      В. Степанов

2.

Звуки

Буквы

1.Заглянула осень в сад –

   Птицы улетели.

   За окном с утра шуршат

   Жёлтые метели.

                      В. Степанов

2.

Звуки

Буквы

1.Заглянула осень в сад –

   Птицы улетели.

   За окном с утра шуршат

   Жёлтые метели.

                      В. Степанов

2.

Звуки

Буквы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония

Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов....

Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Буква Р.

Конспект урока составлен на основе  Азбуки. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойк...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....