Открытый урок по русскому языку в 4 кл
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Борисова Виктория Александровна

Подробная технологическая карта. На уроке использованы современные педагогические технологии, разнообразные методы и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_4_kl.doc119 КБ
Файл im_i_vinit_padezhi_imen_sushch.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

русский язык

Класс

4 «а»

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Именительный и винительный падежи имен существительных 1 - 3  склонения»».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах 1-3 склонения.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

- Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах 1-3 склонения;

- Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах 1-3 склонения;

- Различать имена существительных в именительном и винительном падежах 1-3 склонения;

- Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.

Метапредметные:

- Извлекать необходимую информацию;

- Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

- Проводить самопроверку и самооценку

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные:

- Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Межпредметные связи

Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

Методы и формы

обучения

Методы:  проблемная ситуация, словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа, работа с учебником

Применяемые технологии

Игровая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ, личностно-ориентированная, технология дифференцированного обучения.

Образовательные ресурсы

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  

2. Презентация к уроку.

3.Карточки для групповой, дифференцированной работы.

4.Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014

Основные термины и понятия

Части речи, именительный и винительный падежи, предлог, склонение, член предложения.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I этап. Организа-ционный момент.

Цель - создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Слайд № 2

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

- Вы пришли сюда учиться.

  Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.

- Вы готовы быть такими на уроке? Присаживайтесь.

-Приступаем к работе.

Перед вами на партах лежат оценочные листы, которые вы будете заполнять в течение урока. Это поможет вам оценить свою работу на уроке.  

                Оценочный лист

Русский язык «Именительный и винительный падежи имени существительного»

Ф.И. ___________________________________

  Этапы урока

Оценка по 5-бальной шкале

Домашнее задание

Словарный диктант

Работа над предложениями

Работа в парах (коллективная работа)

Работа в группе        

Самостоятельная работа

Читают на слайде.

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Да.

 Рассматривают листы, заполняют.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные: 

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II этап. Актуализа-ция знаний.

Цель - актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Слайд №3.

Слайд №4

1.Начнем мы наш урок с игры «Рыбалка».

Вам необходимо найти своё место для слов: малина, рожь, заяц, метро, картина, метель, дядя, красота, мороз, день, молодёжь, земля.

2.Проверка домашнего задания.

Упр.184. Определить падеж выделенных имен существительных.

Как вы определялись с выбором окончаний в данных словах?

3.Словарная работа со словом «корабль».

- Что изображено на картинке?

- Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная?  

- Можем ли мы подобрать проверочное слово, чтобы её проверить?

- Значит, какая это гласная «о»?

- Подберите однокоренные слова.

- Составьте предложения со словом «корабль».

- Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.

- Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.

Выходят к доске, определяют место для слова

Р.п.

1. Определяю падеж.

2.Определяю склонение.

3. Вспоминаю окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.

- Корабль.

- «а»

- «о»

- Нет.

- Непроверяемая.

- Корабельщик, корабельный, кораблик.

Составляют предложения.

Дети читают, записывают предложения.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

III этап.  Мотивация к деятельнос-ти.

Цель – мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).

Слайд № 5.

Проблемная ситуация.

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

 

На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Послушайте сказку.

(В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Какие цели мы перед собой поставим?

-Слово «корабль».

- На вопрос что?

- На вопрос что?

-Имеют одинаковый вопрос что?

-Распознавать И.п и В.п.

Ответы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

-определять последовательность

действий на уроке; познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV этап. Учебно-познава-тельная деятель-ность.

Цель - наблюдение над признаками И.п. и В.п.

( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

Слайд №6

 

 

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

-Сравните.                                

- Что заметили?

- В чем ещё особенность?

-Определите падеж слова «корабль» в этих предложениях.

- Сформулируйте правило.

- Сравните правило с правилом на слайде.

-  Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий  по определению падежа имени существительного.

Работают   самостоятельно.

Самопроверка.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – дополнением.

- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

В первом – И.п., во втором – В.п.

Формулируют правило.

Сравнивают.

Алгоритм:

-  Нахожу слово, к которому относится имя сущ.

- Задаю вопрос.

- Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

- Определяю падеж.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-  поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

V. Физминут-ка

Цель: сохранение здоровья обучающихся

Называю слова, дети – выполняют упражнения. Если слово – 1 скл. – приседание, 2 скл. – прыжок, 3 скл.-хлопок в ладоши.

Тополь, море, мама, дочь, точка, кино, степь, туча, площадь.

Выполняют физминутку.

Личностные: установка на ЗОЖ.

VI. Первичное закрепле-ни

1.Работа по учебнику.

2. Работа в парах.(Для сильных учеников)

3.Физминут-ка

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Слайд №7

- Откройте учебник на с.106  упр. 187 (коллективное выполнение). Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в упражнении?

- Чем интересны эти предложения?

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

-Какой вывод можно сделать?

- упр.188.   - Выполняйте упражнение в парах.

Игра «Ладонь, ребро, кулак»

- Записать два первых предложения, разобрать по членам. Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Рассуждение следующего ученика.

(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

- Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И.п., затем в форме В.п.. Запишите предложения.

книга    площадь   учитель

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажи падеж имён существительных.

 Метапредметные УУД:

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- ориентировка на позицию партнёра,

- умение договариваться, приходить к общему решению.

 Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

VII этап. Диагности-ка качества учебно – познава-тельной деятельнос-ти.

1.Группо-вая работа.

2.Самостоя-тельная (дифференцированная) работа по карточкам.  

Цель - установить степень усвоения изученного материала по теме «Именитель-ный и Винительный падежи».

Слайд №8

Слайд №9

Работа в группах:

Определить склонение и падеж выделенных имен существительных.

1 группа: Мама купила мяч. Мяч упал в воду.                                                                                                               2 группа: Одинокая берёза стояла в поле. На берёзу села галка.

 3 группа: С дерева упал последний листок. Ёж забрался под листок.                                                                        

1 уровень. Прочитай.  Определи падеж имен существительных.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

 

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки.   Определи падеж имен существительных.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Групповая  работа с последующей проверкой.

Выполняют задание.

Проверка. Оценивание.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование цели;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений.

регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

- контроль и коррекция полученного результата;

коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

- способность строить понятные для партнёра высказывание,  

-  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

VIII этап. Подведение итогов и рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Слайд №10

Я предлагаю вам составить кластер на тему: «Именительный и винительный падежи имён существительных 1-3 склонения»

                Оценочный лист

Русский язык «Именительный и винительный падежи имени существительного»

Ф.И. ________________________________

  Этапы урока

Оценка по 5-бальной шкале

Домашнее задание

Словарный диктант

Работа над предложениями

Работа в парах (коллективная работа)

Работа в группе        

Самостоятельная работа

Кто набрал 28-30 баллов – 5  

22-27 баллов – 4  

14-21 балла – 3  

 

   

- Запишите домашнее задание: с.106 упр.189.

-Я всех благодарю за хорошую работу!

 Составляют кластер.

Заполняют оценочные листы

Самооценка

Ответы

Со слайда записывают домашнее задание в дневник.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено;

коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение №1

Задания для групповой работы:

Определить склонение и падеж выделенных имен существительных.

1 группа: Мама купила мяч. Мяч упал в воду.                                                                                                             

2 группа: Одинокая берёза стояла в поле. На берёзу села галка.

3 группа: С дерева упал последний листок. Ёж забрался под листок.

Приложение №2

Карточки с разноуровневыми заданиями.

Карточка  № 2

Прочитай. Исправь ошибки. Определи падеж имён существительных..

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Карточка  № 1

Прочитай.  Определи падеж имён существительных.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

   

 Приложение №3

Оценочный лист

Русский язык «Именительный и винительный падежи имени существительного»

Ф.И. ________________________________

Этапы урока

Оценка по 5-бальной шкале

Домашнее задание

Словарный диктант

Работа над предложениями

Работа в парах (коллективная работа)

Работа в группе

Самостоятельная работа

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борисова Виктория Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Дерягина» городского округа Судак Урок русского языка в 4-а классе УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакина

Слайд 2

Будем мы внимательны , активны и старательны!

Слайд 3

Проверка домашнего задания (Упр. 184)

Слайд 4

К о рабль , к о рабельщик, к о рабельный, к о раблик.

Слайд 5

Корабль вошел в порт. Капитан поднялся на корабль. И.п. В.п

Слайд 6

Именительный падеж Винительный падеж Что? Что? Подлежащее Второстепенный Без предлогов Имеет предлоги о, в ,на, про, под, за, сквозь Есть Вижу

Слайд 7

Упр. 187 (коллективно) Работа в парах Упр. 188

Слайд 8

1 уровень. Прочитай . Спиши. Определи падеж имён существительных. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. 2 уровень. Прочитай. Запиши, исправляя ошибки . Определи падеж имён существительных. Сонце асвищяло лисную палянку . Зима принисла стужу. Самостоятельная работа

Слайд 9

1 уровень. И.п . В.п . Строители построили новый дом . И.п . В.п . Машина переехала через овраг. Самопроверка 2 уровень. И.п . В.п . Солнце освещало лесную полянку. И.п . В.п . Зима принесла стужу.

Слайд 10

Д/з. с. 106-107 упр. 189 или 190

Слайд 11

Спасибо за работу на уроке !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....