Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Степанова Лилиана Ховановна

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».

Тема урока: «Как определить гласные звуки?». К уроку подготовлена презентация. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.11.17g_russkiy_yazyk_2_kl.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России».

Тема урока: «Как определить гласные звуки?».

Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Задачи: 1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.

                2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

    3. Воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать. 

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 2 кл./  В. П. Канакина, В.Г. Горецкий-  М.: Просвещение, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, тетради на печатной основе, компьютер, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки


Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

(1 мин)

Умение настраиваться на урок.

Создание эмоционального настроя.

- Я вижу у вас все готово к уроку, тогда улыбнемся друг другу, подарим улыбки гостям и все вместе, с хорошим настроением начнем урок. Ребята, сегодня на уроке я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Проверим, как вы сидите:

        Руки! На месте,

        Ноги! На месте,

        Локти! У края.

        Спинка! Прямая!

Тетрадь? С наклоном!

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа.  (Дети открывают тетради, пишут число, классная работа)

Настраиваются на работу.

Читают число, записывают в тетрадях. (с проговариванием)

Актуализация знаний.

(6 мин)

Умение каллиграфически писать буквы.

Умение грамотно записывать слова.

Умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности.

Умение анализировать и группировать.

  1. Чистописание.

 (Учитель показывает лучшую работу)

2) Орфографическая минутка.

 (повторение предыдущей темы)

- Запишите вместо пропуска имена детей по порядковому номеру в алфавите.

Вяжет... слоненку носочки,

... ему вышивает платочки,

... плетет для слоненка корзинку,

... рисует слоненку картинку.

- Ребята, как записаны имена? (с большой буквы.) почему?

- Давайте подберем однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слоник, слоновый, слониха.)

б)Запишите первые 2 строки. Оформите их как предложение.

- Найдите главные члены предложения и подчеркните. Как будем подчеркивать? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя).

Сядьте правильно. При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.

Выполняют чистописание по образцу в тетрадях.

Умение строить речевое  высказывание в устной  и письменной форме;

Умение находить основу предложения.

Самоопределение к деятельности.

Формулирование темы и цели  урока.

(3мин)

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока.

Умение строить речевое  высказывание в устной форме;

Создание проблемной ситуации

  1. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Прочитайте записи, разделите их на слоги:

 врбй, врн, срк, пнл, крндш

-Почему задание вызвало затруднение? (нет гласных, гласный слог образует слог) 

- Допишите гласные буквы, назовите слова. Проверьте.

 На слайде появляются слова:

Сорока, ворона, воробей, пенал, карандаш  

  2) - На какие тематические группы можно распределить слова?

- Назовите слова по группам. 

- Можно ли теперь разделить слова на слоги? (да, в словах есть гласные)

- Разделите слова на слоги. Проверьте (ученики по одному выходят к доске, делят слова на слоги).

    3) Определение темы и целей урока.

-  Что объединяет все эти слова?  (Это словарные слова, их написание нужно запомнить). - Какие буквы в них были пропущены? (в них пропущены буквы, обозначающие гласные звуки)

- Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (О буквах, обозначающих гласные звуки) Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить? Прочитайте.

-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой? Правильно. Повторить изученное в 1 классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают предположения.

Формулируют тему и задачу урока.

Делают вывод.

Ставят ударение и находят безударные гласные.

Отвечают на вопросы учителя.

Группируют слова.

1 группа - (птицы

2 группа-  и школьные принадлежности)

Вспоминают словарные слова. словарные слова.

Сверяются с доской.

Работа по теме урока.

(15 мин)

Физкультми-нутка.

(2 мин)

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Умение различать гласные и согласные звуки.

Развитие исследовательских умений.

Извлечение необходимой информации из учебника

Исследование

На карточках

Умение анализировать и делать выводы.

Умение работать самостоятельно.

Умение находить и исправлять ошибки.

Извлечение необходимой информации из учебника

Умение определять роль букв Е,Ё, Ю,Я в словах.

- Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите.

-Чем отличается гласный звук от согласного? Сделаем вывод.

- Произнесите любой звук.  Действительно ли он имеет такие признаки?

- Как вы думаете, почему их так назвали? Прочитайте в учебнике на с. 89 после записи «Обратите внимание».

- Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (голос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовой».

Упр 135.

Упр 136.

- Прочитайте задание.

- Что изображено в первом круге?

- Что изображено во втором круге?

Сделаем вывод. Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите их. (А,О,У,Ы,Э,И), (6)

-А сколько гласных букв? (10) Назовите.

-Молодцы.

1.Организация исследовательской работы  по учебнику. Каждая группа получает свой маршрутный лист с последовательностью номеров «исследовательских лабораторий».

Работает исследовательская лаборатория. Детям предлагаются карточки с изображением предметов. После практической работы группы учащихся собираются вместе и сравнивают свои наблюдения и выводы.

№1 Произнесите слова: Найдите на картинке слова «енот», «юбка», «ёж», «яблоко».

Определите йотированную гласную букву, на каком месте в слове стоит данная буква. Произнесите слово, какие звуки слышите. Сделайте вывод. (Если йотированные буквы  стоят в начале слова, то обозначают 2 звука: « ё» – йо,  «е» – йэ,  «я»- йа, «ю» - йу).

№2 Произнесите слова: Найдите на картинке слова «вьюга», « льёт»,  «семья». Произнесите слова, какие звуки слышите. Сделайте вывод. (Если  йотированные буквы  стоят после мягкого знака, то обозначают 2 звука:  « ё» – йо,  «е» – йэ,  «я»- йа, «ю» - йу.)

№ 3 Произнесите слова: Найдите на картинке слова «маяк», «заяц», определите йотированную гласную букву, на каком месте в слове стоит данная буква. Произнесите слово, какие звуки слышите. Сделайте вывод. (Если йотированные буквы стоят после гласной буквы, то обозначают 2 звука: «ё» – йо, «е» – йэ, «я» - йа, «ю» - йу.)

№4 Произнесите слова: Найдите на картинке слова «лес», «клён», «мяч», «листы». Определите йотированную гласную букву, на каком месте в слове стоит данная буква. Произнесите слово, какие звуки слышите. Сделайте вывод. (Если йотированные буквы стоят после согласных, то обозначают 1 звук и мягкость предшествующего согласного: «ё» – 0, «е» - э, «я» -а, «ю» - у)

- Запишите их.

- Какую «работу» выполняют в них эти буквы? (Ими обозначают два звука и образуют слог, когда стоят в начале слова)

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают вывод.

Анализируют. Сопоставляют.

Произносят звук и анализируют.

Читают информацию в учебнике.

Читают задание и отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Самостоятельно выполняют задания.

Самопроверка.

Читают задание и рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы.

Записывают слова в тетрадь.

Маяк        [май´ак]  заяц

клён       лес      мяч       листы

 [сарока]  [кл´он]  [л´эс]   [м´ач´]  [л´исты]

Контроль за усвоением знаний учащихся

(10 мин)

Умение определять роль букв Е,Ё, Ю,Я в словах.

Умение самостоятельно работать.

Умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Умение размышлять, анализировать.

Формирование умения слушать и слышать друг друга;

Умение оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности.

- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)

  1. Игра «Хитрые буквы»ЭОР

 2.Организация самостоятельной работы учащихся.

- А сейчас проверим, как вы умеете находить гласные. Откройте печатные тетрадки на с.39. Выполните Упр.82

Проверим. Сколько вы подчеркнули букв, обозначающих гласные звуки?(12)

- Объясните смысл пословицы.

3.Работа в группе.(дополнительно)

(Задание из УПР 86 на карточках)

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Выполните задания на карточках. Вам надо вставить пропущенные буквы. Кто быстрее и правильно это сделает.

Проверим.  2.Организация самостоятельной работы учащихся.

(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом)

- Ребята, перед вами текст, спишите его, подчеркните гласные буквы.

ТЕКСТ

  1. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Я сегодня нарисую

Зиму, снежную такую.

Лес, дорога-

Всё в снегу.

Чёрный ворон на стогу.

 (Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)

Кто быстрее и правильно это сделает.

Проверим.3. 

Выполняют задание вместе с учителем.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Объясняют смысл пословицы.

Выполняют задания.

Рефлексия.

Итог.

Оценивание.

(3 мин)

Умение самостоятельно работать.

Умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

- Выполните самостоятельно задание

Написаны транскрипции слов, вы должны написать слова рядом. Что получилось? (имена)

-Проверьте друг у друга.

1.Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности.

О чём говорили на уроке?

Нашли ли ответы на поставленные вопросы?

Какие признаки гласных звуков вы запомнили? (ОБРАЗУЮТ СЛОГ) - Новое: гласный звук образует слог.

Какое задание было интересным?

При выполнении какого задания испытывали трудности?

Оцените свою работу на уроке.

Оцените своё отношение к уроку.

Выполняют задание.

 

Проверяют у соседа.

Высказывают свои предположения

Оценивание и рефлексия своей деятельности.

Домашнее задание.

(2 мин)

Умение ориентироваться в дневнике и записывать задания.

Базовый уровень. Упр 138. Правило с.89. (У)

Повышенный уровень (по желанию ребёнка) Упр.85 и 87 в печатной тетрадке. 

Записывают в дневник.

Отмечают в тетрадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...