Урок русского языка "Непроверяемые гласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок "Непроверяемые гласные в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yazyka_na_06.12.18.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс: 2

Учитель начальных классов: Кошелева Ольга Ивановна

Тема урока:   Слова с непроверяемыми гласными в корне слова

 Форма урока:  комбинированная

    Тип урока: закрепление полученных  знаний.  

    Организации занятия: словесный, наглядный, опережающего обучения, практический

    Цель урока:  познакомить с различными случаями появления в словах непроверяемых гласных и согласных;

познакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическим словарём;

развивать орфографическую зоркость, внимательность, наблюдательность;

воспитывать любовь к природе, птицам.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение  правильно писать слова

Личностные: умение сопереживать животному миру, заботиться о нем, помнить о правилах поведения в зимнее время года

Метапредметные УУД:

Познавательные: поиск в орфографическом словаре новых слов, работа с этимологическим словарем

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные :уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, самостоятельная.

Развивающая задача: содействовать в развитии интереса к животному миру, умения применять знания на практике, навыков целеполагания, исследования, анализа, сравнения,  умения выражать свои мысли, оценки, планирования, самоконтроля

Воспитательная задача: мотивировать на осознание потребности к учебной деятельности, поэтической культуре,  содействовать эстетическому воспитанию

Методическое обеспечение: ЭОР ( презентация),  стихи   русских  поэтов  о  природе;  иллюстрации,  фотографии о  природе зимой, о   птицах

Ход урока:

Этап урока,

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

2

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет готовность к уроку, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.                               Ход урока:

I.        Организационный момент.

             Долгожданный дан звонок

             Начинается урок.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

             Вы отличный дружный класс

             Всё получится у вас

             Давайте скажем мы себе:

             Я всё знаю,

             Всё смогу,

             Я друзей не подведу!            (Настраивает учащихся на работу.)

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

2.

3

Актуализация опорных знаний

Словарная работа

Загадки

4

5

 Слайд № 1          

-Ребята, а какое время года сейчас идёт?

- Зима.                                                   Слайд  2

- А, что вы знаете про это время года?

Самое холодное время года.

- Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль.                Слайд  3. 

- А это какие слова? (словарные) Давайте их запишем.  

Затем запишите число. Классная работа.          

  Кому приходится трудно в это время ?

Птицам и зверям.                                 Слайд 4

    Читает ученик:       Морозы жёсткие в этом году

                    Тревожно за яблоньки в нашем саду

                    Тревожно за Жучку в её конуре.

                    Такой же морозище, как на дворе.

                    Но больше всего беспокойно за птиц

                    За наших воробышек, дятлов, синиц.

                                                                              Е. Благинина.

- А каким птицам? Запишем словарный диктант:

Снегирь,  сорока,  дятел,  воробей,  синица,  ворона,  соловей.

-Какие слова вы выписали? И почему? Поставьте ударение и подчеркните                                                                                     безударную    гласную в  слове,  выделите корень. Это слова с непроверяемой

 гласной, т.е. словарные слова, написание которых

мы запоминаем.

-Давайте проверим,

как  знаете  вы птиц. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете. (устно)

            1. Красногрудый, чернокрылый,

       Любит зёрнышки клевать

       С первым снегом на рябине

                Он появится опять ….            ( снегирь)          Слайд 6

               2 .Эта хищница болтлива,

                 Воровата, суетлива,

       Стрекотунья белобока

А зовут её ….                            ( сорока)              Слайд 7

              3.        Всё время стучит,

                     Деревья долбит

                     Но их не калечит,

    А только лечит                         ( дятел)                  Слайд 8

     4.        Скачет птичка по дорожке

                     Собирает шустро крошки

                      А потом на ветку прыг

             И чирикнет: « Чик – Чирик!»        ( воробей)          Слайд 9

      5.         Спинкой зеленовата

                     Животом желтовата

            Чёрненькая шапочка

              И полоска шарфика                        ( синица)              Слайд 10

- Хорошо. Молодцы!

Ответы детей

Записывают число, классная работа

 

   

Записывают: 

Снегирь,  сорока,  дятел,  воробей,

 синица,  ворона,  соловей.

3

Актуализация знаний, постановка цели урока. 

У вас на партах лежат карточки  со словом ( название птицы). Составьте предложение с этим словом.

СНЕГИРЬ                      СОРОКА                       ДЯТЕЛ                  

ВОРОБЕЙ                      СИНИЦА                      ВОРОНА

- Правильно! Прочитайте предложение, которое вы составили и записали.

Как вы думаете, почему нужно запомнить, как пишутся названия этих птиц?

Потому, что к этим словам нельзя подобрать проверочное слово. Их нужно запомнить.

Записывают  составленное

 предложение

 

4

 Закрепление. Использование НРК

 

4

  -Что объединяет всех этих птиц?

- Все эти птицы зимующие.                            Слайд 11

Правильно! Давайте запишем и продолжим  предложение.

В нашей Калмыкии зимуют …, …, …,

( ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел). Подчеркнем главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. (Что такое главные члены предложения, как подчеркиваются?)

- Молодцы!

Записывают  составленное

 предложение

 

4

5

 

Физминутка

Работа со словарями

Физминутка.

                        Встал воробышек на лапки,

                        Приготовился к зарядке

                        Повернулся вправо, влево

                        Приседанье сделал смело

                        Клювиком почистил пух

                        И скорей за парту плюх.

Отгадайте загадку.

                        Пусть я птичка невеличка,

                        У меня, друзья, привычка –

                        Как нагрянут холода,

                        Прямо с севера – сюда            ( снегирь)  Слайд 12

- Почему эту птицу, так назвали? Как вы думаете?

-Где можно об этом узнать?

- В словаре.

ЭТИМОЛОГИЯ   - ( с греческого) наука об истинном  значении слов. Она рассказывает о том,  каким является то или иное слово: является оно исконно русским, или пришло к нам из другого языка, каким образом образовано слово.

Существуют специальные этимологические словари, из которых вы можете узнать о происхождении интересующих вас слов                 Слайд 13

                          ( демонстрация словаря)

Показать словарь и прочитать в нём о  значении слова снегирь.

   Снегирь -  Эта птица прилетает к нам с первым снегом с севера. Однако есть и другое толкование слова.

     СНИГИРЬ ( так, оно писалось раньше) и образовано оно от тюркского СНИГ, что значит «красногрудый». Потом это слово изменилось на современное написание СНЕГИРЬ и ассоциируется в народе с первым снегом. Как пойдёт первый снежок – жди снегиря. Значит, снегири прилетают зимой.  А как нужно одеваться зимой, чтобы не заболеть?

 Делаем зарядку

 

Отгадывание загадки

Ответы на вопросы

Ответы детей

6

Работа с этимологическим словарем,

Письменная работа  

 - Догадайтесь, о какой птички идёт речь?                     

                       Кто там прыгает, шуршит,

                       Клювом шишки потрошит?

                       Голоском речистым, чистым

                       Клё! Клее! Клё! – поёт со свистом     ( клёст)       Слайд 14

- Имя этой птицы произошло от старинного русского слова КЛЕСТИТЬ, что значит                  « СЖИМАТЬ» , « СДАВЛИВАТЬ », «СТИСКИВАТЬ». Клюв у клеста загнут крест накрест, как будто сдавлен. Это не единственное толкование по-польски  « kleskas» – щёлкать, хлопать.

  - Ребята, а как помочь птицам пережить зиму? Развесить кормушки, насыпать корм.

 Прочитайте  

                               Покормите птиц зимой!

                               Пусть со всех концов

                               К вам слетаются, как домой

                               Стайки на крыльцо

         Не богаты их корма

                               Горсть зерна нужна

         Горсть зерна и не страшна

                               Будет им зима.                                     Слайд 15

                                                          А. Яшин.

Спишите предложение: ПОКОРМИТЕ   ПТИЦ   ЗИМОЙ!  (Охарактеризуйте предложение.(побудительное, восклицательное)            Слайд 16

- Необходимо помогать птицам. А они помогут нам весной и летом, избавляя наши сады и огороды от вредителей.

  Давайте угадаем названия птиц.  

о

о

е

я

е

е

и

ё

                                                   

о

о

а

Воробей, дятел, снегирь, сорока, клест.

-Прочитайте, ещё раз эти слова и запомните как они пишутся. Слайд 17

-Молодцы!

- Скоро придёт весна. И первые, кто нам о ней расскажут- это наши  птички.

Ученица читает:            

                                        О чём поют воробышки

                                        В последний день весны

                                       - Мы выжили! Мы выжили!

                                         Мы живы! Живы мы!                 Слайд 18

Ответы детей

 

 

Ответы на вопросы

 

 

Списывание предложения  ПОКОРМИТЕ   ПТИЦ   ЗИМОЙ!

Ответы детей: Воробей, дятел, снегирь, сорока, клест.

7

Работа с пословицами

- Ребята, вы знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. Сейчас мы поиграем. Я предлагаю вам расшифровать пословицы о здоровье. В первом столбике начало пословицы, во втором - продолжение. (Текст  проецируется на экране, группам раздаются карточки с заданием)

В здоровом теле –                               залог здоровья.

Кто излишне полнеет,                        проживёшь дольше.

Двигайся больше,                                тот стареет.

Кто день начинает с зарядки,           у того дела в порядке.

Чистота -                                                  здоровый дух.(После выполнения работы, ученики читают расшифрованные пословицы)

Ученики  читают расшифрованные пословицы

8

Рефлексия.

Рефлексия. Итог урока.

- Что на уроке было наиболее интересным?

- Что трудным?

-Как вы оцениваете свою работу?

Дерево успеха.

Домашнее задание: составить рассказ о зимующей  птице нашего края. Сделать к рассказу рисунок.

- СПАСИБО ЗА УРОК!                     Слайд 19

Ответы детей, оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Правописание безударной гласной в корне слова"

Данная презентация иожет быть использована на уроке по теме " Правописание безударной гласной в корне слова" и сделать этот урок интересным....

Конспект и презентация урока "Правописание безударных гласных в корне слова". 2 класс ОС "Школа 2100"

На данном уроке учащиеся  в занимательной форме знакомятся с новым материалом. Презентация составлена на основе шаблона с поддержкой макросов, что позволяет организовать работу учащихся с компьют...

Презентация к уроку "Правописание безударных гласных в корне слова."

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Педагог Корабельникова Светлана Викторовна. Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.Педагог Корабельникова Светлана Викторовна.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»....