Урок русского языка для учащихся вторых классов по теме «Имя собственное»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Евсеева Татьяна Леонидовна

Цель, задачи, методы, технологии, формы и средства проведения урока указаны в документе "ПРОЕКТ урока". Также там приведено соответствие учебных заданий и УУД в виде таблицы. Непосредственно описание хода урока приведено в документе "Содержание урока".

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx22.45 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_uroka.doc994.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Тема урока:

Вся Россия рада: у нас Олимпиада

Класс: 2

Предмет: русский язык

 

Педагогическая цель: 

организовать работу по освоению учащимися знаний по теме

«Имя собственное» на материале олимпийского урока.

Педагогические задачи:

  1. организовать работу по освоению учащимися правил написания имён собственных;
  2. организовать работу детей в группах;
  3. создать условия для развития активных коммуникаций, обмена мнениями с аргументированием своей позиции;
  4. активизировать творческую активность на всех этапах урока;
  5. организовать рефлексивную деятельность учащихся.

Ожидаемый результат:

  1. учащиеся демонстрируют знание правил написания имен собственных;
  2. учащиеся умеют взаимодействовать в группе;
  3. учащиеся обмениваются мнениями, аргументируя свою позицию;
  4. учащиеся проявляют творческую активность;
  5. учащиеся сочиняют синквейны по заданному направлению;
  6. учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемного изложения

Средства обучения:

- канцелярия

- кластеры

- интерактивная доска

- учебник

- раздаточный материал для работы в группах

Организационные формы обучения:

- групповая

- фронтальная

 Педагогические технологии:

Технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления и игры.

План урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

Cтадия вызова

1.Актуализация знаний

2.Создание мотивации

3.Постановка целей урока

Повторение материала по изучаемой теме

Анализ полученной информации, вывод о теме урока

Составление этапов урока, внесение гипотез

II

Стадия осмысления

1.Организация работы в группах

2.Игра-инсценировка

3.Организация дискуссии

Выполнение заданий, нахождение ответов в группах

Участие в игре, соблюдение правил

Работа с тетрадью, учебником, аргументация позиции с опорой на имеющиеся и полученные знания

III

Стадия рефлексии

1.Подведение итогов

2.Организация работы по созданию синквейнов

3.Организация оценочной деятельности

Сравнение гипотез с полученными результатами

Составление синквейнов в группах, применение новых знаний

Самооценка и анализ собственной работы в течение урока. Использование оценочных инструментов для выражения отношения к уроку

Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и УУД

УЗ

УУД

1

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем соревноваться, как настоящие спортсмены-олимпийцы и, возможно, получать медали за свои достижения.

Придумайте пожалуйста название для ваших команд и запишите их на свои эмблемы.

КУУД (постановка вопросов) инициативное сотрудничество

2

Работа в группах. Определите вид спорта по основным характеристикам. Поднимите пиктограмму, соответствующую этому виду спорта. Запишите знакомые вам названия видов спорта.

ПУУД (логические) синтез

КУУД (разрешение конфликтов) принятие решения и его реализация

3

Почему названии видов спорта мы записали с маленькой буквы, а названия команд с большой?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

РУУД (целеполагание) постановка учебной задачи

4

Может быть, кто-нибудь из вас знает, какие еще слова мы пишем с заглавной буквы? (выдвижение гипотез)

РУУД (прогнозирование) предвосхищение результата

ПУУД (логические) выдвижение гипотез

5

Нужно это проверить. А как можно проверить?  (составление плана, кластеры)

РУУД (планирование) составление плана и последовательности действий

6

Работа в группах. Задания в конвертах. Расшифровать слова (качества, необходимые спортсменам). Как правильно их записать?

ПУУД (общеучебные) смысловое чтение

7

Какими бы качествами хотелось обладать вам? Почему?

ЛУУД (смыслообразование) умение находить ответ на вопрос, какое значение имеют для меня эти качества

8

Взгляните на доску. Выберите изображения, которые можно объединить в одну группу (талисманы Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи)

ПУУД (логические) анализ с целью выявления признаков

9

Работа в группах. Каждая команда придумает имя для одного талисмана. Давайте запишем их. Как правильно записать имена?

КУУД (разрешение конфликтов) принятие решения и его реализация

10

Какие еще символы Олимпийский и Паралимпийских игр вы знаете? Давайте вспомним, в каких местах побывал Олимпийский огонь во время своей эстафеты. На доске записаны некоторые из них, но пропущены первые буквы. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

ПУУД (общеучебные) поиск, выделение, структурирование информации

11

Организация игры-инсценировки. Работа в группах. Каждая команда изображает вид спорта, который мы могли видеть на Зимних Играх в Сочи.

КУУД (планирование) определение цели, функций участников, способов взаимодействия

12

Работа в группах. Задания в конверте. Объединить слова по смыслу.

1 команда: названия стран, принимавших ОИ;

2 команда: имена спортсменов-участников ОИ;

3 команда: названия городов, где проходили ОИ;

4 команда: имена талисманов, придуманные нами;

5 команда: названия наших команд.

ПУУД (логические) выбор оснований и критериев для классификации объектов

13

Как можно проверить, все ли слова мы выбрали, которые следует писать с большой буквы? (посмотреть в учебнике). Чтение правила.

ПУУД (логические) доказательство

14

Давайте проверим, правильно ли мы считали, и все ли группы слов, подходящих под правило назвали.

РУУД (оценка) выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что подлежит усвоению

15

Работа в группах. Задание для каждой команды. Составить синквейн так, чтобы в нём было слово из перечисленных групп.

РУУД (волевая саморегуляция) способность к мобилизации сил и энергии; выбор мотивов в ситуации конфликта

16

Оцените работу каждой команды, учитывая оригинальность названия, игру-инсценировку синквейн, выполнение  других заданий. Выдайте медали 1 - 5 место.

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

17

Используя следующие фразы, расскажите о вашем настроении на уроке:

- мне было интересно…

- было сложно…

- мне захотелось…

- мне понравилось…

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения

18

Расскажите о своём отношении к уроку:

- все понял, понравилось…

- понравилось, но было сложно…

- не понравилось…

- не понял…

РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения



Предварительный просмотр:

Содержание урока

Содержание/деятельность

Экран

Хронометраж

 

1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях

Примерные вопросы учителя:

Учитель:

– Что вам известно об Олимпийских играх?

– С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?

 

 

3 мин

Учитель:

– Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?

– Что значит "Паралимпийские"?

Обратите внимание на сроки проведения Игр.

– Через сколько лет у нас будут проводиться Игры?

– В каком классе вы будете?

– Что вы знаете о Паралимпийских играх?

– Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры?

– Что запомнилось?

 

 

3 мин

Учитель:

– Сколько олимпийских зимних видов спорта?

• Всего 7 олимпийских зимних видов спорта по классификации МОК, что соответствует числу международных федераций. Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15.

• В России более распространена другая классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде.

• Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет.

• Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.

– Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде?

Обратите внимание на символ Олимпийских игр: пять колец, символизирующих пять континентов.

 

 

2 мин.

 

Учитель:

– Сколько паралимпийских зимних видов спорта?

Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта.

– Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?

Обратите внимание на символ Паралимпийских игр: три "агитоса" символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.

 

2 мин.

Учитель:

–Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр.

–Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года?

Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их начала.

Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые будут любимы всеми жителями нашей страны.

– А вы знаете, что в России каждый может принять участие в создании Талисмана Игр в Сочи?

С 1 сентября по 5 декабря в рамках конкурса идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 в нашей стране будет проходить сбор конкурсных работ. Каждый может принять участие и прислать на конкурс свое изображение будущего Талисмана. Нужно просто нарисовать того, кто, на ваш взгляд, может стать Талисманом Игр. Те, чьи работы жюри выберет как самые интересные и оригинальные, станут победителями и получат призы. 7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна будет выбирать Талисман Игр Сочи 2014 г. Вы можете стать участниками конкурса, выполнив домашнее задание этого урока!

 

2 мин.

2. Мотивация школьников к освоению новой информации.

Учитель:

– Какими видами спорта вы увлекаетесь?

– Чем хотели бы заниматься? Почему?

– Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?

– Какие соревнования проводятся у вас в школе? Принимали ли участие в них? Кто? Когда? В каких?

– Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)?

 

3 мин.

3. Проведение организационно-деловой игры

 

 

Игра 1. "Ценности Олимпийского движения"

– У вас на столах конверты, в каждом из которых разрезанная картинка. На ней изображена спортивная ситуация (сюжет). Вам необходимо сложить картинку и назвать качества характера, которые проявили спортсмены в этом сюжете.

Учитель:

Демонстрирует на экране картинку № 1, затем картинки №2, №3.

– У кого получилась такая картинка? Какие качества проявили спортсмены? И т.д.

Управляя дискуссией школьников, учитель акцентирует внимание на верно названной ценности и записывает ее на доске.

– Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера.

7 конвертов с разрезанными картинками, каждая из которых символизирует ценности. Над каждой картинкой работают два человека.

Таким образом, количество конвертов в два раза меньше, чем количество детей.

Все картинки включены в презентационные материалы, используемые на уроке.

5 мин.

Учитель:

– Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения.

Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"

 

1 мин.

Учитель:

– Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе.

Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.

Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.)

 

 

Игра 2. "Угадай слово"

Учитель читает текст (1–2 предложения, в котором раскрывается ценность) и просит школьников поднять карточку с названием этой ценности.

Вариант: На доске таблица, в которой нужно соединить стрелками слова и соответствующее описание (пример). Учитель предлагает дополнить правый столбец иным содержанием.

 

2 мин.

Ценности Паралимпийского движения.

Учитель:

– Как называется этот вид спорта? Слышали имя – Ирек Зарипов?

Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.)

 

1 мин.

Учитель:

– Кто знает, что такое следж-хоккей? Это разновидность хоккея, где игроки передвигаются на специальных санках, отталкиваясь руками. Кресло для следж-хоккея дает шанс победить в этой игре как полностью здоровому человеку, так и человеку с парализованными ногами или даже без ног.

– Какая ценность проявляется в этом виде спорта? (Равенство.)

 

1 мин.

Учитель:

– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)

 

1 мин.

– На церемонии открытия Паралимпийских игр в Пекине спортсмен, которому выпала честь зажечь большой факел, передвигался на инвалидной коляске. Чтобы подняться под купол, он вместе с коляской на специальном блочном приспособлении поднимал себя на прямых руках туда, вверх, где был расположен этот гигантский факел...

– Какое чувство испытали тысячи зрителей на стадионе "Птичье гнездо"?

(Вдохновение.)

 

1 мин.

Учитель:

– Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"

 

1 мин.

Игра 3.

– У вас на столе конверты с буквами. Сложите из них 4 слова, обозначающих ценности Паралимпийского движения. Кто первый?

Дидактический материал: конверты с буквами

3 мин.

Игра 4.

У учителя 7 карточек с буквами. Он поднимает одну букву, обозначающую начало слова – олимпийской или паралимпийской ценности.

Буквы должны быть разных цветов: красного – Д, С, У (ценности Олимпийского движения); Р, В, М, Ц (ценности Паралимпийского движения).

 

3 мин.

Учитель:

– А теперь определим самую оперативную команду. Кто быстрее угадает все слова?

 

1 мин.

4. Обобщение полученной информации

– Учитель:

Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.

 

1 мин

5. Домашнее задание

1) Нарисовать (лучше вместе с родителями), как школьники представляют себе ту или иную ценность. С целью получения рисунков по всем ценностям нужно детей распределить, поинтересовавшись, кто какую ценность будет изображать.

2) Нарисовать свои варианты талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр надо рисовать отдельно (на разных рисунках).

Ремарка учителя:

"Не забудьте рассказать о конкурсе своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь чем больше интересных идей будет прислано на конкурс, тем более интересным и уникальным может стать наш Талисман Сочи 2014!".

 

 

 

 

40 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме «Неопределённая форма глагола».

КОНСПЕКТ урока русского языка для учащихся 3 класса по теме «Неопределённая форма глагола»....

Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные".  К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме " Текст описания растения" по программе Школа России

Работа по группам. Составление текста - описания растения в научном стиле. Дети выполняют задания. В конечном результате у каждой группы получается свой текст....

Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»

План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные"

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...