Грамматические тропинки "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Грамматические тропинки "Имя существительное" - игра многоразового использования для закрепления и повторения сведений об имени существительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t.a.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

 Каменева Татьяна Анатольевна

МОУ «СОШ №1»  города Валуйки Белгородской области

«Грамматические тропинки. Морфология.

Имя существительное» - это игра многоразового использования. Каждая дидактическая игра закрепляет учебный  материал по  теме «Имя существительное»

План путешествия по тропинкам:    Слайды 2-3-4-5

1. Выбрать ягоду, по щелчку на рисунок ягоды

(работают гиперссылки).

Учащиеся знакомятся не только с ягодами нашей страны, но и узнают о полезных свойствах данной ягоды от того животного, которое её употребляет.

2. На полянке с каждой ягодой  учащиеся принимают участие в игре  «Зашифровка терминов»   (озвучить задание)

3. Выполнив задание, нужно вернуться к старту

 (по гиперссылке)

4. Выбрать новую ягоду...

 Грамматическая разминка      Слайды 6-7-8-9-10-11

 Задание предлагает белка, которая лакомится лесной земляникой.

Проверяются знания о грамматических признаках существительного и синтаксической роли в предложении.

Прочитав вопрос, учащимся предлагается из трёх вариантов ответа выбрать один верный. При нажатии на верный ответ, слово подчёркивается, а неверный ответ покачивается.

На какой вопрос не отвечает имя существительное?

Сколько?

Какое склонение имеет существительные только одного рода?

3 склонение

В каком падеже стоит  имя существительное – подлежащее?

В именительном

Какую синтаксическую роль в предложении выполняет существительное?

Подлежащее и дополнение

Какой грамматический признак есть у имени существительного?

Род

Зашифровка терминов    Слайды 12-13

Задание предлагает зайчишка, который питается ягодами черники.

Проверяются знания учащихся выделять части слова и читать слова, обозначающие постоянные и непостоянные признаки имени существительного.    

Сегодня в классе Инна и Стёпа дежурили добросовестно.

Падеж

После утренней тренировки мячи сложили  в большую корзину.

Число

Под  лежащее на поляне дерево спрятался ёж.

Подлежащее

В ноябре сообщил директор о досрочном выполнении плана.

Род

Три склонения    Слайды 14-15-16

Медвежонок предлагает детям распределить слова, которые начинаются на КО-, по склонениям.                

1 склонение        2 склонение        3 склонение

 косточка             колесо                  колкость

 кобура                 кофе                     кость  

 колея                   коготь                  корысть

 косуля                 корень                 копоть

 кора                     ковыль  

 кочерга               колено

                             конус  

Из мужского -  в женский    Слайды 17-18

Свиристель предлагает учащимся путём добавления одной буквы  изменить существительное мужского рода в существительное женского рода.  

полк – полка

гость – горсть

душ – душа

мел – мель

вол – воля

парк – парка

жест – жесть

Три числа    Слайды 19-20

Куропатка проверяет знания учащихся об изменениях существительных по числам. Данные слова по порядку нужно распределить по трём столбикам: слова ед. и мн. числа, слова только в ед. числе, слова только во мн. числе.

Ед. и мн. число                         Ед. число                              Мн. число

 брат                                          молоко                                  хлопоты

 росток                                      железо                                   ножницы

 день                                          радость                                  прятки

 рысь                                          косьба                                    шахматы

                                                   Волга                                     Афины

                                                   молодёжь

Назови слово в разных падежах    Слайды 21-22

В данные пословицы нужно вставить одно слово в разных падежах, и задание предлагает тетерев.

Дело из рук валится.

Без дела жить, только небо коптить.

Делу – время, потехе - час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетел незаметно.

В игры играй, а о деле не забывай.

                                   

Ассоциации    Слайды 23-24-25

Задание предлагает хитрая лиса: прочесть два существительных слева и аналогично подобрать второе слово  к первому данному.

Коньки – зима.       Лодка – лето.

Дождь – зонтик.      Мороз – шуба.

Вода – жажда.         Пища – голод.

Театр – зритель.      Библиотека – читатель.

Волк – пасть.           Птица – клюв.

Собака – шерсть.     Рыба – чешуя.

Дерево – сук.           Рука – палец.

Лимон – жёлтый     Огурец – зелёный.

Имя собственное или нарицательное?    Слайды 25-27-28

Быстрая куница представляет игру, в которой нужно  подобрать  существительное, которое может быть и собственным, и нарицательным, верно распределить в предложения.

Высоко в небо улетел синий  шарик.

Рыжий Шарик быстро лакал молоко.

Герой греческой легенды Нарцисс долго любовался своим отражением

в чистой воде.

Жёлто - белый нарцисс зацвёл в апреле.

Зимой карп залегает на дно реки.

В саду Карп вырастил большой урожай малины и ежевики.

Сегодня Лилия получила «5» по музыке.

Белая лилия обладает сильным ароматом.

 

 

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...