Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Учись понимать текст»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зайцева  Нина Михайловна

Конспект урока разработан к учебнику по русскому языку Матвеевой Е. И. издательство "Бином. Лаборатория знаний". Данные учебники проходят апробацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc636 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2   классе

на тему: «Учись понимать текст»

Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы предложение, текст и различать текст и не текст. Понимать содержание текста, уметь задавать по тексту вопросы и отвечать на них.

Распределение ролей в группе! Правила работы в группе.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию, что вы на ней видите?

(Ребята вешают на ёлку шары. Дети украшают ёлку.)

- Как мы можем назвать это сочетание слов? (предложение)

- Почему? Что такое предложение? Это единица языка, которая состоит из слов, связанных по смыслу, и выражает законченную мысль.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Вопросительные, побудительные и повествовательные).

- А по интонации? (восклицательные и невосклицательные).

- Составьте предложения к каждой из этих иллюстраций.

        

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/74-1/094/020.jpg

http://razdeti.ru/images/photos/medium/article466.jpg

http://mayachok205nt.ucoz.ru/_nw/15/90146212.jpg

- Что не так с этими картинками, как вы думаете? Что нужно сделать? (разложить их в правильном порядке)

- У вас на столах лежат конверты, в которых есть задание для каждой группы. Внимательно ещё раз рассмотрите эти картинки и приклейте их в правильном порядке.

      Папа купил на ярмарке ель и принёс её домой. Дети с радостью  украшали ёлочку.  Ребята пригласили друзей на праздник и весело водили хоровод. Вечером Дед Мороз принёс всем  детям подарки.

- Расскажите по порядку, что происходит на этих картинках.

- Что  у нас получилось? Как можно назвать наш рассказ? Это текст. Почему это текст?

Текст – это несколько предложений, связанных одной темой.

- Какая тема, связывает предложения в нашем тексте? (Новый год) Главная мысль выражена не одним, а несколькими предложениями.

- В тексте предложения соединены между собой по смыслу и грамматически.

- А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название)  вы могли бы предложить?  

- Ведь есть же секрет,  как  правильно  озаглавить  текст.  Заглавие  подходит  ко  всему  содержанию  и охватывает  все  предложения.  Заголовок  передаёт  тему  или  основную мысль.

- Какое заглавие подойдёт к нашему тексту? (Праздник Новогодний) и др.

- Выберите вопросы, которые мы можем задать к нашему тексту. Если этот вопрос подходит, то отметьте его галочкой в своём рабочем листе.

Задание 1

1. Мы можем назвать главных героев нашего текста?

2. Что за подарки подарил Дед Мороз?

3. Откуда папа принёс ель?

4. Как зовут ребят?

5. Какое у детей настроение?

6. Сколько стоит ель на ярмарке?

7. Что ребята делали на празднике?

- Как вы догадались, что некоторые вопросы невозможно задать  к этому тексту?

- Мы не можем ответить на вопросы, ответа на которые нет в тексте. От чего это зависит?

- От того, на сколько внимательно мы прочитали текст и поняли его содержание.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Учись понимать текст».

- Чему мы будем учиться на этом уроке? (Понимать тест, составлять и задавать вопросы  к тексту).

- Откройте учебник «Русского языка» на стр.100

- Рассмотрите картинки. Что делают взрослые и дети? Какое у них настроение?

- Предлагаю вам поработать в группе и составить по одному вопросу к каждой фотографии, которые вы сможете задать своим товарищам из других групп. Запишите эти вопросы.

В рабочем листе задание 2

- Послушайте внимательно ситуацию, которую я вам сейчас прочитаю:

- Серёжа! Наноси белую краску равномерно.

- Папа! Помоги мне склеить правильно оленя.

- Что это вы сейчас услышали? (Диалог – разговор двух и более людей).

- К какой фотографии подходит этот диалог? (№ 3)

- Какой приём я использовала для составления этого диалога? (Дала имена его участникам).

- Каждая группа, выберите понравившуюся фотографию из учебника, дайте имена главным героям и составьте свой диалог. Обязательно используйте при составлении диалога побудительные предложения. (Побуждают  к действию, содержат приказ или просьбу).

Каждая группа озвучивает свой диалог.

- Давайте проверим диалог, который составил известный нам мальчик Петя Сидоркин. Всё ли верно у него получилось?

- Дети читают диалог на стр. 101.

- В каких предложениях высказана основная мысль текста? (посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения).

- Ребята, а что такое подарок? Когда его можно получить? Кто и кому дарит подарки? А вы любите получать подарки?

- Прочитайте текст на стр. 102 «Подарки для всех».

- Чему обрадовалась Ламба?

- Какие в тексте встречаются предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Найдите в тексте вопросительные предложения. Выпишите их. Вспомните, как записываются реплики героев? (Перед репликой ставится тире, каждое предложение записывается с новой строки и с заглавной буквы).

- Обозначьте известные вам орфограммы. ----

- Слово подарок, это какое слово? (словарное и проверить мы его можем по орфографическому словарю)

- Поставьте ударение в слове подарок. Как проверить правильность по орфоэпическому словарю. Откройте этот словарь в конце учебника и посмотрите, нет ли там слова подарок?

 Орфоэпия — это область фонетики, а занимается она изучением норм произношения звуков и звукосочетаний в устной речи.

- Подарок – нет, а есть родственные слова.

- Запишите эти слова в задании  4, обозначьте в них ударение. Что общего у этих слов? Общая часть слова, которая называется корень, можем ли мы её выделить?

- Посмотрите внимательно в задание 13 на стр. 103, какие ещё слова с общей частью слова вы видите? Добавьте отсутствующие в свой рабочий лист, расставьте ударение и выделите корни слов.

- Все ли слова вам здесь понятны?

- Что они обозначают? Объясните их лексическое значение.

- Где совсем недавно мы с вами читали о заветном подарке?

- В тексте Сергея Силина «Чемодан для непоседы».

- Дома вы должны были научиться читать текст по ролям. Вот сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете и поняли этот текст.

- Что это за произведение? (Сказка)

- О чём эта сказка?

- Найдите в тексте и прочитайте по ролям отрывок, в котором Марфуша узнала о судьбе своего подарка.

- Если вы внимательно прочитали сказку, то вас совсем не затруднит ответить на вопросы  по тексту. У каждого из вас есть таблица, которую нужно заполнить ответами, вы можете совещаться в группе и выполнять задание совместно, но не забывайте о правилах этой работы в группах.

Вопросы.

Запишите ответы.

1

Какой вид был у старичка, который стоял на лестничной площадке?

Подозрительный.

2

Что спросила у старичка Марфуша, прежде чем впустить его в дом?

Документы

3

Что делало неизвестное существо в мешке?

Возилось и ворчало

Когда Марфуша получит свой подарок?

На Новый год.

4

Что было в чемодане?

шоколадные конфеты, яблоки, мандарины и прочие сладости.

5

Посчитайте и запишите, сколько лет Дед Мороз носил подарок для папы, если папе сейчас 40 лет.

примерно 31 год

Проверка фронтальная.

- Над каким вопросом пришлось потрудиться и прямого ответа на него в тексте не было?

- Напомните тему урока.

- Какую цель ставили?  Получилось у нас реализовать свою цель? Научились мы понимать текст и правильно задавать вопросы?

- Эту работу мы ещё продолжим на следующем уроке. А вот теперь домашнее задание.

- Как вы думаете, а что написала  Марфуша в своём письме Деду Морозу? А вы пишите такие письма? Вспомните, как нужно составлять своё письмо?

Домашнее задание: в своих рабочих тетрадях напишите письмо Деду Морозу и нарисуйте иллюстрацию к самому понравившемуся вам эпизоду сказки.

Расположите картинки в правильном порядке.

Подберите к каждой из них предложение.

Прочитайте получившийся  текст.

1

2

3

4

27.11.2018г.

        

Рабочий лист

к интегрированному уроку русского языка и литературному чтению.

Запишите имя и фамилию _____________________________________

Задание 1

1

1. Мы можем назвать главных героев нашего текста?

2

Что было в  подарках, которые подарил Дед Мороз?

3

Откуда папа принёс ель?

4

Как зовут ребят?

5

Какое у детей настроение?

6

Сколько стоит ель на ярмарке?

7

Что ребята делали на празднике?

Задание 2

Составьте и запишите вопрос к каждой фотографии.

1

2

3

4

Задание 3.

Найдите в тексте и выпишите только вопросительные предложения. Обозначьте в словах известные вам орфограммы.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Выпишите слова из орфоэпического словаря. Расставьте ударение.

Подарок -                                                                                                                  . 

.                                                                                                                                   .

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5.

Вопросы.

Запишите ответы.

1

Какой вид был у старичка, который стоял на лестничной площадке?

2

Что спросила у старичка Марфуша, прежде чем впустить его в дом?

3

Что делало неизвестное существо в мешке?

Когда Марфуша получит свой подарок?

4

Что было в чемодане?

5

Посчитайте и запишите, сколько лет Дед Мороз носил подарок для папы, если папе сейчас 40 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-описание"

Предмет:русский языкТема урока:Что такое текст-описание?Какова в нём роль имён прилагательных?Цели урока: Дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках.Планируемые результаты:предметные...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему : "Текст-повествование"

Предмет:русский языкКласс:2гТема урока:Текст-повествование.Какого в нём роль глаголов?Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках;учить выделять в тексте глаголы;формировать ...

Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»

Конспект урока по русскому языку 2 классе на тему: «Текст»...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"

В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст".

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст"....