Главные вкладки

    Урок по русскому языку. 4 класс. Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в Родительном падеже. УМК Школа России
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Кузьменкина Светлана Геннадьевна

    Конспект и презентация к уроку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по русскому языку

    Тема: Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в Родительном падеже.

    1. Ф.И.О. (полностью) Кузьменкина Светлана Геннадьевна
    2. Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи Московской области
    3. Должность: учитель начальных классов
    4. Предмет: русский язык
    5. Класс: 4
    6. Предметная программа и ее автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.4 класс (учебно-методический комплект «Школа России»).
    7. Цель урока: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже.
    8. Планируемые результаты: П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование;

    К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Р – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    1. Тип урока: комбинированный
    2. Модель организации УПД младших школьников: автоматизированное место учителя, фронтальная работа
    3. Необходимое оборудование: Производственный компьютер, интерактивная доска, учебный диск.
    4. Структура и ход урока.

    СТРУКТУРА (конспект)  И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность

    ученика

    Название используемых ЭОР

    Время

     мин.)

    1.

    Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку

    Проверка готовности к уроку

    2 мин.

    2.

    Актуализация знаний

    На доске слова:

    Рож…,глуш…,врач…,цеп…,вещ…,матч…,

    сет…,мякиш…,сыч…,част…

    Прочитайте данные слова. Что в них общего?

    -Что такое имя существительное?

    -На какие группы можно разделить слова?

    -Что такое склонение?

    Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы:

    1.В русском языке шесть падежей?

    2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже?

    3.В русском языке три типа склонения?

    4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием?

    5.Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я?

    6.Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3-му склонению?

    - О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

    Дети записывают число и «Классная работа» в тетрадях.

    Записывают сочетания букв.

    +Это имена существительные.

    +Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

    +Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 1- го, 2-го и 3-го склонения.

    +Это изменение существительного по падежам.

    +Да.

    +Нет

    +Да

    +Нет

    +Да

    +Да

    + Об имени существительном.

    Тетради учащихся

     5 мин

    3.

    Минутка чистописания

    -Посмотрите на слова, которые на доске.

    Разделите эти слова на группы.

    -Определите, какие слова можно назвать лишними?

    -Почему?

    -Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.

    -Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

    + Слова с мягким знаком на конце и без него.

    +Цепь, часть, сеть.

    +В них отсутствует шипящий звук на конце.

    +Цчс.

    +В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами.

    Цчс  чцс  цчс   чцс

    Работа со словами.

    Интерактивная доска, ПК

     3 мин

    4.

    Словарная работа

    - К нам наконец пришла зима. Выпал снег. Давайте мы с вами поработаем с этим словом на уроке. ЗИМА.

    – Подберите однокоренные слова к слову зима.

    – Какие слова называются однокоренными?

    – Какой частью речи являются эти слова?

    Разберите одно слово по составу.

    У снеговика очень много слов, связанных с зимой.

    К какой части речи они относятся?

    Ин … й,  сев ... р,  к … ток,  м ... роз,  св ... ркает,  к … ньки.

    – Какое слово лишнее? Почему?

    – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

    А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте написанные слова, сверяясь с правильными ответами на экране.

    -Составьте предложение о зиме.

    Запишем его в тетрадь.

    Снежная зима принесла много радости детям.

    - Сделайте разбор предложения. Начертите схему.

    + зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка

    + у этих слов одно общее значение и один корень

    ЗИМУШКА

    ИнЕй,  севЕр,  кАток,  мОроз,  свЕркает,  кОньки.

    Снежная зима принесла много

    радости детям. (повеств., невоскл., прост., распр.)

    интерактивная доска, ПК

    8 мин

    5.

    Работа по теме урока.

    На доске таблички с надписями:

    1. Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
    2. От,до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме.
    3. Роль в предложении- второстепенный член.
    4. Указывает на отсутствие лица или предмета; указывает на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия.
    5. 1-е склонение: -и, -ы

    2-е склонение: -а, -я

    3-е склонение: -и

    - На какой падеж указывают сведения на табличках?

    - На какой табличке записаны сведения, которые нами еще недостаточно хорошо изучены и требуют исследования?

    - В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных?

    - Сформулируйте задачи урока.

    Дети изучают таблички на доске.

    - на Р.п.

    - На последней карточке, где представлены окончания склонений в Р.п.

    - Падежные окончания бывают ударные и безударные.

    - Сегодня мы познакомимся с правилами правописания окончаний существительных 1,2,3 склонения в Р.п.

    интерактивная доска, ПК

    6 мин

    6.

    Физкультминутка

    Учитель выполняет ряд упражнений.

    Дети повторяют движения за учителем.

    2 мин

    7.

    Работа по теме урока. Работа по учебнику.

    Открываем учебники. На стр.107, прочитайте задание  к 191 упражнению.

    Учитель показывает таблицу на доске (экране).

    Рассмотрим внимательно таблицу. Ответьте на вопросы.

    -У имен сущ. какого склонения может быть окончание –и?

    - Как проверить написание безударного окончания имени сущ.в Р.п.?

    - Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен сущ.в данном предложении:

    Мы получили письмо из Казан… от дяд… Игор…

    Упр.193, стр.108

    Прочитайте. Из какого произведения эти строки?

    Комментированное письмо.

    Разбор № 3 – У Коли.

    - Перечислите слова-названия профессий.

    Работа со словарным словом ИНЖЕНЕР. Запись слова в словарик. Это слово пришло к нам из французского языка. Первоначальное значение этого слова – остроумный, одаренный.

    Дети устно выполняют задание.

    + У сущ.1 и 3 склонения.

    + Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени сущ. того же типа склонения.

    Мы получили письмо из Казани от дяди Игоря.

    - Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».

    - У Коли – сущ. (у кого?), н.ф. – Коля, собств., одуш., м.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч., вт.ч.

    - милиционер, инженер, повар.

    Учебник

    Интерактивная доска, презентация

    10 мин

    8.

    Рефлексия

    Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания.

    Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженера).

    Дети получают карточки и выполняют задания в тетради, комментируя написание.

    Пришел из библиотеки, письмо от дедушки, житель Сибири, ветер с пустыни, покупка мебели, спросил у инженера.

    интерактивная доска, ПК, презентация

    5 мин

    9.

    Подведение итогов урока.

    - Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен сущ. в Р.п.?

    - У каких сущ. окончания в Р.п. одинаковые?

    Дети делают вывод.

    2 мин

    10.

    Домашнее задание.

    Упр.200, стр.110.

    Дети записывают задание в дневнике.

    2 мин


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рож …, глуш …, врач…, цеп…, вещ…, матч…, сет…, мякиш…, сыч…, част …

    Слайд 2

    Рож ь , глуш ь , врач, цеп ь , вещ ь , матч, сет ь , мякиш, сыч, част ь .

    Слайд 3

    Ин…й , сев...р , к…ток , м...роз , св... ркает , к… ньки .

    Слайд 4

    Ин Е й , сев Е р , к А ток , м О роз , св Е ркает , к О ньки .

    Слайд 6

    Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания . Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у ( инженер).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Русский язык. Безударные окончания имен существительных 1 склонения. 4 класс. Программа "Школа России".

    Представленный материал может быть использован как на уроках (для самостоятельной работы), так и для домашнего задания....

    Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"

    Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"...

    Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в Творительном падеже».

    Русский язык, 3 класс. Конспект  урока  Тема: «Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в Творительном падеже»....

    Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

    Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...


     

    Комментарии

    Корнева Наталья Александровна

    Спасибо за интересный и полезный урок.