Главные вкладки

    Урок по русскому языку. 4 класс. Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в Родительном падеже. УМК Школа России
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Кузьменкина Светлана Геннадьевна

    Конспект и презентация к уроку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по русскому языку

    Тема: Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в Родительном падеже.

    1. Ф.И.О. (полностью) Кузьменкина Светлана Геннадьевна
    2. Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи Московской области
    3. Должность: учитель начальных классов
    4. Предмет: русский язык
    5. Класс: 4
    6. Предметная программа и ее автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.4 класс (учебно-методический комплект «Школа России»).
    7. Цель урока: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже.
    8. Планируемые результаты: П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование;

    К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Р – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    1. Тип урока: комбинированный
    2. Модель организации УПД младших школьников: автоматизированное место учителя, фронтальная работа
    3. Необходимое оборудование: Производственный компьютер, интерактивная доска, учебный диск.
    4. Структура и ход урока.

    СТРУКТУРА (конспект)  И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность

    ученика

    Название используемых ЭОР

    Время

     мин.)

    1.

    Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку

    Проверка готовности к уроку

    2 мин.

    2.

    Актуализация знаний

    На доске слова:

    Рож…,глуш…,врач…,цеп…,вещ…,матч…,

    сет…,мякиш…,сыч…,част…

    Прочитайте данные слова. Что в них общего?

    -Что такое имя существительное?

    -На какие группы можно разделить слова?

    -Что такое склонение?

    Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы:

    1.В русском языке шесть падежей?

    2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже?

    3.В русском языке три типа склонения?

    4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием?

    5.Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я?

    6.Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3-му склонению?

    - О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

    Дети записывают число и «Классная работа» в тетрадях.

    Записывают сочетания букв.

    +Это имена существительные.

    +Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

    +Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 1- го, 2-го и 3-го склонения.

    +Это изменение существительного по падежам.

    +Да.

    +Нет

    +Да

    +Нет

    +Да

    +Да

    + Об имени существительном.

    Тетради учащихся

     5 мин

    3.

    Минутка чистописания

    -Посмотрите на слова, которые на доске.

    Разделите эти слова на группы.

    -Определите, какие слова можно назвать лишними?

    -Почему?

    -Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.

    -Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

    + Слова с мягким знаком на конце и без него.

    +Цепь, часть, сеть.

    +В них отсутствует шипящий звук на конце.

    +Цчс.

    +В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами.

    Цчс  чцс  цчс   чцс

    Работа со словами.

    Интерактивная доска, ПК

     3 мин

    4.

    Словарная работа

    - К нам наконец пришла зима. Выпал снег. Давайте мы с вами поработаем с этим словом на уроке. ЗИМА.

    – Подберите однокоренные слова к слову зима.

    – Какие слова называются однокоренными?

    – Какой частью речи являются эти слова?

    Разберите одно слово по составу.

    У снеговика очень много слов, связанных с зимой.

    К какой части речи они относятся?

    Ин … й,  сев ... р,  к … ток,  м ... роз,  св ... ркает,  к … ньки.

    – Какое слово лишнее? Почему?

    – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

    А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте написанные слова, сверяясь с правильными ответами на экране.

    -Составьте предложение о зиме.

    Запишем его в тетрадь.

    Снежная зима принесла много радости детям.

    - Сделайте разбор предложения. Начертите схему.

    + зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка

    + у этих слов одно общее значение и один корень

    ЗИМУШКА

    ИнЕй,  севЕр,  кАток,  мОроз,  свЕркает,  кОньки.

    Снежная зима принесла много

    радости детям. (повеств., невоскл., прост., распр.)

    интерактивная доска, ПК

    8 мин

    5.

    Работа по теме урока.

    На доске таблички с надписями:

    1. Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
    2. От,до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме.
    3. Роль в предложении- второстепенный член.
    4. Указывает на отсутствие лица или предмета; указывает на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия.
    5. 1-е склонение: -и, -ы

    2-е склонение: -а, -я

    3-е склонение: -и

    - На какой падеж указывают сведения на табличках?

    - На какой табличке записаны сведения, которые нами еще недостаточно хорошо изучены и требуют исследования?

    - В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных?

    - Сформулируйте задачи урока.

    Дети изучают таблички на доске.

    - на Р.п.

    - На последней карточке, где представлены окончания склонений в Р.п.

    - Падежные окончания бывают ударные и безударные.

    - Сегодня мы познакомимся с правилами правописания окончаний существительных 1,2,3 склонения в Р.п.

    интерактивная доска, ПК

    6 мин

    6.

    Физкультминутка

    Учитель выполняет ряд упражнений.

    Дети повторяют движения за учителем.

    2 мин

    7.

    Работа по теме урока. Работа по учебнику.

    Открываем учебники. На стр.107, прочитайте задание  к 191 упражнению.

    Учитель показывает таблицу на доске (экране).

    Рассмотрим внимательно таблицу. Ответьте на вопросы.

    -У имен сущ. какого склонения может быть окончание –и?

    - Как проверить написание безударного окончания имени сущ.в Р.п.?

    - Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен сущ.в данном предложении:

    Мы получили письмо из Казан… от дяд… Игор…

    Упр.193, стр.108

    Прочитайте. Из какого произведения эти строки?

    Комментированное письмо.

    Разбор № 3 – У Коли.

    - Перечислите слова-названия профессий.

    Работа со словарным словом ИНЖЕНЕР. Запись слова в словарик. Это слово пришло к нам из французского языка. Первоначальное значение этого слова – остроумный, одаренный.

    Дети устно выполняют задание.

    + У сущ.1 и 3 склонения.

    + Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени сущ. того же типа склонения.

    Мы получили письмо из Казани от дяди Игоря.

    - Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».

    - У Коли – сущ. (у кого?), н.ф. – Коля, собств., одуш., м.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч., вт.ч.

    - милиционер, инженер, повар.

    Учебник

    Интерактивная доска, презентация

    10 мин

    8.

    Рефлексия

    Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания.

    Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженера).

    Дети получают карточки и выполняют задания в тетради, комментируя написание.

    Пришел из библиотеки, письмо от дедушки, житель Сибири, ветер с пустыни, покупка мебели, спросил у инженера.

    интерактивная доска, ПК, презентация

    5 мин

    9.

    Подведение итогов урока.

    - Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен сущ. в Р.п.?

    - У каких сущ. окончания в Р.п. одинаковые?

    Дети делают вывод.

    2 мин

    10.

    Домашнее задание.

    Упр.200, стр.110.

    Дети записывают задание в дневнике.

    2 мин


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рож …, глуш …, врач…, цеп…, вещ…, матч…, сет…, мякиш…, сыч…, част …

    Слайд 2

    Рож ь , глуш ь , врач, цеп ь , вещ ь , матч, сет ь , мякиш, сыч, част ь .

    Слайд 3

    Ин…й , сев...р , к…ток , м...роз , св... ркает , к… ньки .

    Слайд 4

    Ин Е й , сев Е р , к А ток , м О роз , св Е ркает , к О ньки .

    Слайд 6

    Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания . Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у ( инженер).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

    На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"...

    Русский язык 3 класс. Карточки по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений".

    Работа с этим материалом помогает сформировать навык написания безударных падежных окончаний имён существительных....