Конспект урока "Буква ь - как показатель мягкости согласных" ("ПНШ", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с новой буквой;
  • формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;
  • создание условий для развития речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27 ноября  2018года, вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 1 «Е»

Кабинет: 222

Урок: 08:00-08:40 (1 урок)

ФИО учителя: Маркова К.А.

ФИ студента: Гурьянова А., 42гр.

ФИО методиста: Батуева Л.И.

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с новой буквой;
  • формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;
  • создание условий для развития речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать функцию буквы ь;
  • уметь читать слова, высказывания с мягким знаком, находить его в незнакомом тексте;
  • уметь правильно ставить ударение и распознавать слова;
  • уметь составлять звуковую модель.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: программа«ПНШ»; учебник: Азбука1 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.

№п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Время

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Этап самоопределения к деятельности

Словесный:слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Артикуляционное упражнение

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Меня зовут Анастасия Сергеевна.

- Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка.

- Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.

- Молодцы.

- Здравствуйте.

Настраиваются на урок

Выполняют упражнение «Свеча».

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащимися

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, с какими буквами вы знакомились на прошлом уроке?

- Сколько согласных букв вы уже знаете? Назовите

- Чем отличаются буквы и звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Как произносятся гласные звуки, а как согласные?

- Какими  бывают согласные звуки?

- А на какие подгруппы делятся гласные звуки?

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте стихотворение.

- Молодцы.Кто хочет прочитать громко чётко это стихотворение всему классу?

- О чём идёт речь в стихотворении?

- Верно. Посмотрите на еще одно стихотворение. Прочтите его.

- Молодцы.Кто хочет прочитать громко чётко стихотворение всему классу?

- А о чём говорится в этом стихотворении?

- Верно. Молодцы.         

- На прошлом уроке мы познакомились с буквами….

Ответ детей.

- Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим.

- Произношением.

- При произношении гласных звуков  воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос.

- Глухими и звонкими, мягкими и твердыми.

- На ударные и безударные.

Читают стихотворение

Мягкий знак стоит в сторонке, 
Не мешает никому, 
Но тихонько и легонько 
Обращаются к нему. 
Соль зовет, и день, и пень — 
А помочь ему не лень!
 

- Здесь говорится о мягком знаке

Читают стихотворение

Это очень хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3

Постановка учебной задачи

Словесный:слово учителя

Наглядный:

презентация

2  мин

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

- Молодцы, спасибо.

- Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель  мягкости согласных».

1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах.

2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой.

Р: планирование

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

4

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Наглядный:

презентация, учебник.

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Физминутка

6 мин

-  Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме.

- Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов? Исправьте.

- Откройте свою азбуку на странице 45.

- Посмотрите на верх страницы. Что необычного вы заметили?

- Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете почему? 

- Какой мы с вами можем сделать вывод? 

- Какие вы молодцы! 

- Посмотрите на картинки. Что здесь изображено?

- Давайте произнесем вместе. Три-четыре. Ели.

- Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове? 

- Теперь посмотрите на доску (я убираю букву и)

- Прочитайте что получилось. Совпадает ли с тем словом, которое мы произносили ранее?

- А что обозначает это слово? 

- Посмотрите,  что происходит со словом, если упустить мягкий знак? 

- У нас на рисунке дерево, которое обозначается словом-названием ель, а по буквам, которые остались, получилось слово-название действия ел.

Мягкий знак это буква? Докажите.

- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак?

- Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

Работа с запиской

- В записке допущено очень много ошибок

Работа с учебником

- Схема звука зачёркнута

- Может быть, потому что мягкий знак не обозначает звука

- Буква ь знак не обозначает звука при произношении

- На картинках изображены ели

- Ели

- В слове ели 2 слога. Е-ли

- Ел

- Получилось слово ел, оно не совпадает со словом ель

- Ел – обозначает действие, значит, кушал

- Если упустить мягкий знак, меняется значение слова

- Мягкий знак – это буква, потому что его можно написать

- Я считаю, что его назвали мягкий знак, потому что он указывает на мягкость предшествующего согласного

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

Первичное закрепление

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

- Давайте посмотрим на звуковые схемы этих двух слов.

- Прочитай первую звуковую схему. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове 

- Теперь посчитайте, сколько букв в этом слове?

- Посмотрите, букв и звуков в этом слове одинаковое количество.

- Обратите внимание, у всех ли букв есть звук?

- Еще раз прочитайте слово ель. Какой последний звук вы слышите?(л’) Какой это звук?

- Как вы думаете, почему он мягкий? 

- Так какую же работу выполняет буква ь знак?

Молодцы ребята!

Работа с учебником

- В первом слове 3 звука

- В этом слове 3 буквы

- Нет, ь звука не обозначает

- Ель, последний звук [л’]

[л’] – согл., звонк., мягк.

- Его смягчает мягкий знак

- ь смягчает рядом стоящие согласные

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

П: анализ объектов с целью выделения признаков

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Физминутка

5 мин

- А я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах лежат карточки с небольшими текстами.

- Ваша задача - найти ошибки и исправить их.

Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ?Игор  и  Юля укрылись под навесом.

Работа в парах

Находят ошибки и исправляют их

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дождь. Куда бежать ? Игорь  и  Юля укрылись под навесом.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

7

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

- Посмотрите на слова ниже. Давайте по цепочке их прочитаем.

- Первая парта начинает.

Повторим хором. Три-четыре.

- Читаем следующее цепочку. Повторим хором. Три-четыре.

Мели – кто знает значение этого слова?

- Читаем по цепочке слова.

Омуль –кто знает значение этого слова?

Молодцы! Идём дальше.

- А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.

Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*.

После того как дети сделают, проверка по слайду.

Работа с учебником

Мы – мыло – мыло – мыльный

Ме – мел – мель – мели – мели

Мель - неглубокое место в реке, озере, море.

Ел – ели – ели – ель – у ели

Ле – лень – олень – олень – олени – олени

Мо – моль, ро – роль, но – ноль, ру – руль

Ро – рояль – рояль, ре – ремень – ремень

Лу – лунь, му – омуль - омуль

Омуль - рыба из сем.лососёвых.

Выполняют задание самостоятельно

Лень, день, сон, тень, сыр, лес, пень.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстникам

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8

Рефлексия деятельности

Словесный:учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

4 мин

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы сегодня узнали?

- Для чего же нам нужен мягкий знак?

-Ребята, на ваших партах лежат карточки, ваша задача поднять карточку того цвета, какое у вас настроение.

- Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение.

- Желтый цвет – вы затрудняетесь.

- Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно.

- Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласного».

- Мягкий знак нам нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним

Р: давать оценку

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мягкий знак стоит в сторонке, Не мешает никому, Но тихонько и легонько Обращаются к нему. Соль зовет, и день, и пень — А помочь ему не лень!

Слайд 3

Это очень хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так ? Это сделал мягкий знак.

Слайд 4

Тема урока

Слайд 5

Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»

Слайд 6

Цели урока: 1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах. 2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой.

Слайд 7

Тема урока

Слайд 8

Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. Тема "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных". (конспект урока)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных"....

Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."

Конспект по русскому языку  к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта).  Урок 40 (с. 74 - 75)...

Конспект урока буква е – показатель мягкости согласного звука.

Конспект урока буква е - показатель мягкости согласного зв...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...

Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Конспект  урока обучения  грамоте № 52   по теме «Мягкий знак  – показатель мягкости согласного звука». Данный  урок обучения грамоте в системе ур...