Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мирзоева Замина Гаджиевна

 

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

по теме   «Правописание приставок и предлогов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

по теме   «Правописание приставок и предлогов»

Место и роль урока в изучаемой теме     1-ой урок по  теме «Приставки и предлоги»  

Тип урока              урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

1.  Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл. нач. шк. – М. Просвещение, 2013г.

2. Рабочая тетрадь

2. Презентация Smart

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры, абаки)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологий критического мышления и системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

 - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

 -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

 -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

 -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

 - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

 - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

 - отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной
деятельности

(организационный момент)

Приветствует учащихся.

«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.

 «Здравствуй», – улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет целый век.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

2

Чистописание

вы по через под к по про пере от для об

- Что означают данные сочетания букв?  (это приставки и предлоги)

-  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы ,пере)

-  Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(через, к, для)

-  А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об)

-  Выпишите те, которые бывают и приставками и предлогами.

- Какая опасность может возникнуть при их написании? (можем не отличить )

- Какая же тема урока? (Правописание приставок и предлогов)

Выполняют письмо

по образцу

Пр. – вырабатывают

каллиграфический почерк

3

Актуализация знаний

Фронтальная работа:

 (с) летел (с) .сины, (под) нялся (под) обл.ка,

 (на)мокли (на)берёзе, (за) кружились (за) .кном,

- Какое задание вы можете предложить?

 (раскрыть скобки, определить приставку или предлог в слове, распределить слова на 2 группы)

- Назовите слова с приставками.

(с) летел, (за) кружились, (под) нялся, (на)мокли

- Скажите, что такое приставка?

- Как найти приставку в слове?

- Докажите, что это приставка.

- Слова какой части речи в этом столбике?

- Назовите слова с предлогами

(с) .сины, (за) . кном, (под) обл . ка,  (на)б . рёзе

- Что такое предлог?

- Как предлог пишется со словами?

- Докажите, что это предлог.

Анализируют слова, предложенные учителем; находят критерии для их классификации, выбирают вариант написания

и объясняют его.

Пр. – распознают части
речи на основе усвоенных признаков; устанавливают отличие предлогов от приставок.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Р – проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления.

К – участвуют в диалоге, общей беседе

4

Составление кластера

- А сейчас обобщим наши выводы и сделаем кластер:

(указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу)

        

1. приставка         1. предлог

2. часть слова         2. часть речи

3. слитно 3. отдельно

4. для образ.новых слов 4. для связи слов в предл.

5.

Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Работа

по учебнику

(с. 132, упр. 258)

Расшифруйте пословицу из упр. 258. Объясните ее смысл.

– Найдите в учебнике (с. 132)  правило о правописании приставок и предлогов со словами.

– Сделайте вывод: как отличить предлог от приставки?

Выполняют устно
задание упр. 258, объясняют значение пословицы. Работают с теоретическим материалом учебника (с. 132),

пытаются ответить

на проблемный вопрос, поставленный учителем.

Пр. – различают предлоги и приставки; знают о раздельном написании предлогов со словами и слитном написании приставок.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют из них существенную информацию.

Р – выполняют действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника.

К – строят монологическое высказывание с учетом

поставленной коммуникативной задачи.

6.

2.Работа в парах Выполнение
упр. 182 в рабочей тетради

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Работают в парах, упражняясь в выборе подходящих по смыслу предлогов, соединяющих слова

в предложениях

Пр. – различают предлоги и приставки.

Р – выполняют действия по инструкциям, содержащимся в задании учебника.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

7

Физкульминутка

Физминутка.

1. Упражнение для  улучшения мозгового кровообращения:

И.П. – 1-2 отвести голову назад, 2-4 наклонить вперёд, 1-2 поворот головы налево, 3-4 направо. Повторить 2-4 раза..

И.п – 1-  махом левую руку занести через правое плечо, голову –налево, наоборот. Повторить 2-4 раза.

2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

Левая рука на поясе, правую руку вперед, левую вверх, переменить положения рук. Опустить руки вниз, потрясти кистями. Повторить 3 -4 раза.

3. Для снятия утомления с туловища:

И.П – стойка ноги врозь, повернуть таз резко направо, затем налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

Выполняют движения  под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются режима дня

8.

Самостоятельная работа

Работа в группах. Дифференцированная работа:

1. Вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Осень  ___шла, и подарки всем ____дала.  ___золотила  листья  ____березке.  ___красила  листочки  ___ клене. ____ ветках рябины  ___весила яркие бусы . Гриб ____ осиной спрятала  _____  белки.  ___крыла  землю пестрым ковром.2.  Раскрой скобки, выдели приставки в словах, подчеркни предлоги. Осень (при) шла, и  подарки всем (раз) дала. (По) золотила листья (на) березке. (По) красила  листочки (на) клене. (На) ветках рябины (раз) весила яркие бусы.  Гриб  (под) осиной (с) прятала для белки. (по) крыла землю пестрым ковром.3. Найди глаголы, выдели приставки. Осень пришла, и  подарки всем раздала. Позолотила листья на березке. Покрасила она листочки на клене. На ветках рябины развесила яркие бусы. Гриб  под осиной спрятала для белки.  Покрыла землю пестрым ковром.

Отрабатывают умение различать приставки и предлоги

Пр. – используют слова

с непроверяемым написанием, различают предлоги и приставки; выделяют

в слове приставки и корни, дают толкование слова.

П – осознают познавательную задачу и решают ее

самостоятельно.

Р – устанавливают причинно-следственные связи

8

Работа по культуре речи. Редактирование словосочетаний

– Предлоги требуют очень бережного к ним отношения. Частенько они ставят перед нами каверзные задачки: какой предлог нужно употребить в том или ином случае. Предлагаю вам быть внимательными и исправить ошибки

в словосочетаниях.

Материал к заданию:

пришел со школы, работал в заводе, сошел с трамвая, посмотрел

из окна

Слушают задание

учителя. Работая

в парах, редактируют словосочетания.

Записывают их

в исправленном виде

Пр. – овладевают изучаемыми нормами русского языка, правилами культуры речевого поведения; находят грамматические ошибки в построении словосочетания.

К – ориентируются на позицию партнера в общении

и взаимодействии

9.

Тест

Выбери правильное утверждение, обведи букву: .   Приставки со словами пишутся  слитно Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно Я.   Приставка служит для образования   новых слов Л.   Приставка служит для связи слов в предложении К.   Предлоги пишутся слитно со  словами Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами Ь.   Предлог – часть речи Я.   Предлог – часть слова

- Прочти слово из обведенных букв.  (пять)- Молодцы.

Отвечают на вопросы теста.

Р. -умение работать по предложенному учителем плану.

Пр. –  различают предлоги и приставки; знают о раздельном написании предлогов и слитном написании приставок.

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог)

– Какое открытие сделали на уроке? Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

– Как отличить приставку

от предлога?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

П – строят рассуждения,

делают выводы.

Р – осмысливают и оценивают свою деятельность

на уроке.

Л – ориентируются на развитие сотрудничества

с учителем и сверстниками на уроке

11

Домашнее

Задание дифференцированное)

1. Упр.260                          2. Написать об осени 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.

3. Придумать 4 словосочетания с одинаковыми. приставками и предлогами.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие

записи

Р – принимают учебное

задание в соответствии

с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....