Викторина по русскому языку для детей с ОВЗ
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Викторина для детей с ОВЗ по русскому языку по программе 4 класса направлена для отслеживания динамики речевого развития, уровня усвоения программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение

социального обслуживания населения

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Дом милосердия»

Тема: «Умники и умницы»

Занятие-викторина для группы детей 9-12 лет

Подготовил:

Учитель-дефектолог

Ерофеева Лариса Григорьевна


Дата проведения занятия:  ________

Возрастная группа: _______

Количество участников: _____

Цель: итоговый контроль, обобщение и закрепление знаний, умений, отработка полученных навыков речевой деятельности.

Задачи:

  • Отследить динамику речевого развития детей.
  • Выявить уровень развития речи у воспитанников, посещающих занятия дефектолога.
  • Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами.
  • В простой и интересной форме отработать навыки звуко-буквенного, морфологического анализа слов,  способствовать речевому развитию в различных словесных играх: анаграммах, шарадах и т.д.
  • Закрепить у воспитанников простейшие знания о многозначности слов, синонимах и других языковых явлениях.
  • Развивать внимание, способствовать развитию логического мышления.
  • Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
  • Воспитывать у детей дисциплину, терпение и уважение к сверстникам.

Форма проведения занятия: занятие-викторина

Форма организации: групповая

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный(показ), практический(упражнения).

Ожидаемые результаты.

В результате проведенного занятия воспитанники группы узнают:

-русский язык богат метафорами, многогранен;

-быть грамотным очень полезно.

Научатся:

-решать ребусы, шарады, анаграммы;

-проводить звуко-буквенный, морфологический  анализ слов.

Продолжительность занятия: 1 академический час

Оборудование и материалы:

компьютер, интерактивная доска, столы, стулья, презентация, таблицы, тексты заданий, чистые листы, ручки, карандаши, фишки, диплом победителя.

Ход занятия:

Часть I. Организационный момент. Вступительное слово.

Учитель:

Сегодня у нас необычное занятие, оно пройдет в форме викторины. Целый год  мы с вами разбирали вопросы по русскому языку, решали ребусы и кроссворды, логические задачи. Вы стали на учебный год взрослее и сообразительнее. Я предлагаю проявить свои знания и умения. Для этого надо разбиться на две команды.

За правильные ответы будут выдаваться фишки. В конце мы подведем итоги и выберем победителей.

Часть II. Закрепление, уточнение знаний. Отработка навыков.

Конкурс №1. «Дальше, дальше...»

Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1

Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2

С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3

Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

4

Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

5

На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

6

Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

7

Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

8

Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

10

Сколько букв в русском алфавите? (33)

11

Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

12

Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

13

Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

14

Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

15

Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

16

Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

17

На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

18

На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

19

Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

20

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

21

Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

22

Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

Конкурс №2.

Учитель: Ребята, молодцы!

А для выполнения следующего задания необходимо  быть внимательным и не торопиться.

(Показ слайдов с шарадами)

Физкультминутка (музыкальная пауза с гимнастикой).

Конкурс №3.

Учитель: Небольшая разминка.

Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый

1) марка

2) тополь

3) актёр

 

 Конкурс №4.

Учитель:  А теперь, ребята, для каждой команды я раздаю вопросы. На подготовку ответов отводится 5 минут.

1.Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные:  

падает снег

колет лед

выжимать сок

морит мух

качать воду

варить кофе

сам сваливает

вертится и летит

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

 3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи, каким членом предложения является  слово «сильный»?

 Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

 5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

 7. Есть ли в русском языке приставки «з», «за», «по», «да»? Приведи примеры.

8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.

9.Какая часть речи обозначает людей и животных?

10.На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?

11.Что обозначает имя прилагательное?

12.Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.

13.Каким членом предложения чаще всего является глагол?

14.Согласны ли вы, что имя существительное в предложении всегда подлежащее?

15.Какое слово не является именем существительным в женском роде: речь, рожь, грач, печь?

16. Какое слово не является именем существительным  мужского рода: кофе, плащ, плачь, борщ?

Часть III. Подведение итогов занятия

Учитель

Ребята, вы сегодня показали, что, несмотря на то, что русский язык предмет трудный, вы отлично справляетесь с заданиями. Мы с вами узнали, что  на уроке может быть весьма интересно и полезно. Ведь без знаний русского языка в современном мире очень сложно быть образованным и грамотным.

А теперь посчитаем фишки у команд.

Вручение диплома победителям.   

Чаепитие со сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"

Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...

Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....

Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"

Викторина проводится среди учащихся 4 классов...

Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....

Высказывания писателей о русском языке . Викторина по русскому языку.

Высказывания известных писателей о языке. Викторина по русскому языку....