Конспект по русскому языку Тема "Ударение" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ичетовкина Кристина Николаевна

Конспект по русскому языку Тема "Ударение" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udarenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф.И.О. студента практиканта/учителя базовой школы: Ичетовкина Кристина Николаевна/Александрова Светлана Витальевна
  2. Класс: 1 «А» МБОУ СОШ №14 г. Кирова.
  3. Дата: 16.03.2016
  4. Предмет: русский язык.
  5. № урока по расписанию:
  6. Тема урока: Ударение
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: 2
  8. Дидактическая цель: создать условия для закрепления знаний о понятии ударение
  9. УУД:

а) предметные: Пр1- научить определять ударные и безударные слоги в словах
Пр2- научить пользоваться орфоэпическим словарем

б) метапредметные:

-познавательные: МП1-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;

  -регулятивные: Р1-осуществлять личностную рефлексию; Р2-определение цели предстоящей работы;

-коммуникативные: К1-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  К2-формулирование собственных мыслей в устной форме;

в) личностные: Л1-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  1.  Оборудование: презентация
  2. Эскиз доски:

Презентация

Разлиновка для минутки чистописания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

-Здравствуйте, меня зовут Кристина Николаевна и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь. Начнем с оформления нашей тетради. Откройте тетрадь. Отступаем … строчек в низ. Запишите число (сегодня шестнадцатое марта), классная работа.

-Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её.

Собака Молчан весь дом стережет. (Замок)

-Сейчас мы с вами напишем 1-ый слог этого слова и еще запишем другие сочетания букв За, Зо, Зи, Зв.

-Смотрим на доску и прописываем соединения до конца строчки.

Приветствуют

 Р2

Актуализация опорных знаний.

-Что вы изучали на прошлом уроке? 

-А что же такое ударение?

(Ударение- это выделение в слове голосом одного из слогов.)

- Что же мы называем слогом?

( Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.)

-Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?

(Ударный и безударный.)

- Какой слог называют ударным? Приведи пример ударного слога.

( Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе. РаБОта) Постройте схему к этому слову.

-Бывают ли слова, в которых нет ударного слога?

( Нет, в словах всегда есть ударный слог.)

-В каких словах ударение не ставится? (Ударение не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.) Лес, Ёлка.

-Ребята в рус языке существуют слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Давайте познакомимся с ними. Для этого откроем учебник на стр 42 упр 7. Прочитаем первое слово в первой рамке. На какой картинке изображен зАмок, что обозначает это слова?
-Прочитайте 1-ое слово во 2-ой рамочке, что вы заметили (пишутся одинаково, но произносятся по-разному) На какой картинке ниже изображен замОк?

-Давайте эти слова запишем в тетрадь в строчку и обязательно обозначим в них ударение.

Читаем 2-ое слово 1 и 2-ого столбика, что здесь мы замечаем? Эту пару слов мы тоже записываем в тетрадь и обозначим ударение.

И читаем 3-ью строчку 1 и 2-ого столбика. На какой картинке изображены стрЕлки, а на какой стрелкИ

С какими словами мы познакомились сейчас? (Со словами, которые пишутся одинаково, но произносятся  по-разному.) 

-Запоминаем правописание и значение этих слов, чтобы в дальнейшем у вас не было ошибок.

-Что нам помогает различить такие слова? (ударение)

-Верно. Молодцы.

-Известный поэт Якоб Козловский написал, (см. упр.6)

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Но… по-разному нас слышат.

-О каких словах говорится в стихотворении? Мы о таких словах говорили только что. Приведите примеры таких слов. (зАмок- замОк, Атлас- атлАс, стрЕлки- стрелкИ)

-А в каком словаре мы можем найти значение слова? (В толковом) И сейчас мы с вами поработаем с толковым словарем, для этого смотрим упр 8. Прочитайте задание. Значение каких слов нужно найти в словаре?

Итак, открываем толковый словарь на стр. 138 и находим значение слова Атлас, потом находим атлАс (1. Собрание карт, таблиц, рисунков и т.п., изданное в виде отдельной книги или набора листов. атла́с -Плотная шелковая или полушелковая ткань с гладкой блестящей лицевой стороной.)

А теперь устно составьте предложение с одним из слов. Озвучьте его. Спрашиваю по поднятой руке.

-Благодаря чему мы определили значение этих слов? (Благодаря ударению).

-Молодцы, а сейчас немного отдохнем.

-Ударение- это выделение в слове голосом одного из слогов.

- Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

- Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе. (РаБОта)

К1;  К2

Пр1

МП1

Пр2

Физкульминутка

Дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встали.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

А теперь мы сядем дружно

                                                                  Нам ещё работать нужно.

-Вот мы с вами выполняли различные упр на нахождение ударения в слове, узнали, что существуют слова одинаковые по написанию, но разные по значению, но мы так и не назвали для  же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слова.)

-Верно. Ударение нам нужно для того, чтобы точно передать смысл слова, чтобы быть грамотным при произношение слов, например, тОрты, позвонИм.)

-Ребята, как вы думаете, в рус яз ударение падает только на первый слог? (Нет.-Почему? Да.- Почему? Докажите.)

-Давайте посмотрим случаю постановки ударения в упр 9. Вашим заданием будет прочитать в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово.

-Как вы думаете, почему слова разбиты на группы именно так? Ответим на этот вопрос после прочтения этих столбиков..

Прочитай нам … 1-ый столбик, что ты там заметил? Итак, теперь мы знаем, что последний слог в слове тоже может быть ударным. Читаем 2-ой столбик, что там мы замечаем?  Читаем 3-ий столбик слов, что о нем мы можем сказать? В этом столбике мы видим, что слог в середине слова тоже может быть ударным.

-Выполнив это упр, какой мы можем сделать вывод? (Что ударение бывает разноместным, т.е. не только 1-ый слог может быть ударным, а так же может и последний слог и слог в середине слова.

- А теперь мы выполним работу  на закрепление в парах. На слайде написаны пары слов, сначала поставьте в них ударение, а потом составьте 2 предложение с одной из пар. Запишите их.

Составление предложений с парами слов  (кружки – кружки,  хлопок – хлопок, полки – полки, замок – замок)

-Брат на уроке нарисовал красивый зАмок. Мама купила в магазине замОк для дачи.

Я посещаю различные кружкИ. Мы подарили бабушке красивые крУжки.

Л1

Подведение итогов. Рефлексия.

-А сейчас проверим, как вы усвоили тему. Я вам говорю слово, а вы  меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово. Работаем по поднятой руке.

Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис.

-Открываем дневники и записываем домашнее задание. (На слайде записано)

Стр. 43, упр.10.

-В этом упр вам нужно указать какие слова в скороговорке  написаны одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл, а потом красиво и аккуратно списать эту скороговорку в тетрадь и объяснить, как вы понимаете смысл скороговорки.

 Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс

Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...