Главные вкладки

    Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)
    статья по русскому языку (3 класс) на тему

    Годер Анастасия Валентиновна

    Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевременная  педагогическая диагностика, которая позволит ребёнку использовать и развивать свои возможности и способности, а учителю, с другой стороны,  выявить    уровень знаний и практических умений по данному учебному предмету, предвидеть возможный прогноз дальнейшего развития, определить направления коррекционной работы.

     Вашему вниманию представляется педагогический инструментарий, позволяющий на учебном материале провести диагностику и выявить причины затруднений, возникающих у детей при усвоении русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_diagnostika_trudnostey.docx235.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практический опыт работы

    учителя начальных классов

    ГБОУ Школа №1795 «Лосиноостровская» Годер А.В.

    Разрешите представить  вашему вниманию разработанную педагогическую диагностику трудностей в обучении русскому языку.

    Я работаю учителем интегрированного класса общеобразовательной школы и имею возможность рассматривать данную тему в практическом аспекте. Всё чаще мы сталкиваемся с наличием в школах классов интегрированного типа (обучения), обучение и воспитание детей с проблемами в развитии осуществляется в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

            Как показывает практика, основной контингент стойко неуспевающих учеников составляют дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР). Нарушения в развитии познавательной деятельности и недостаточное развитие устной речи являются основными причинами неуспеваемости этой категории детей и непосредственно определяют, в частности, трудности в обучении русскому языку учащихся указанной категории.

             Учитель в интегрированном классе своевременно должен выявить и понять причины трудностей в обучении (и в этом ему необходима помощь психолога и дефектолога). Это позволит педагогу наметить эффективные меры индивидуального педагогического подхода к такому ученику. Учитывать индивидуальные особенности, возможности, специфические трудности в обучении школьников очень важно в интегрированном классе. Мы должны помочь таким детям!

    Очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой, необходима своевременная  педагогическая диагностика, которая позволит ребёнку использовать и развивать свои возможности и способности, а учителю, с другой стороны,  выявить    уровень знаний и практических умений по данному учебному предмету, предвидеть возможный прогноз дальнейшего развития, определить направления коррекционной работы.

    Для выбора оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия, формирования предпосылок успешного обучения вашему вниманию представляется педагогический инструментарий, позволяющий на учебном материале провести диагностику и выявить причины затруднений, возникающих у детей при усвоении русского языка.

    Одной из основных форм педагогической диагностики причин трудностей в обучении учащихся начальной школы является анализ уровня сформированности навыка письма. Диагностическая работа состоит из диктанта и проверочных заданий, которые проводятся в разные дни в письменной форме. Анализ работы предполагает заполнение диагностической карты.

    3 класс

    Диктант

    Осенью

    Красив русский лес осенью! Деревья надели яркий наряд. Земля покрылась пёстрым ковром. Лес опустел. Умолкли в чаще птичьи голоса. Стоит тишина.

    Но кто шуршит в сухих листьях? Это ёжик несёт гриб. Он готовит запасы на зиму. Вот так встреча!

                                                                                               (40 слов)

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта слова, в которых:

    - количество букв совпадает с количеством звуков;

    - букв больше, чем звуков;

    - букв меньше, чем звуков.

    2. Разделить слова для переноса:

         русский ___________________________                                                  

         листья   ___________________________

    3. В пятом предложении подчеркнуть имена существительные.

     

    Проверочные задания

    Задание 1. Графическое упражнение.

    Цель задания: выявление уровня сформированности зрительно-моторных координаций, уровня развития переключаемости внимания, ориентации в пространстве, способности выявлять закономерности.

    Продолжи по образцу:

    ________________________________________________________

    Задание 2. Звуко - буквенный анализ слова.

    Цель задания: выявление состояния фонематического восприятия и уровня овладения звуко-буквенным анализом слова.

    а) запиши названия осенних месяцев:

    ____________________________________________________________

    Укажи, сколько звуков и букв в этих словах.

    Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

    б) подчеркни звонкие согласные:

    ж, р, с, т, ф, г, ц, в, ш, б, ч.

    Задание 3. Слоговой синтез слова.

    Цель задания: выявление уровня овладения слоговым синтезом слова, умения работать по инструкции.

    Составь слова, из данных слогов (соедини их стрелочкой)

    ТУ…                                   …ЖИ

    ЛЫ…                                  …ШИ

    РО…                                   …ЧА

    У….                                     …ЩА

    МЫ…                                 …ЧУ

    ПЛА…                                …ЩУ

    Выпиши слова, обозначающие действия предметов

    ____________________________________________________

    Задание 4. Работа со словом на орфографическом уровне.

    Цель задания: выявление уровня сформированности зрительного восприятия и узнавания (на уровне слова), сформированности орфографических навыков, способности анализировать и обобщать.

    Вставь пропущенные буквы:

    в…р…бей                               в…р…на

    с…р…ка        с…ва

    Назови одним словом ______________________________________

    Зачеркни лишнее слово.

    Задание 5. Логическое задание

    Цель задания: выявление уровня развития логического мышления, умение устанавливать логические связи, умения пользоваться основными логическими операциями (анализ, обобщение, синтез), переключаемости внимания.

    Зачеркни лишнее слово:

    а) лисица, медведь, заяц, корова.

    б) бег, бегун, бегать, побег.

    Задание 6. Лексико-грамматический анализ и синтез.

    Цель задания: выявление умения строить словосочетания, устанавливать логические и грамматические связи.

    Соедини слова и соответствующие им вопросы стрелочками

    загадка

    рыжая                                                       кто?

    лиса                                                           что?        

    косолапый

    солнышко                                               какой?

    медведь                                                  какая?

    хитрая                                                      какое?

    тёплое

    Запиши словосочетания с этими словами:

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________

    Задание 7. Конструирование предложения

    Цель задания: выявление состояния речевого развития, словесно-логического мышления, знаний о ближайшем окружении, умения давать развёрнутые ответы на вопросы о себе, уровня сформированности учебных навыков (умение пользоваться справочным материалом).

    Ответь на вопрос, закончив предложение (используй слова для справок):

    Где ты живёшь?

    Я живу_______________________________________________

    Слова для справок: в городе, в посёлке, в деревне, в селе;

                                       На улице, на проспекте, в переулке.

    Подчеркни в своём предложении слова, отвечающие на вопрос что?

    Задание 8. Зрительный диктант

    Цель задания: проверка состояния зрительно-моторной координации, уровня развития оперативной зрительной памяти, способности внимания к избирательности.

    Прочитай:

    В нашем саду зреют вишни и сливы. Ребята помогают собирать плоды.

    Закрой предложения полоской бумаги. Запиши первое предложение по памяти.

    ______________________________________________________________

    Задание 9. Работа с текстом.

    Цель задания: выявление уровня овладения предложением как самостоятельной единицей, сформированности орфографических навыков, умения работать по инструкции, способности внимания к избирательности.

    Прочитай:

    Наступила ос…нь подули х…л…дные ветры по небу ползут т…жёлые тучи многие птицы ул…тают на юг они собираются в стаи в пути птиц подж…дает много опас…ностей они печ…льно кружат над родными м…стами и ул…тают с прощ…льными криками вот пот…нулись длинные караваны гусей и журавлей

    Вставь пропущенные буквы.

    Разбей текст на предложения, расставь знаки препинания.

    Спиши первые два предложения, к остальным начерти графические схемы.

    ______________________________________________________

    Диктант позволяет выявить степень овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования. Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности языкового анализа и позволяют определить уровень сформированности произвольной деятельности, понимания инструкции и умения самостоятельно работать по ней.

    Диагностические письменные работы позволяют:

    - выявить причины школьных трудностей через анализ нарушений письма (характер специфических ошибок, степень их выраженности);

    - выявить уровень развития школьно-значимых навыков и основных психических функций с учётом возрастных новообразований;

    - выяснить степень овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования.

    Выявление с помощью диагностических работ нарушения письма могут свидетельствовать об уровне сформированности зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия и памяти, навыков сравнения, анализа и синтеза; способности переноса операционных действий с одного вида деятельности на другой и т.д.

    Примеры, заносимые в диагностическую карту, должны сохранять написание ребёнка. Примеры комбинированных ошибок заносятся в несколько соответствующих рубрик.  Учитывается степень частотности ошибок. Образец диагностической карты представлен в таблице.        

     

    Разработка особой системы выявления и учёта орфографических ошибок в письменных работах учащихся необходима. Она позволяет увидеть пробелы усвоения учебного материала нормально развивающимися школьниками и выявить специфику ошибок, допускаемых детьми с ЗПР.

    Предлагаемая в диагностической карте система учёта допускаемых ошибок  позволяет решить ряд существенных задач:

    - уточнить детально симптоматику нарушений письменной речи в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика;

    - составить комплексную программу коррекционно-развивающей работы с каждым учащимся с учётом выявленных нарушений;

    - контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.

    Для  правильного построения коррекционной работы необходимо точно знать, какие именно нарушения препятствуют усвоению орфографически  правильного письма. Существенную помощь учителю в этом окажет анализ дисграфических ошибок.

    Анализ предлагается проводить на:

    - графическом уровне,

    - фонетическом уровне,

    - грамматическом уровне,

    - уровне сформированности навыков языкового анализа.

    На графическом уровне анализируются:

    1. Случаи зеркального написания букв (И – N, З – Е, С – Э и т.п.)

    Указанный вид ошибок свидетельствует о нарушении у учащегося пространственной ориентации, слабой концентрации и неустойчивости внимания, низком уровне развития восприимчивости. Случаи зеркального написания З и Е часто встречаются при письме не только у детей с ЗПР, но и у нормально развивающихся детей.

    2. Замены букв по оптическому (зрительному) сходству (и–м, ч–г и т.п.)

    Наличие у учащегося подобных ошибок указывает на несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания, недостаточный уровень овладения навыками сопоставительного анализа и синтеза, низкий уровень сосредоточенности внимания, недостаточный уровень развития зрительной памяти.

    3. Замены букв по кинетическому (двигательному) сходству (б-д, п-т, а-о /в сильной позиции/ и т.п.).

    При указанных ошибках смешиваются кинестетические образы и двигательные «формулы» (кинемы), а не оптические образы (графемы). Указанные ошибки свидетельствуют об инертности двигательного стереотипа, недоразвитии мелкой моторики рук, нарушении пространственной ориентации, зрительно-моторных координаций, низком уровне развития переключаемости внимания.

    4.  Недописывание элементов букв (лст – лист). Обычно это происходит, если соседние буквы имеют одинаковые элементы, и свидетельствуют о несформированности процессов зрительного узнавания, нарушении зрительно-моторных координаций, недостаточном овладении навыками сознательного контроля, слабом развитии мелкой моторики рук. Характер этого вида ошибок может быть не только у детей с ЗПР, а также может встречаться и у детей возрастной нормы.

    Таким образом, наличие стойких графических ошибок в письменных работах указывает на неспособность ученика овладеть графическим образом букв и на то, что у учащегося крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). Это зачастую свойственно детям с задержкой психического развития. Необходимо проведение специально организованной работы по формированию и отработке техники письма.

    Наличие графических ошибок свидетельствует также о низком уровне развития произвольности, слабой концентрации внимания, повышенной импульсивности учащегося. Большинство детей с этим нарушениями, а такие бывают и у детей гиперактивных детей, имеют низкую работоспособность, что в немалой степени влияет на качество письма: при утомлении количество ошибок значительно возрастает.

    На фонетическом уровне анализируются фонетико-фонематические ошибки, связанные с неправильным воспроизведением звукового состава слова. Фонетико-фонематические ошибки отражают трудности формирования звукового анализа и синтеза и свидетельствуют  о нарушении фонематического восприятия, неустойчивости слухового внимания, несформированности  слухо-моторных  координаций. Нередко такие ошибки – следствие просчётов в период обучения грамоте: недостаточной работы учителя по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

    На фонетическом уровне выделяются:

    1. Ошибки, связанные с трудностями формирования фонематического (звукового) анализа: - пропуски букв (кшка – кошка);

    - вставки букв (декаборь – декабрь);

    - пропуски и перестановки слогов (скорода – сковорода, лотапа – лопата).

    Ошибки, связанные с трудностями формирования фонематического (звукового) анализа, указывают на недостаточный уровень развития фонематического слуха у учащегося, слабую концентрацию внимания, низкий уровень развития логических операций (анализ, обобщение, синтез),  а также на несформированность приёмов и навыков самоконтроля.

    Ряд таких ошибок встречается в письменных работах как у детей возрастной нормы (с низким уровнем усвоения учебного материала), так и у детей с ЗПР.

    Пропуски и вставки букв свидетельствуют о том, что ученик не вычленяет в составе слова все его звуковые компоненты, не способен определить количество звуков в слове. Перестановки являются выражением трудностей анализа пространственно-временной последовательности звуков и букв в слове и свидетельствуют о низком уровне развития кратковременной памяти.

    Пропуски, перестановки и вставки слогов, упрощения слов сложной слоговой структуры свидетельствуют о несформированности навыков слогового анализа и синтеза, низком уровне развития восприимчивости и ориентировки в пространстве.

    2. Ошибки фонематического восприятия (т.е. связанные с дифференциацией фонем):  (туб – дуб).

    В основе ошибок фонематического восприятия лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Данные ошибки свидетельствуют о нарушении у ребёнка слухового восприятия, нестойкости слухового внимания и снижении фонематического слуха, а также о низком уровне сосредоточения и распределения внимания и недостаточной развитой памяти. Такие ошибки встречаются на письме у учащихся с ЗПР.

    На грамматическом уровне анализируются:

    - ошибки в словообразовании;

    - ошибки в употреблении предлогов;

    - ошибки в согласовании слов в словосочетании и предложении;

    - ошибки в управлении.

    В основе грамматических ошибок лежит целый ряд причин. Одна из них низкий уровень развития логических операций, несформированность навыков анализа и синтеза. Грамматические ошибки в письменных работах учащихся являются отражением трудностей языкового анализа и синтеза и обусловлены бедностью, недифференцированностью словаря, слабым пониманием грамматических категорий, недостаточным развитием словесно-логического мышления, что затрудняет установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений, а также низким уровнем развития образного мышления.

    При выявлении уровня сформированности навыков языкового анализа обращается внимание на умение учащегося:

    - производить звукобуквенный анализ;

    - разбирать слово по составу;

    - выделять речевые единицы.

    Ошибки языкового анализа свидетельствуют о несформированности у учащихся приёмов учебной деятельности и недостаточном развитии словесно-логического мышления и аналитико-синтетической деятельности, а также о нарушении зрительного и слухового восприятия, недостаточной концентрации и устойчивости внимания.

    Педагогическое диагностирование, выявляющее овладение учащимися основными умениями, проводится в начале, середине и конце учебного года. Такая регулярность позволяет фиксировать этапные результаты растянутого во времени процесса усвоения умений и, отталкиваясь от них, намечать содержание последующей развивающей и коррекционной работы. Сравнивая результаты, фиксируемые в одной системе, оценивая достижения каждого учащегося от первой диагностической работы к последующим, учитель получает наглядную картину продвижения ученика в овладении данным умением. Анализ результатов педагогической диагностики поможет учителю выделить основные причины школьных трудностей и спланировать фронтальную и индивидуальную работу с учащимися.

    Таким образом, педагогическая диагностика позволяет увидеть трудности усвоения учебного материала, выявить специфику ошибок и организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей учащихся так, чтобы учебный материал был усвоен каждым школьником. Особое внимание уделяется группе детей с ЗПР, которым труднее усваивать учебный материал.

    Список использованной литературы

    1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М., изд-во «Владос», 2009.
    2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. – М. 2012.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., «Просвещение», 1990.
    3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. – М.:  изд-во НЦ ЭНАС, 2013.
    4. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М. «Педагогика», 2006.
    5. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Дефектология №4. – 2005, с. 4-8.
    6. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М., 2014.
    7. Садовина И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., Владос, 2010.
    8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. – М.: Дрофа, 2010.
    9. Шевчук Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся  с особенностями развития в общеобразовательной школе: Монография. Челябинск, 2008.
    10. Николаева Т.В., Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика. – 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.

    В статье рассматривается вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения русскому языку  в начальной школе....

    Применение метода учебных проектов при обучении русскому языку в начальных классах.

    Главная задача современной школы- это раскрытие способностей каждого ученика. Воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Федеральный государственный общеобразовател...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....

    Вариант диагностики МЦКО по русскому языку для 1 класса

    Вариант диагностики МЦКО по русскому языку для 1 класса...

    Вариант (2) диагностики МЦКО по русскому языку для 1 класса

    Диагностика МЦКО по русскому языку для 1 класса...