Урок по русскому языку 4 класс "Синонимы, антонимы, омонимы".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цупка Эллада

Урок закрепления знаний по теме  "Синонимы, антонимы и омонимы", который формирует умения пользоваться различными типами лингвистических словарей, учит подбирать синонимы, антонимы, выделять омонимы, развивает наблюдательность, мышление, умение использовать в речи и продолжает работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_4_klass.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Синонимы, антонимы, омонимы.  

Класс

4 – г Санкт- Петербург Петродворцовый р-он ГБОУ № 430

Учитель

Цупка Эллада Витальевна

Тип урока

Комбинированный

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

-закрепить знание понятий синонимы, антонимы и омонимы,

-формировать умения пользоваться различными типами лингвистических словарей,

-уметь подбирать синонимы, антонимы, выделять омонимы,

-развивать наблюдательность, мышление, умение использовать в речи,

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

№ п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

Метапредметные УУД

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

-овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

-уметь достаточно  полно и точно выражать свои мысли,

-владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Реализация общеучебных умений и навыков.

Итак, развитие речи, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас! Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Правила посадки:

-Руки на месте?

-Ноги на месте?

-Локти у края?

-Спина прямая?

Чтобы наш урок прошёл успешно, какими нужно быть?

Молодцы!

Я желаю Вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

ДА!

Отвечают хором:

-На месте!

-На месте!

-У края!

-Прямая!

Активными, внимательными, помогать друг другу.

2

Лингвистический

Общеучебные  УУД

 Смысловое чтение.

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Выразительное чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели (Как? Каким образом?)

Эмоционально-речевая разминка.

СЛАЙД 1. Прочитайте пословицу сначала с вопросительной,  затем с восклицательной интонацией.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (? !)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

лучше иметь что - либо здесь и сейчас, чем стремится к чему - то большему, ведь не факт, что из этого что - то получится. То есть, синица здесь играет роль чего - то уже имеющегося, реального, доступного, она уже имеется, она в руках. А журавль - он высоко в небе, символизирует что - то далёкое, недоступное.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предметные УУД:

-распознавать синонимы, антонимы,омонимы,

-разграничивать эти понятия.

 Метапредметные УУД

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания),

Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение,

Коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Ребята, послушайте стихотворение Е. Бобылевой.

           Гиппопотама бегемот

           Однажды повстречал:

            -Вы кто? – Спросил..

          СЛАЙД 2, 3

-Как вы думаете,что привело к ссоре этих двух персонажей?

          СЛАЙД 4, 5

А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите в ней слова, противоположные по значению.

           Бывает он в холод,

           Бывает он в зной,

           Бывает он добрый,

           Бывает он злой...

          СЛАЙД 6, 7

-Как называются слова, противоположные по значению?

           СЛАЙД 8, 9

-Назовите слова, которые вы видете на картинках.

-Что это за слова, которые звучат и пишутся одинакого, но  имеют разное  значение?

           СЛАЙД 10

- Сегодня на уроке мы будем продолжаем изучение лексического значения слов.

- О каких словах мы будем говорить?

- Сформулируйте задачи урока.

           СЛАЙД 11, 12

Нет, им не было смыслассориться, потому что слова «бегемот» и « гиппопотам» - синонимы.

Ветер

Антонимы

Тёплый-холодный-АНТОНИМЫ

Жаркий-знойный-СИНОНИМЫ

КОСА девичья,

КОСА с/х инструмент

КОСА берега водоема  

ОМОНИМЫ

Синонимы, антонимы, омонимы.

Повторить, как называются слова близкие и противоположные по значению. Узнать, какую роль играют

эти слова в русском языке. Научиться употреблять такие  слова в речи.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Вспомним о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнаем о них что-то новое.

4.

Актуализация знаний.

Предметные УУД:

-умение работать с информацией.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-выполнять классификацию,

- ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

- владеть диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- умение работать в паре.

Итак, мы вспомнили , что такое синонимы, омонимы, антонимы.

Работа по учебнику. Упражнение138 с. 86

 

Выполнять его нужно в парах. Распределите слова на три группы. Посовещайтесь в паре и  запишите слова в нужные группы.

Белый-чёрный;       ручка-ручка;       багаж, вещи;          горячий-холодный;   почки-почки;    ветер, ураган;

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы- звучат одинаково, значения разные.

Выполняют задание в парах.

Взаимопроверка.

5.

Первичное усвоение новых знаний.

Предметные УУД:

- уметь определять значения слов,

- учиться выяснять значения новых слов.

 ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ. Все эти слова древние, и пришли они к нам из греческого языка.

Информация от Дедуса.         СЛАЙД 6

Омонимы  — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слово омоним произошло от греч. ОМ — одинаковый + ОНИМимя.

 

Причины появления в языке омонимов: случайное совпадение слов.                               Виды омонимов

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части речи, различаются значением:

 

почитать

 родителей - почитать книгу

слова разных частей речи, различаются значением:

 

острая пила (сущ.) –

с удовольствием пила 

(гл.)

различаются написанием и значением:

  

полОскать бельё – полАскать

 ребёнка

различаются ударением и значением:

 

рыцарский зАмок - ржавый замОк

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению.  

Слово синоним произошло от греч. СИМ ---единый— ОНИМ— имя , т.е. одноименный.

Пример:

Слова ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ и МОКРЫЙ — синонимы, так как

  1. называют один и тот же признак предмета —

«не сухой»;

2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные;

3) отличаются оттенками значения — СЫРОЙ — «сильнее, чем влажный», МОКРЫЙ — «насквозь пропитанный влагой».

Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают выразить нашу мысль точнее, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной.

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слово антоним произошло от греч. АНТ— против + ОНИМ — имя.

 

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту.

Пример:

жар ↔ холод, громкий ↔ тихий, идти ↔ стоять, далеко ↔ близко

Работа с ИКТ презентацией.

6.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД:

-  формируют умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные УУД:

-  обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности

Личностные УУД:         -Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Отдыхать нам поможет Шпуля.

Игра «ДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»

 Попрошу всех встать. Я называю действие, а вы выполняете противоположное  ему действие.

1)Опустите руки вниз

2)Поднимите руки вверх.

3) Поднимите руки вверх.

4)Поднимите голову.

5)Закройте глаза.

6)Откройте глаза.

7) Закройте глаза.

8)Встаньте из-за парты.

СПАСИБО за внимание.

Выполняют противоположные действия.

ПОДНЯТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ руки

ОПУСТИТЬ голову

ОТКРЫТЬ глаза

ЗАКРЫТЬ глаза

ОТКРЫТЬ глаза

СЕСТЬ за парту.

7.

Первичная проверка понимания и закрепления.

ЛичностныеУУД:

- определять общие для всех правила поведения,

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Работать по предложенному плану,

-осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний(определять границы знания/незнания).

- умение находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

- умение работать в группе,

- слушать и понимать речь других,

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Молодцы! Отдохнули ? Пора за работу. Нам нужно выполнить задания от ПАПУСА И МАСИ.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

Каждая группа получает своё задание.

1ГРУППА.

1.Прочитайте слова. МОРОЗ-ХОЛОД. Что это?

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Как Вы думаете, какие птицы любят МОРОЗ и ХОЛОД перелётные или зимующие?

3.Раскрасьте птиц по образцу.

2ГРУППА.

1.Выберите  среди слов  тепло, стул, польза, окно, дерево, птица   АНТОНИМ  к слову   ВРЕД.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Ребята, а вы знаете, что без помощи человека  зимующие птицы не все смогут выжить. Поэтому мы строим кормушки и подкармливают птиц. Для кормления зимующих птиц есть полезные  и вредные для организма продукты. Постарайтесь отобрать только полезные продукты  для птиц.  (КАРТИНКИ)

3. Раскрасьте птиц по образцу.

3ГРУППА.

1.Ваша группа поработает с омонимами. Найдите и прочитайте значение омонимов.

Синонимы-это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение.

Антонимы-это слова с противоположными значениями.

Омонимы - звучат одинаково, значения разные.

2.Постарайтесь отобрать из картинок  только ОМОНИМЫ.

Переверните картинки, которые Вы отобрали. Выложите их по порядку возрастания цифр. У Вас должно получиться слово.

3. Раскрасьте птиц по образцу.

ЗАКАНЧИВАЕМ РАБОТУ.ОТЧЁТ ГРУПП.

Делятся на 3 группы.

СИНОНИМЫ

ЗИМУЮЩИЕ, они привыкли к такой погоде .

Раскрашивают трафарет.

ПОЛЬЗА

Выбирают полезные продукты.(семена……..)

Раскрашивают трафарет.

Находят и читают понятие ОМОНИМЫ.

ЗАЩИТА

Раскрашивают трафарет.

Зачитывают и показывают результат работы в группах.

8

Рефлексия. (Подведение итогов урока)

Личностные УУД:

- устанавливат связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

- давать оценку деятельности на уроке совместно  с учителем и одн6оклассниками,

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вспомним тему урока.

Какую цель ставили?

 

Как достигали поставленную цель?

Что помогало в достижении цели?

Что нового узнали?

 Сейчас я проверю, чему вы научились.         ПРОДОЛЖИТЕ предложения:

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь :…..(низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….(близко).

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……(пол).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты:…. (нашёл).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты :…. (храбрец).

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай….. (конец)  

МОЛОДЦЫ.

Оцените свою работу, своё настроение, самочувствие на уроке с помощью СМС – ТЕЛЕГРАММЫ. (Полоска листка на парте.) Оценивание.

Всем спасибо. Урок окончен.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Вспомнить о словах антонимах, синонимах, омонимах.

Узнать о них что-то новое.

Выполняли работу в парах, группах, рисовали…….

О том, что  слова О, С, О греческого происхождения……..

Выполняют по ходу чтения.

Пишут короткое  сообщение учителю на полосках листка. Передают  учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку.Тема Антонимы.

Данный урок знакомит детей с понятием антонимы.Ведется сравнение с другими понятиями:синонимы,омонимы.На наглядной основе чего,детям проще понять и запомнить данный материал....

Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"

В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс

Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" (2 класс)

МБОУ "Погореловская СОШ"Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимахЗадачи:1. Познакомить со словами – антонимами.2. Способствова...

Урок по русскому языку " Прилагательные антонимы и синонимы",2 класс

Урок для 2 класса потеме " Прилагательные антонимы и синонимы"...