Строчная буква ч
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ольга  Борисовна Иванова

урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strochnaya_bukva_ch.doc68.99 КБ

Предварительный просмотр:

конецформыначалоформыСтрочная буква ч.

Урок письма в 1 классе

Иванова Ольга Борисовна
учитель начальных классов
МОУ «Корцовская СОШ»

Солигаличского муниципального района

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой буквой;
  • развивать фонематический слух, работать над культурой речи учащихся;
  • содействовать формированию умения классифицировать слова (выбор оснований для сравнения, классификации языковых объектов) и ставить к ним вопросы; способствовать развитию логического мышления;
  • формировать учебную самостоятельность;
  • воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
  • воспитывать умение работать  в парах, чувство взаимопомощи.

Ход урока. 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

Прозвенел опять звонок,
Нам пора начать урок.

2. Актуализация знаний.

1. На доске буквы: Ж, З, К, Р, Й, Л, Ш, Н, С.
- Что общего между этими буквами?
- Какие из них можно назвать «хитрыми»? Почему?

- Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке «хитрые» буквы?

-Все они согласные.

-Ответы могут быть разными. Например, Й- обозначает непарный мягкий и непарный звонкий; Ш, Ж- непарный твёрдый, Р,Н.Л,Й- непарные звонкие и т.д.

-Ц, М,Ч.Щ и т.д.( в зависимости от «хитрости»)

2. Рассмотрите рисунки: Слайд 1.
- Проговорите слова:
бабочка, часы, ключ, чашка.
- Что общего в словах?
- Какое слово «лишнее»?

- Дайте характеристику звуку [ч].
- Может быть кто-то догадался, какая же тема сегодняшнего урока?

Дети рассматривают рисунки, проговаривают слова.

-Общее- есть буква ч.

-Лишним может быть слово ключ- нельзя перенести или часы- слово употребляется только во множественном числе.

-Согласный, непарный глухой, непарный мягкий.

- Сформулируйте тему и задачи урока, опираясь на слова: познакомиться…
научится…

3. Формулирование учащимися темы урока.

-познакомиться с новой строчной буквой и научиться её писать.

- На какую букву похожа строчная буква ч?

4. Изучение нового материала.

1. На учительской строке дети прописывают Ъ.

+ъ.

- Вспомните правила посадки при письме.
- Почему при письме необходимо следить за осанкой?
- Рассмотрите строчную букву ч и скажите, из каких элементов она состоит?
- В каких ещё буквах есть такие элементы?

Развёрнутый алгоритм написания буквы ч: «ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаем по наклонной лини вверх, без поворота ручки выписываем «дужку» примерно  на1/3  вниз, коснувшись верхней линеечки, без поворота опускаем по наклонной линии вниз, «качалочка», крючок до середины.

2.Написание строчной буквы ч, соединений с буквой ч.
Дети отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа в Прописях. (Письмо буквы ч)

3.Работа над графическими ошибками в написании буквы ч. Правильно написана последняя буква.

4. Учащиеся рассматривают соединения буквы ч с другими буквами: ча, че,чв, чо.

5. Физкультминутка.

6.Продолжение изучения нового материала.

Списываются слова: час, чип, чай, ключ, обруч, подчёркивается изучаемая буква, устно с одним из слов составляется предложение.

- Значение каких слов вам незнакомо?
- Кто сможет объяснить
? Слайд 3. Показать чип на картридже.
- Что общего в этих словах?
- На какие группы их можно разделить?(ч- в начале слова и в конце).

-Чип.

-Есть буква ч.

-ч- в начале слова и в конце.

Игра «Самый внимательный ученик». Вам необходимо как можно быстрее и точнее отвечать на вопросы.
- Назовите слово, в котором больше всего слогов
;
- Назовите слова, в которых одинаковое количество слогов
.
- Назовите слово или слова, где все согласные звуки твёрдые -
.

-Обруч

чип, чай, час, ключ.

-Таких слов нет.

7.Предлагаю прочитать пару слов сестра- сестричка и по аналогии составить следующие пары слов.

После орфографического разбора слов дети самостоятельно записывают их: лиса- лисичка, плотва-плотвичка. Слайд 4.

8. Далее ученики составляют слова, записывают их на строчках, подчёркивают сочетания чу: плачу, стучу, чулок, чугун.

Физкультминутка.

Игра «Покажи действие»: Присесть, встать, прыгнуть, шагаем, машем, красный, приседаем, стоять, топать, дом, хлопать, улыбаться.

9. В вариативной части восстанавливается пословица Хорошо того учить, кто хочет много знать. Объясняется её смысл.

10.Задание «Соедини по порядку» выполняется аналогично прошлым урокам.

При записи слов: получай, отвечай, выключай, чайник, чайная, чайка показать, как их следует переносить с одной строки на другую.

11. Затем первоклассники из слогов составляют слова.

12. Подведение итогов урока.

- Какие задачи мы поставили себе на уроке?
- Справились ли мы с этими задачами?
- Почему буква ч – «хитрая».

13. Рефлексия.

Продолжить предложения: Слайд 5.
Я знала…
Я узнала…
Я хочу узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...