Правописание ь знака после шипящихна конце имён существительных.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Ферапонтова Елена Николаевна

Карточки на тему "равописание ь знака после шипящих на конце имен существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Правописание Ь знака после шипящих на конце имён существительных»

Тренировочные упражнения

   Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

   На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

    Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного. 

Как нужно действовать?

1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

лещ? – он, м.р., Ь не пишется – леhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/207216/ebfcf1e0_af76_0132_3bf3_12313c0dade2.png

помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помоhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/207217/ed5358b0_af76_0132_3bf4_12313c0dade2.png

товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товариhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/207216/ebfcf1e0_af76_0132_3bf3_12313c0dade2.png

мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мелоhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/207218/eec87dd0_af76_0132_3bf5_12313c0dade2.png

гореч? – она, ж.р., на конце Ь – гореhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/207218/eec87dd0_af76_0132_3bf5_12313c0dade2.png

Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

1. З а п и ш и т е  слова в два столбика. 

Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь,  брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

Ь – указывает на мягкость согласного

Ь стоит после шипящих

2.  Н а п и ш и т е  слова в единственном числе:  стрижи, ерши, чижи, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

в таком порядке:

1) рыбы-  _________________________________________________________________

2) птицы- __________________________________________________________________

3) растения- _______________________________________________________________

4) звери -__________________________________________________________________

5) помещения-  _____________________________________________________________

3. П о д б е р и т е   к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

Неправда – ____________, граница – ____________, соревнование – ____________ , трепет – ______________ , ерунда – _________ , команда – ____________ , сила – __________, призыв – ______________, здоровяк  - ______________.

С л о в а  д л я   с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

4. Данные слова  объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

Ложь - _________________, мякиш - ______________, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. П р о ч и т а й т е  слова.

1. Печь,  2. ложь,  3.брешь,  4. тишь,  5. душ.

– Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:

1) средство человеческого общения  -________________

2) хлебное растение - _____________________

3) женское украшение - _________________________

4) краска для черчения или письма - _____________________

5) торжественное музыкальное приветствие - __________________

6. Спишите. Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существит.

Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выполни тест.

1. На конце существительных  ж. р. после шипящих: 
а) всегда пишется мягкий знак; 
б) не пишется мягкий знак. 
2. На конце существительных м. р. после шипящих
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
 3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: 
а) на род существительных; 
б) на число; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание мягкого знака на конце имён существительных женского рода"

Урок составлен по технологии развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. Был показан на конкурсе "Учитель года"...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...