Многозначные слова 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок по русскому языку 3 класс по программе «Перспектива»

Тема «Многозначные слова»

Цель: создать условия для освоения понятия « многозначные слова»,.

Планируемые результаты:

Предметные: 1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение 2. Определять признаки многозначных слов. 3. Отличать многозначные слова и омонимы.

Метапредметные:

Регулятивные: 1.Умеют ставить  учебные цели и задачи. 2.Умеют планировать свою деятельность и деятельность группы.

Познавательные: 1. Умеют находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.

Коммуникативные: 1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников. 2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Строить монолог и диалог. 4.Умеют работать в парах, в группах.

Личностные: 1.Умеют работать в парах, в группе. 2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим. 3. Позитивная самооценка. 4. Умеют вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик.

 

Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал. Презентация «Многозначные слова», Толковые словари.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova_russkiy_yazyk.docx142.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Гарегиновна , сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столах должен лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш и разд. материал.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Готовятся к  уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя).

Личностные УУД

(правильная посадка за партой).

Минутка чистописания.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Откройте свои тетради. Запишите 25 октября, классная работа. Не забывайте про точки.

Прочитайте. 

Русский язык  богат, красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

Запишите красиво и аккуратно эту цитату себе в тетрадь.

Сегодня на уроке нам предстоит убедиться в истинности это высказывания.

Что должно иметь слово, чтобы мы поняли, о чём идёт речь?

Сколько у слова может быть значений?

Кто сможет сказать, что будем исследовать на уроке?

Кто знает, как называются слова, у которых много значений?

Правильно, слова, которые имеют несколько значений,  называются многозначными.

Сформулируйте тему урока.

Определите цели урока.

лексическое значение

Не знаем

Сколько значений имеет слово

Многозначные

Многозначные слова

Узнать, сколько значений имеет слово

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Словарная работа

Отгадайте по лексическому значению слово и запишите его.

1. Придя домой из школы, я

Очень есть хочу, друзья.

Маму это рассмешит,

Скажет: "Ну и ...!"

2. Один кг равен 1000…

3. Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.

4. По ветру летит, 
В воздухе кружит, 
Жёлтою монеткой 
На траве лежит.

5. Это слово однокоренное слову весна. 

6.  Единица веса в метрической системе мер, равная 1000 граммам.

7. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. 

8. Группа людей, объединенных общими делами, общей работой.

9.  Соблюдающий во всем порядок, точность; соблюдающий чистоту; точный в отношении времени, исполнения чего-л.

10. Химически простое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью. Алюминий, железо, медь…всё это?

Что объединяет эти слова? Подчеркните удвоенные согласные  

Поставьте ударение и выделите орфограмму в каждом слове.

Аппетит

Грамм

Бассейн

Осенний(лист)

Весенний

Килограмм

Коллекция

Коллектив

Аккуратный

Металл

- Удвоенная согласная.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Открытие новых знаний.

Наблюдение.

Прочитайте шуточное стихотворение.

http://porusskomu.ru/assets/uploads/452/454/463/519/images/2017-01-05_11-17-43.jpg

Почему стихотворение шуточное?

В каких значениях слово перо используется в стихотворении?


Давайте проверим, все ли значения этого слова мы теперь знаем.

Как проверить?

Что узнаем при помощи толкового словаря? К нам на урок пришел толковый словарь Ожегова. Перед вами словарная статья. Сколько значений у слова «перо»?


Прочитайте в словарной статье все значения слова.

Какие значения вы не знали?

Откройте стр.79 учебника, прочитаем слова профессора Самоварова.

Большинство слов русского языка имеет только одно значение. Но есть слова, у которых  несколько значений. Такие слова называют многозначными. Все значения у многозначного слова обязательно связаны между собой.

Узнали мы, как называются слова, у которых несколько значений? Как?

Что вы узнали о значениях многозначного слова? А как вы это понимаете?

Докажите, что все значения слова «перо» связаны между собой

Выполним  упражнение 127. Работа в парах.

Рассмотрите изображения. Найдите общее в значениях каждого многозначного слова. Спишите предложения, многозначные слова подчеркните.

1.Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь.

2.Стало жарко. Андрей расстегнул молнию на куртке.

3.Маленький колокольчик звенел в руках малыша весело и звонко.

4.Сергей с любопытством рассматривал темно-голубой колокольчик, который вырос у дороги.

Проверка.

-Прочитайте диалог Ани и Вани.

Почему говорят, что значения одного многозначного слова связаны между собой?

У многозначного слова все значения хоть и разные, но всегда связаны по смыслу.

Какой вывод можем сделать?

Что общего вы нашли в

значениях слова

«молния»?

Что общего вы нашли в значениях слова «молния»?

Что общего вы нашли в значениях слова «колокольчик»?

 

Недавно мы с вами знакомились со словами-омонимами. Что такое омонимы?

А вы сумеете отличить омонимы и многозначные слова?

Рассмотрите картинки к слову «дождевик» на стр. 78

Почему картинки разные? Совпадают ли значения у этого слова?

Попробуйте сделать вывод: чем  отличаются омонимы и многозначные слова?

о, что быстро

мелькает в небе, и

застежка, которая

также быстро

застегивается.

Потому что ребенок не знает , что у лука тоже есть перья

Перо у курицы, перо лука (зеленая часть)

Посмотреть в толковом словаре

Сколько значений имеет это слово

4

Что слово может иметь несколько значений, все значения связаны между собой

Все эти предметы похожи на перо птицы

У многозначных слов значения разные , но они связаны по смыслу.

Молния быстро мелькает в небе,  и застежка-молния быстро застегивается.

Предмет, издающий звон, и цветок похожи по форме  на колокольчик.

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют ранее значение

Нет, дождевиком  называют и   гриб, и непромокаемое пальто

У многозначных слов значения связаны по смыслу, у омонимов  разные значения

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Физминутка

Видеоролик.

Закрепление нового материала

Работа в группах

А теперь посмотрите на упр.128, стр.80.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте словосочетания. Определите, какое значение имеет слово хвост в каждом словосочетании.

Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова.

Хвост поезда, хвост самолета, хвост из волос, хвост обезьяны, хвост очереди.

Спишите словосочетания. Составьте с ними 3 предложения.

А теперь вы выполните №129 устно в парах. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова.

Будьте внимательны, ниже вам дан материал для справок.

1. Ребята нашли старинный клад. 2. Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев.) 3. Хозяйка острым ножом режет овощи. 4. Мясо подали с острым соусом.

 Материал для справок: Клад - 1. Спрятанные ценности. 2. Нечто, отличающееся достоинствами. Острый - 1. Хорошо заточенный. 2. Сильно действующий на вкус.

Проверка.

Работа в группах

Задание:   определите лексическое значение выделенного слова. Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова.

1 группа: Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.

У кого есть еще иголки? (Ёж)

2 группа: Мама надела соломенную шляпку. У белого гриба коричневая шляпка.

3 группа. На уроке мы рассматривали географическую карту. Мама сняла деньги с банковской карты.

Какие еще бывают карты ? (В играх, игральные)

4 группа. На небе сияли звезды. Ребята вырезали из серебряной бумаги звезды.

Кого называют звездой? (яркую, знаменитую личность)

5 группа. У Пети на носу веснушки. Нос лодки ударился о берег.

6 группа.  От чемодана оторвалась ручка. . Письмо было написано шариковой ручкой.

Хвост поезда – конец поезда, последние вагоны

Хвост самолета- конец самолета

Хвост из волос- концы волос

Хвост обезьяны – конец туловища

Хвост очереди- конец очереди

Хвост-то, что расположено в конце чего-то.

1.клад-1)спрятанные ценности.

2.клад-2)нечто, отличающееся достоинствами.

3.острым-3)хорошо заточенный.

4.острым-4)сильно действующий на вкус.

Иголка- 1. Швейный инструмент;2. Видоизмененные листья у сосны.  (продолговатые и колючие)

Шляпка- 1. Головной убор; 2.- часть гриба. (похожи по форме, надеваются сверху. )

Карта- 1. чертеж части земной поверхности; 2. Специальная пластиковая карта, с ее помощью можно снимать деньги. ()

Звезда- 1. Небесное тело. 2. Изображения (фигура звезды)

Нос- 1. Часть тела(лица); 2. Начало лодки (заостренная выпирающая вперед часть)

Ручка- 1. Часть чемодана за которую держат или берут рукой; 2. Письменная принадлежность (держат рукой)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Итог урока

- Какая тема нашего урока?

- Какая была цель урока?

-Многозначные слова.

-систематизировать знания о многозначных словах.

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Оцените свою работу за урок. Спасибо за урок , до свидания!

Дети продолжают фразы.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

по предмету «Русский язык»

Класс 3 «В» МБОУ «НОШ №19» г. Астрахани

Тема: «Многозначные слова»

Студентки 4 «А» группы

Студентка:

_____________(Подпись)

Методист: Шалдаева В.В.

_____________(Подпись)

Учитель: Шевченко Л.К.

_____________(Подпись)

Оценка за урок___________

Астрахань, 2018

Урок по русскому языку 3 класс по программе «Перспектива»

Тема «Многозначные слова»

Цель: создать условия для освоения понятия « многозначные слова»,.

Планируемые результаты:

Предметные: 1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение 2. Определять признаки многозначных слов. 3. Отличать многозначные слова и омонимы.

Метапредметные:

Регулятивные: 1.Умеют ставить  учебные цели и задачи. 2.Умеют планировать свою деятельность и деятельность группы.

Познавательные: 1. Умеют находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.

Коммуникативные: 1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников. 2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Строить монолог и диалог. 4.Умеют работать в парах, в группах.

Личностные: 1.Умеют работать в парах, в группе. 2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим. 3. Позитивная самооценка. 4. Умеют вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик.

Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал. Презентация «Многозначные слова», Толковые словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...