конспект по литературному чтению
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Урок по литературному чтению в 4 классе в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_otkryt_uroku.pptx509.49 КБ
Файл rus_4_kl.docx31.12 КБ
Файл lit_dikie_leb_4_kl.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Владимирский» Подготовила Бекишова О.И., учитель начальных классов 4 класс

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и хлеб в полях растет.

Слайд 3

Глагол – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены. ( А.М. Пешковский)

Слайд 4

1.Что такое глагол? 2.Глаголы какого вида известны вам? 3. Глагол какой формы отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? 4.Какие суффиксы у глаголов в неопределённой форме? 5.Каким членом предложения чаще всего бывает глагол ? 6.Как иначе называется глагол в неопределённой форме? 7.Как изменяются глаголы? 8.Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами? Блиц – опрос

Слайд 5

1группа Беседа кидать, западный, мечтать, шелест, убираться, аппетит мёрзнуть, смотреть, победить, сварка, спать, картофельный, ждать, надежда, веселиться. 2группа Бассейн, объяснять, обычный, скрипеть, тайга, кукарекать малиновый, думать, охотник, мычать, кроссворд, ехать, пробежка, шагать, лететь, строить. Игра «Найди глагол»

Слайд 6

1группа 9 глаголов: к идать, мечтать, убираться, мёрзнуть, смотреть, победить, спать, ждать, веселиться. 2группа 9 глаголов: о бъяснять, скрипеть, кукарекать, думать, мычать, ехать, шагать, лететь, строить. ПРОВЕРЬТЕ :

Слайд 7

С КАЗКА « РУКА»

Слайд 8

Песня о глаголах на –ться, -тся

Слайд 9

Песня о глаголах на –ться, -тся

Слайд 10

Распредели глаголы по группам при помощи стрелок 1 группа Оказывае( )ся -ться Оказа ( )ся -тся Умыва( )ся Умывае( )ся 2 группа Сломае( )ся -ться Слома( )ся -тся Помое( )ся Помы( )ся

Слайд 11

Проверьте: 1 группа Оказывается -ться Оказаться Умываться -тся Умывается 2 группа Сломается -ться Сломаться -тся Помоется Помыться

Слайд 12

Сценка «Частица НЕ и Глагол»

Слайд 13

Соедини слово и его лексическое значение Недоумевать это значит заставлять, не считаясь с желанием другого Негодовать это значит сомневаться, удивляться Неистовствовать это значит находиться в болезненном состоянии Неволить это значит находиться в состоянии нездоровья Недомогать это значит злиться, беситься Нездоровиться это значит выражать неудовольствие

Слайд 14

Проверьте: Недоумевать - это значит сомневаться, удивляться Негодовать - это значит выражать неудовольствие Неистовствовать - это значит злиться, беситься Неволить -это значит заставлять, не считаясь с желанием другого Недомогать - это значит находиться в болезненном состоянии Нездоровиться - это значит находиться в состоянии нездоровья

Слайд 15

Игра Ванька-встанька»

Слайд 16

Проверь себя: 1-ая группа: ненавидишь -…………… сядешь - ………… 2-ая группа: хвалишь - …………… найдешь - ……………. К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы

Слайд 17

Проверьте: 1-ая группа: ненавидишь -……… любишь сядешь - …………… встанешь 2-ая группа: хвалишь - …………….ругаешь найдешь - …………….потеряешь

Слайд 18

Проверь себя: 1-ая группа: лопатой - …………………… косой - …………………. 2-ая группа: карандашом-…………….. солью - …………………… К именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа

Слайд 19

Проверь себя: 1-ая группа: лопатой - копаешь косой - косишь 2-ая группа: карандашом - рисуешь солью - солишь Проверьте:

Слайд 20

КЛАСТЕР ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕН И Вопросы: Что делал? Что сделал? Суффикс –л- Изменяются по лицам и числам

Слайд 21

Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Первая строка – это его тема. Представлена она одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух прилагательных. В третьей строке должно быть три глагола. Четвёртая строка – это целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает своё отношение к теме. Пятая строка – это одно слово, которое представляет итог. Чаще всего это синоним к теме стихотворения СИНКВЕЙН

Слайд 22

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Учитель 4 класса Бекишова О.И.

Игровые технологии по теме: «Обобщение и повторение о глаголах »

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний использованием игровых технологий

Методы и формы работы.  Методы: наглядный,  контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах

 Задачи : 

Образовательные:

    - обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

    -развивать умения употреблять глаголы в речи;

  Развивающие

  -развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;

    развивать личностные    качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к учебной деятельности через игровые технологии.

Планируемые результаты  урока (УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-понимание общих  признаков глагола,

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,

-планирование  работы  в паре,

-контролирование   затраченного  времени  на задание,

-оценивание своей  работы на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

 -уметь работать  в паре, принимая равное участие;

 -уметь выслушать и помочь товарищу,

-обогащать связную речь посредством глаголов.

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-уметь определять глаголы, изменять их по вопросу, согласовать с именами существительными, использовать их в речи и письме,

-уметь объяснять    лексическое   значение   глагола,

-уметь  мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:  презентация, листы с заданиями, карточки самоконтроля, таблица для оценивания, смайлики.

        

1.Орг. момент. Приветствие.  

Все встали, улыбнулись гостям, улыбнулись друг другу.

-Прослушайте стихотворение.

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение?

-Какая тема  нашего занятия?

-Да, вы верно отгадали тему урока: “Глагол”. Сформулируйте цель нашего занятия.. (Ответ: повторить, что мы знаем о глаголе. Закрепить знания)

2.« Блиц – опрос» (Проводим с помощью приёма «Корзина знаний» )

Что такое глагол?  Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и состояние предмета и отвечает на вопросы  (Что делать?  Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)

Глаголы какого вида известны вам?  (совершенного и несовершенного, что делать? Что сделать? Рисовать, нарисовать)

Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

(Глагол неопределённой формы, например, бежать, играть, учить) ь?

Какие суффиксы у глаголов в н.нф?  (-ть, ти, -чь петь, идти, стеречь)

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?(сказуемым)

Как иначе называется глагол в неопределённой форме? (начальная форма)

Как изменяются глаголы? ( по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам, числам)

Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?(Раздельно)

-С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить к практической части.

3.Игра «Найди глагол»

1группа

Беседа кидать, западный, мечтать, шелест, убираться, аппетит мёрзнуть, смотреть, победить, сварка, спать, картофельный, ждать, надежда, веселиться.

2группа

Бассейн, объяснять, обычный, скрипеть, тайга, кукарекать малиновый, думать, охотник, мычать, кроссворд, ехать, пробежка, шагать, лететь, строить.

4.Игра «Словесный волейбол»

-Глагол в русском языке  дружит с местоимением.

Условия игры: кидая мяч ученику,  называю глагол в настоящем или будущем времени. Например: бежит. Тот, кто ловит мяч, добавляет по смыслу  подходящее местоимение. Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Слова для  игры: играю, споёт, любишь, молчим, играете, любят, рисует, напишите, построим, подумает.

5.Сказка «Рука»

Однажды правая рука сказала левой:

-Стыдись ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу. А ты бездельничаешь.

На что левая рука ответила:

-Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять – и я всё сделаю – и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.

 ( По А. Пешковскому)

-Чем отличаются глаголы в речи правой и левой руки?

( Все глаголы в речи правой руки являются несовершенного вида, а в речи левой руки – совершенного вида

5-Дети, прослушайте песню и скажите мне  следующее правило о глаголе. Радионяня. Песня о глаголах на –ться, -тся

-Распредели глаголы по группам при помощи стрелок.

1 группа

     

Оказывае( )ся              -ться

 Оказа( )ся          

                                         -тся

Умыва(   )ся

Умывае(   )ся

2 группа

Сломае(   )ся          -ться

Слома(    )ся             -тся

Помое(   )ся

Помы(   )ся

6. Сценка «Частица НЕ и  Глагол»

Жил-был на свете Глагол. Очень любил он гордую, своенравную Частицу НЕ. Ходил Глагол всегда грустный, потому что Частица НЕ никакого внимания на него не обращала. Стоило Глаголу к ней приблизится, как Частица Не кричала: «Не подходи! Я не хочу видеть тебя!». Конечно, Глагол знал, что Частица НЕ всегда пишется с ним раздельно. Но как же ему быть?

И вот однажды он придумал. Он подошёл к частице и сказал: «Я люблю тебя!» Но частица возмутилась и крикнула: « Ненавижу! Негодую» Неистовствую! Я так тебя невзлюбила, что рядом с тобой мне нездоровится»  

И Глагол  был радостный и довольный. Теперь он стоял рядом, совсем близко с Частицей Не.

7. Соедини слово и его лексическое значение

Недоумевать      это значит заставлять, не считаясь с желанием другого

Негодовать               это значит сомневаться, удивляться

Неистовствовать   это значит находиться в болезненном состоянии

Неволить               это значит находиться в состоянии нездоровья

Недомогать     это значит злиться, беситься

Нездоровиться  это значит выражать неудовольствие

8.Игра Ванька-встанька»

-Если высказывание верное,  то  вы встаете, если неверное, то  сидите.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

У глаголов 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени окончание –ит, -ет?

У глаголов на –ишь, ешь пишется Ь?

Это глаголы 2 лица ед.ч. настоящего и будущего времени. 

Антонимы это близкие по смыслу слова

Антонимы -это противоположные по смыслу слова

9.К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы.

 

   1-ая группа:

 ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

2-ая группа:

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

10.К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа

1-ая группа:

лопатой - ……………………копаешь

косой - …………………..косишь

                            2-ая группа:        

карандашом-……………..рисуешь

солью - ……………………солишь

11. Составление кластера

Глаголы прошедшего времени

Что делал?

Что сделал?

Суффикс

-л-

Изменяется

по родам

по

числам

                                                                   

12.Проверка домашнего задания. Составление синквейна

Глагол

13.  Давайте подведём итог. Что вы знаете о глаголах? 

14.Рефлексия

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!).

Если были затруднения (?).

-




Предварительный просмотр:

Тема: Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»

Цель урока:  создать условия для работы над содержанием произведения Х.К Андерсена Дикие лебеди». Способствующие более глубокому пониманию темы и идеи произведения.

Предметные результаты: работают с произведением, анализируют сюжет. Отбирают в тексте материал для характеристик героев.

Личностные результаты: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

УУД(метапредметные):

познавательные: сравнивают, осуществляют анализ,отвечают на вопросы, подтверждают свой ответ из текста;

регулятивные: дают оценку результатам своей работы;

коммуникативные: умение работать в паре; умение договариваться, находить общее решение

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, компьютер для показа слайдов, карточки для работы в паре, доска оформлена( ромашка, картинки с изображением сердца), у каждого уч-ся таблица оценивания работы на уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

I.Организационный  момент.

II. Сообщение темы и целей урока

-Вы должны сами  определить с каким произведением мы будем работать. Звучит медленная  музыка.

Слайд№1 (Картина  с изображением  лебедей)

III.Стадия вызова: актуализация знаний, побуждение интереса к сказке

А)Блиц опрос (по содержанию сказки)

1. Сколько братьев было у Элизы?(11)

2.Кому на воспитание отдала мачеха Элизу? (Крестьянам)

3.Сколько ягод дала Элизе крестьянка? (Горстку)

4. Чем были необычны лебеди, которых видела старушка?(В коронах)

5.Из чего плели сетку братья? (Из ивовой коры)

6.Где они умещались? (На утёсе)

7.Ты нарвёшь крапивы, разомнёшь  её ногами и что получишь?(Волокно)

8.Чем покрыты руки Элизы?( Волдырями)

9.Кто сидел на широких могильных плитах? (Безобразные ведьмы)

10.Кто не спал в ту ночь?(Архиепископ)

11.Какой подарок получила Элиза в подземелье?(Связку крапивы и рубашку-панцирь)

Б) Работа в парах

-Чтобы определить тему нашего урока предлагаю вам выполнить задание.

Перед вами  3 синквейна. Отгадайте, какое слово пропущено.

 -Определите первое слово  в синквейнах

1---------

2 надёжная, стойкая

3 не предасть, хранит , любит

4Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

5 постоянство

1 --------------

2 беззаветная, бескорыстная

3обожать, боготворить, страдать

4испытывать внутреннюю склонность к чему-либо

5увлечение

1---------

2 внешняя, внутренняя

3 очаровывает, притягивает, побеждает

4 Это качество человека проявляется  в его делах.?

5 истина

  Ответы: верность или преданность, любовь, красота

-Сегодня мы поговорим о    верности, преданности,  о любви, о красоте и продолжим работу над содержанием сказки  Х.К. Анлерсена «Дикие лебеди».

IV.Стадия осмысления содержания

-Мы сегодня продолжим работу над содержанием сказки «Дикие лебеди» и поговорим о  красоте, верности, любви.

1.Работа над содержанием произведения:

выборочное чтение и ответы на вопросы

-Кто главная героиня ?

-Скажите, какое слово использует Х.К. Андерсен, чтобы описать внешнюю красоту  нашей  героини? (Прекрасна, прекрасная )

-Почему она трудилась? ?  (Она хотела освободить братьев от чар, колдовства

 -Как можно освободить братьев от чар. (Нарвать крапивы, размять ее и свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока не окончит работу)

-В каких условиях приходилось ей работать? (НА доске запись - молчание, страх на кладбище, вязание крапивных рубашек в подземелье,  к месту казни,)

-Что помогло Элизе перенести все испытания и трудности?(Любовь к братьям, преданность, верность, доброта и чистота души)

- Мы выяснили, что  Элиза прекрасна внешне, так её описал автор. А что  вы думаете о внутренней красоте принцессы? ( Элиза  добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она  жертвует собой ради спасения братьев, значит, в ней есть и душевная, внутренняя красота. Её внутренняя красота проявляется в любви к братьям,  в доброте., в чистоте души)

Приём«Ромашка»

-Какая она? (Дети подбирают прилагательные для описания Элизы. Заполняют ромашку. Нежная, красивая, добрая, трудолюбивая, ласковая …)   

- Найдите строки, где говорится о трогательной и нежной любви братьев к Элизе и к друг другу.

-Как поступила мачеха с Элизой и принцами? Прочитайте об этом. (Элизу отправила к крестьянам на воспитание, а братьев хотела превратить в черных воронов)

Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

- Какой вы видите мачеху? Как вы думаете она внешне красивая?  (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри неё в виде низких чувств и мыслей)

-Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома?  Как бы вы поступили на его месте

-Как вы думаете, любил ли  молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь? Как бы вы поступили на его месте?

Сравнительная характеристика (Дети пишут  листочках и прикрепляют на сердце красное и чёрное)

МИР ДОБРА                                                  МИР ЗЛА

любовь                                                       злость

доброта                                                      ненависть

красота                                                        жестокость

нежность                                                      хитрость

ласка                                                               равнодушие

преданность                                                     эгоизм

отзывчивость                                                  корысть

Итог.   

-Как в любой сказке побеждает мир добра!

Испытания Элиза  и её братья выдержали достойно, до конца сказки во всех испытаниях они проявляли свои лучшие качества души.  (Учитель указывает на доску, где записаны слова: верность, красота, любовь) И вот произошло долгожданное чудо, как заслуженная награда за верность, доброту, любовь и преданность, чары, колдовство  рассеялись!

Обсудим

-Почему сказочник выбирает для этой сказки название «Дикие лебеди»?

 Дикий - неприрученный, неодомашненный, т.е любят свободу, независимые

Лебедь - символ чистоты, красоты, верности, любви

VI/Рефлексия

- «Дикие лебеди» - сказка о добре и зле. А чего больше в сказке?

- Перед вами кластер, когда  вы заполните его, мы узнаем, какие сказки  Андерсена вы прочитали самостоятельно

Кластер «Сказки Андерсена» 

-Оцените свою работу в классе ( по таблице оценивания)

-Покажите при помощи смайликов своё настроение

VII. Д/З: Прочитать ещё одну сказку Андерсена и написать отзыв о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...