открытый урок по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Ленченкова Надежда Анатольевна

Путешествие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе

Предмет:  русский язык (3 класс)

Тема:  Проект «Занимательные части слова»

Тип урока:  комбинированный

Форма проведения урока: урок - проект

Цель: обобщение и систематизация знаний о частях словаПланируемые результаты обучения:

Предметные:

 проявлять позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимать значимость хорошего владения русским языком, проявлять стремление к его грамотному использованию; знать определение частей слова, находить корень, окончание, суффикс, приставку словах, находить однокоренные слова в тексте.

Личностные: 

 иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию.

Коммуникативные УУД формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формировать умение планировать свои действия для решения задач, выполнять действия по намеченному плану; оценивать свои достижения,  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: части слова, состав слова, корень, окончание приставка, суффикс.

Ход урока

Слайд 1

Мало иметь хороший ум: главное, хорошо его применять.

Р. Декарт.

- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Как вы понимаете смысл данных слов? (нужно не только иметь хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на деле).

Напоминаю о посадке учеников.

Слайд 2

На доске: Ник-    ум-      -и

уч-ль: Посмотрите и прочитайте записанные на доске сочетания. Что вы можете сказать об этих сочетаниях. Какое слово можно сложить?

уч-к:1-можно сложить слово умники      слайд 3 

        2-это части слова: ник-суффикс

                                       ум-корень

                                       и-окончание

уч-ль: Верно. Ребята, запишите в тетради полученное слово. Разберите его по составу.

Уч-ль: Дети, для чего мы выполняли это задание? Какова тема урока          слайд 4

:уч-ки: Верно. Мы продолжим работу над составом слова.

Работа над темой.     Слайд 5

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, а предложения – из слов. Слова также сделаны из своего «строительного материала». Вот из каких строительных материалов состоят слова, мы и будем говорить сегодня.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику.

Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова, встретимся с их жителями. Вы готовы к путешествию?   Слайд 6

- Ребята, а что же это за страна такая – Морфемика? Мы знаем слово «морфема». Что оно означает? (часть слова).

- Значит, в стране Морфемика живут части слова.

- А из каких частей может состоять слово? (корень, суффикс, приставка, окончание)

- Какая самая главная часть в слове? (корень). Почему? (в корне заключено основное значение слова).

- Слов без корня не бывает – это центр слова.

- Итак, друзья, вперёд! А на чем можно путешествовать? А мы будем путешествовать мы будем вот на этом паровозе.    Паровоз букашкино 1 куплет

1. Город  Корень.  Слайд 7

- Путь наш долог, … и вот мы подъезжаем к 1 городу, и нас встречает хозяин – корень.

- Что-то у него вид какой-то рассеянный. Оказывается, на этом острове бушевал ураган. Он сорвал с деревьев все листья и разбросал по городу.

- Перед вами 2 дерева. Корень просит нас собрать листья с этих деревьев.

1 ученик должен собрать листочки, однокоренные к слову ЛЕС 2 ученик – к слову ДОМ

2 ученика работают у доски.

ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСОВИЧОК

ДОМ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВОЙ, ДОМИК, ДОМИЩЕ

- Что такое корень? В каком ещё значении употребляется слово «корень»?

 Корень – подземная часть растения, очень нужная для растений, без неё оно погибнет.

- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? (из корня образуются новые слова).

- Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень. А вот и задание от корня. На доске текст:   слайд 8

…. вечерней зари погас. Солнце перестало ….. В траве блестят ….. Зажглись ….. звёзды.

-Прочтите текст, вставив подходящие по смыслу однокоренные слова.

(СВЕТ, СВЕТЛЯЧКИ, СВЕТЛЫЕ, СВЕТИТЬ).

- Запишите пропущенные слова. Докажите, что это однокоренные слова.   Слайд 9.

Давайте подчеркнем грамматическую основу в третьем предложении и подпишем части речи.   (Один ребенок у доски)

2. Город приставок.


- Продолжаем путешествие. Закройте глаза. Сейчас мы с вами вообразим, что мы опять на нашем паровозе, который мчит нас к следующему городу.
и мы слышим:  «При-ехали! При-ехали! Вы-ходите!»
- Как вы думаете, в каком городе мы оказались?
(на острове приставок) слайд10. 

Почему вы так решили? (матрос специально выделял их). 
- Что же такое приставка?
(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (нужно подобрать однокоренные слова без приставок или с другими приставками; найти корень)

Задание от жителей этого города.

У нас стоит одинокий корень  - ЕЗД

Давайте добавим к нему как можно больше приставок, чтобы получились новые слова.

Запишите слова в тетрадь, выделите в них приставки

Физминутка

Для того, чтобы в городе было все чисто и прибрано, мы немного поможем местным жителям (Мы помоем окна…..)

А теперь глаза закрыли,

с вами дальше мы поехали.

Ветерок тёпленький,

Погодка чудненькая.

Что за город впереди?

Мы не сбились ли с пути?

  1. Город  суффиксов.  Слайд 11

- Почему вы так решили? (слова были с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Задание от жителей этого города.

Слайд 12

От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Выделить суффиксы.

РЫБА, мама, ДОМ, СОЛНЦЕ, кот , ДЕД. На

Какие слова у вас получились?

РЫБКА, МАМОЧКА ДОМИК, СОЛНЫШКО, КОТИК ДЕДУШКА.

- Какие это суффиксы? (уменьшительно-ласкательные). Как они изменили слова? (сделали добрее, мягче, меньше).

Слайд 13   устно

- А вот к нам на остров вышел дикий зверь. У него не зубы, а зубища, не глаза, а… (глазища), не лапы, а… (лапища), не хвост, а… (хвостище), не когти, а… (когтища). Вот такое страшное чудище!

- Итак, какую работу выполняют суффиксы? (образуют новые слова).

- Суффиксы могут придавать самые разные смысловые оттенки. Поэтому и суффиксы, и приставки называют СЛОВОТВОРАМИ, т.е. они творят новые слова.

Если много времени устно

у лягушки – ...         у лошади – ...           у лося – ...

      у кошки – ...            у коровы – ...           у овцы – ...

у свиньи – ...           у волка – ...              у ежа – ...

у медведя – ...        у лисы – ...                у зайца – ...

у курицы – ...         у грача – ...              у галки – ...

у совы – ...             у гуся – ...                 у утки – ...

  1. Город окончаний.  Слайд 14

- Ну, а теперь мы спешим в последний город. Нас приглашает окончание. А что такое окончание? (изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). У окончания много тайн. Вы их постепенно узнаете.

Как вы думаете, какие животные живут в этом городе?

Давайте запишем их в столбик. Слова какой части речи вы записали?

Они в единственном или множественном числе?

А теперь образуйте от слов в единственном числе слова во множественном числе и выделите в нем окончание. Скажите, это однокоренные слова или нет?  А что это? (формы слова, меняется только окончание).

Молодцы. Мы проехали по всем городам страны морфемики.

Вы справились со всеми заданиями местных жителей.

И давайте подведем итоги.

Найдем  слова, которые подходят к схемам.  

На доске заранее написать схемы и слова

Города, городок, городской, пригородный

- Итак, нам пора возвращаться домой, но жители страны дают вам последнее задание.

Что это за пословица? Прочитайте и запишите её в тетради.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

- Да, нам нужно ещё много трудиться, чтобы хорошо усвоить эту тему. Вы сегодня показали неплохие знания правил, теперь будем учиться применять их. Ведь «Мало иметь хороший ум: главное, хорошо его применять».

Рефлексия

ОЦЕНКИ.


ЛЕСНИК

ЛЕСОК

ЛЕСНИЧИЙ ЛЕСНОЙ ЛЕСОВИЧОК

ДОМ                

 ЛЕС

ДОМАШНИЙ ДОМОВОЙ

ДОМИК

ДОМИЩЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....