Технологическая карта урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Захарова Любовь Викторовна

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, по теме "Употребление слов с суффиксами". УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx130.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 а

Школа: СОШ с.Казым

Учитель: Захарова Любовь Викторовна

УМК: «Планета Знаний»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока

Употребление слов с суффиксами

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- способность оценивать свою деятельность.

      Метапредметные УУД:

      Регулятивные

- способность выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

      - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

      - способность к организации своей деятельности.

Познавательные

     -  поиск и выделение информации;

     - контроль и оценка процесса результатов деятельности;

     - выдвижение гипотез;

коммуникативные

умение договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

Предметные:

-развивать орфографическую зоркость,

-находить в словах суффикс,

- различать суффикс как часть слова, образующую новые слова,  

-определять значение суффикса.

Методы обучения

Проблемный метод обучения, деятельностный, словесный.

Использованные технологии

  • проблемный диалог;
  • здоровьесберегающие;
  • ИКТ.

Основные понятия

суффикс

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  1. Учебник Л.Я. Желтовская О.Б.Калинина.  «Русский язык.3 класс»

2.   Презентация к уроку «Суффикс»

3.   Карточки для самооценки результатов учебной деятельности; разноуровневые задания; рефлексивные карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет-ные

Личностные и метапредметные УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

(2мин.)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у  учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Организационный момент

Слово учителя

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

-Пусть урок принесет вам радость!

- Сядьте ровненько, спинки выпрямите.

-Сегодня будем работать под девизом:

Девиз урока:

«Знаешь – говори, не знаешь - слушай».

Свою работу будете оценивать в Листах самооценки

Настраиваются на активную работу на уроке.

Проговаривают девиз урока.

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Лист самооценки

Этапы урока

Само

оценка

1

 Минутка чистописа-ния

2

Работа в группах

3

Самостоятельная работа

4

Тестовая работа

5

Итоговая оценка

Личностные:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому

Регулятивные:

способность к организации своей деятельности, оценке ее результатов

Коммуникативные:способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим

II.Формулирование темы урока, постановка цели

 (7 мин.)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

1. Чистописание.

Слайд 1

 - Ребята, откройте тетради и запишите число.

Посмотрите на доску, перед вами пословицы, в них пропущено слово, а какое это слово вы должны догадаться.

- Правильно вы сказали, пропущено слово работа. Его мы с вами запишем на минутке чистописания.

-Оцените свою работу в Листе самооценки

Давайте подберем к слову работа однокоренные слова. Посмотрите, какие слова у меня получились.

- Какое слово лишнее и почему?  

(слайд 2)

               

2.Определение темы и цели урока

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- В чём будем упражняться на уроке?

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

Открыли тетради, записали число. Классная работа.

Дети отвечают, что пропущено слово – работа.

Запись слова работа, самооценка

Дети называют однокоренные слова и говорят, что лишнее слово заработок.

- Тема нашего урока употребление слов с суффиксами.

- Мы будем упражняться в нахождении в словах суффиксов

На доске слова:

  • …                не волк в лес не убежит.
  • …                и мучит,  и кормит, и учит.
  • …                веселье любит.
  • Каков мастер, такова и     … .

Работа- работник,                         работка                         работёнка                        заработок                        работница

Повторение знаний о суффиксе

Личностные:

Наличие познавательного интереса и учебной мотивации;  способность к самооценке

Регулятивные: умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

Коммуникативные:

Способность к монологической речи, умение выражать собственные мысли

III.Актуализация  знаний.

 

( 7  мин.)

Цель:

-вспомнить, что такое суффикс

1. Закрепление знаний о суффиксе.

- Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, давайте проведем небольшой блиц – турнир. На вопросы нужно отвечать быстро, четко и безошибочно.

Из каких частей состоит слово?

  • Какая часть самая главная?

  • Что такое корень слова?

  • Что такое окончание?

  • Для чего служит окончание?

  • Что такое основа слова?

 Как образуются однокоренные слова?

  • Что такое приставка?

  • Что такое суффикс?

Физкультминутка.

Написать головой цифру пять, нарисовать глазами треугольник, поморгайте.

Запишите - как называют маленький зуб (зубик)

 - огромные глаза (глазища)

- в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник)

- маленькая морковь (морковка)

- вид больного человека (болезненный)

- тонкий слой жира (жирок)

- Выделите  суффиксы.

 -Какие  значения  придали словам  суффиксы?

Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания.

Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных слова

Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов

Окончание – это изменяемая часть слова

Окончание служит для связи слов в предложении

- Основа – это все слово без окончания.)

Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Дети выполняют движения.

Умение выделять суффикс в словах

Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (Познавательные УУД)

Работать по алгоритму; высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД)

Выполнять самооценку

IV. Закрепление и повторение материала.

(13 мин)

Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей

1. Работа  в  группах по  изучению  значений  суффиксов  с  последующим  отчетом  о  работе.

- Не забывайте правила работы  в группе.

-Каждая группа будет работать по плану, который лежит на столе.

Задания  группе  1.

1) -Представьте себе,  что   у  вас  есть двусторонняя  лупа и  теперь  вы  с  одной  стороны   видите:  не  дом,  а  домище;   не  хвост, а   …;  не  нос,  а …;  не  лес, а  …; не мост,  а …  .  Запишите  новые  слова.

    - Выделите  суффиксы. Какое  значение  они   имеют?

2) Образуйте  новые  слова   при помощи  суффиксов:  -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк.  Запишите  их.  Выделите  суффиксы.

Трава, береза,  ухо,  тополь,  мед, хозяйка.

   - Какое  значение  придали  словам  суффиксы?

                            Задания  группе  2 .

1) –Образуйте  от  данных  слов  при  помощи  суффиксов  -н, -ист, -лив, -ск слова  по  образцу :   север  -северный …

запад,   ветвь,   дождь, ,  октябрь

К  какой  части  речи  относятся  полученные  слова? Сделайте вывод.

2)- Найдите  в  словах  храбрость , мудрость,  хитрость, ловкость  суффикс.

- Каково  значение  суффикса  -ость?

Задания  группе  3.

1)Допиши  слова  по  образцу: водить -  водитель, учить - …,  скрипка -…, электричество -…, шахта -…,  футбол -…,  трактор - … .

  - Найдите суф-ы.  Какое  значение  они  придали  словам?  

  2) -Прочитайте  текст  Н.Сладкова  «Как  их  зовут?»  Вставь  пропущенные  слова

    У  нас  на  земле  все  просто.  У  волка – волчонок,  у  лося  - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …,  у  гуся  - … .    Лис…,   ут…,  ежа…,  галч… .

-Выделите  суффиксы.

 - Назовите   значение суффиксов.

2. Демонстрация результата работы каждой группы

Каждая группа записывает суффиксы на доске.

(слайд 3)

-Оцените свою работу в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • Умей выслушать товарища
  • Своё мнение должен высказать каждый
  • Закончив дело, помоги другу
  • Работать тихо, чтобы не мешать другим
  • Рабочее место содержи в порядке
  • Договоритесь, кто будет выступать

Учащиеся выполняют задания.

увеличительное

уменьшительно -  ласкательное

эти  суффиксы  образуют  имена    прилагательные,   обозначают признаки,  принадлежность

слова  с  этим  суффиксом называют  черты  характера  человека

получились слова,  обозначающие  профессии

получились слова  называющие   детенышей  животных

Заслушивание представителей каждой группы с ответом у доски.

Лист самооценки

Личностные:

сформированность познавательного интереса и учебной мотивации; способность к самооценке.

Регулятивные:

умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом.

Познавательные:

умение выделять в словах суффикс Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

V. Самостоятельная работа.

(14 мин)

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях

1. Индивидуальная проверочная работа

(разноуровневые задания)

(Слайд 4)

-У вас на столах лежат карточки с заданиями разной сложности.

 Закрепление изученного материала. Тест.

- Тесты содержит три задания разных уровней сложности.

1 – ый уровень – базовый (обязательный для всех)

2 – ой  содержит задания повышенной сложности.

Поэтому, задания 1 – го уровня (это первые три задания) выполняют все обязательно. А из предложенных заданий 2 –  го  вы выбираете

те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. А если вы справитесь со всеми заданиями теста, то будите просто МОЛОДЦЫ!

- Приступайте к выполнению заданий.

-Оцените свою работу в листах самооценки.

Проверка (Слайд 5)

  1. Работа в рабочих тетрадях.

Стр.30 упр.1, упр.2

3. Домашнее задание (Слайд 6)(разноуровневое) 

- Домашнее задание по выбору.

Учащиеся выбирают карточки по своим силам

Лист самооценки

Работают в рабочих тетрадях

Учащиеся записывают д/з в дневники.

1 ур. стр.72, упр. 85

Раскрыть скобки: вставляя недостающие буквы, выделить суффиксы

2 ур. стр.73, упр. 89

Продолжить запись названий лиц по профессии

Умение находить и выделять в словах суффикс

Умение видеть ошибки и исправлять их.

Личностные:

самоопределение при выборе индивидуальных заданий.

Регулятивные :

умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.

Познавательные:

умение выделять суффикс в словах

VI.  Рефлексии учебной деятельности на уроке.  (2 мин)

Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. Работа с рефлексивной картой

-Удалось  ли  сделать,  то  что  намечали?

а)Рефлексия  «Закончи  фразу»

б)Итоговая   оценка   в  оценочных  листах (итоговое  оценивание)

в)Тест по теме: «Суффикс»  (слайды   7)

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. (слайд  )

-Мы справились с задачами урока. Урок закончен. СПАСИБО!

Дети заполняют рефлексивную карту.

Отвечают на вопросы теста

Рефлексивная карточка

(слайд8)

Я знаю

Я умею

  •  У меня возник вопрос: __________________

Умение оценивать свою деятель-ность

Личностные:

осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки

 Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...