Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Минасян Наталья Грантовна

Материал содержит подробный конспект урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку в 3 классе по теме:

“Число имен существительных.”

Минасян Наталья Грантовна – учитель МБОУ СОШ №7 г. Гулькевичи Краснодарского края

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об имени                  существительном как части речи;
  • проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать  и правильно писать корневые орфограммы имен существительных;
  • уточнить понятия единственное и множественное число,
    познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам,
    отрабатывать умение определять род и число имен существительных,
    вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
    работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся,
    воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

Учебник ( В.П,Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык, 3 класс, 2 часть.),

рабочая тетрадь, компьютер, презентация “Число имен существительных”, выполненная в программе PowerPoint, “Словарные слова” для 3 класса, авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, словарное слово тарелка, напечатанное на отдельном листе, с выделением слабой позиции гласного, фразеологические обороты на отдельных листах: не в своей тарелке, на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой, по три смайлика на партах у каждого ребенка,Рис. 1

высказывание К.Г.Паустовского, напечатанное на отдельном листе:

Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                 Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель Звенит звонок,

                Начинается урок!

Ребята, у вас на партах смайлики, выберите один из них и покажите, пожалуйста, ваше настроение.

  1. (Самоопределение к учебной деятельности.)

Учитель.Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание К.Г.Паустовского.Как вы его понимаете? (Слайд 3.)

             Чтобы владеть языком, надо его любить и изучать, что мы и делаем на каждом уроке.

  1. Минутка чистописания.(Слайд 4.)

Учитель. Запишите: число, классная работа.

На доске записаны буквы

а л т о и д е в я.

 Учитель. На какие группы вы могли бы их поделить?

(гласные и согласные, безударные гласные и  непроизносимые согласные)

Выпишите сначала безударные гласные, а потом непроизносимые согласные.
IV. Постановка учебной проблемы. (Слайд 5.)

Учитель. Ребята, сегодня в конце  урока нам предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.

  -Все имена существительные изменяются по числам.

   -Не все имена существительные изменяются по числам.

 -У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

       -У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

        -При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

V.Словарная работа.

Учитель. Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычную словарную работу, слово, которое мы будем изучать, вам предстоит отгадать.

Сначала, попробуйте угадать это слово по каким-то грамматическим признакам, потом по его значению.

Примерные вопросы детей.

1. Сколько букв в этом слове?

2. Сколько звуков в этом слове?

3. Сколько слогов в этом слове?

4. На какой слог падает ударение?

5. Какая это часть речи?

6. На какой вопрос отвечает?

7. Есть ли в слове приставка, какой суффикс?

8. То, что обозначает это слово, находится у нас в классе?Где его можно увидеть?

9. Для чего служит это слово? и т.д.

(После того, как дети угадывают это слово, они находят его в словаре, прочитывают значения этого слова.)

Тарелка –

1)столовая посуда круглой формы, сприподнятыми краями и широким плоским дном.Слово образовано от лат.тальярэ –“резать”.Изначально тарелка – “отрезанный кусок доски” (для пищи);

2) музыкальный инструмент;

3) летающая тарелка.

Затем дети делят это слово на слоги, выделяют безударную гласную, непроверяемую ударением, составляют словосочетания и предложения.

Затем проводится работа с фразеологическими оборотами:

не в своей тарелке(быть не в своей тарелке – испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке),

на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой(подарить что-то тому, кто этого не заслуживает, отдать без боя; так говорят о несбыточных желаниях),

 Дети объясняют, что обозначают эти  фразеологические обороты.

VI. Выборочный диктант с “окошками”.

Учитель. Ребята, поделите тетрадь на 3 части, сейчас мы с вами повторим 3 правила корня, будем распределять имена существительные по столбикам.

Как вы думаете, какие орфограммы мы будем повторять?(непроизносимые согласные, безударные гласные в корне,  парныепо глухости-звонкости согласные в корне.)

Давайте вспомним алгоритм работы с орфограммами:

1шаг-найти орфограмму,

 2 шаг-установить тип орфограммы, соотнести ее с определенным правилом,

 3 шаг-применить правило,

 4 шаг-проверить написанное.

(Если ученики не знают, в какой столбик записать слово, они записывают это слово под таблицей.  проверки все пропуски заполняются.)

Известный, гнездо, резкий, праздник, моря, лапки,  звонок, солнце, репка, гибкий, свистнул, кепка.

VII. Введение в тему. (Слайд 6.)

Что вы видите на этом слайде справа, слева?  (Один карандаш, несколько карандашей).

Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет речь? ( Слайд 7.)

Учитель.Запишем тему сегодняшнего урока:

Число имен существительных.
VIII. Работа над новым материалом. ( Слайд 8.)

Ребята, назовите слова и распределите их на группы.Кто уже догадался, какие это будут группы? Сделайте вывод.

Проверка.  (Слайд 9.)

Учитель. Ребята, поделите тетрадь на 2 части, напишите ед.ч., мн.ч.Сейчас я вам продиктую слова, вы запишите их в первый или во второй столбик, а потом припишите к ним пару.В тех местах, где вы сомневаетесь, оставляйте пропуск, потом мы его заполним.

Класс, шапки, брюки, ложка, тетрадь, пеналы, коньки, огород, ведро.

Учитель. Какие слова остались без пары?О них мы поговорим после физкультминутки.

IX. Физкультминутка.

X. Продолжение работы над новым материалом. (Слайд 10.)

(Слова, имеющие только форму единственного или только множественного числа).

XI. Игра “Третий лишний.”(Слайд 11)

Проверка. Слайд 12.

XII. Продолжение работы над новым материалом.(Слайд 13.)

Есть еще группа существительных, у которых форма множественного числа образуется по-другому.

Давайте их запишем:

Ребенок – дети, человек – люди, время – времена (суффикс -ен)

XIII. Страна “Словария”.Произносите правильно.(Слайд 14.)

XIV. Постановка проблемного вопроса. (Слайд 15.)

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Решение проблемного вопроса.

XV. Итог урока. (Слайды 16,17,18.)

XVI.  Рефлексия. (Слайд 19.)

Покажите ваше настроение в конце урока.

XVII. Домашнее задание.(Слайд 20.)

XVIII. Конец урока. (Слайд 21.)