Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Каменских Кристина Сергеевна

Цель:

1. Образовательные:

  • формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
  • формирование умения распознавать орфограммы в тексте.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;
  • развитие умения находить проверочное слово;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие речи детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к русской поэзии;
  • воспитание аккуратности у учащихся;
  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_bezud.gla_.docx84.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Русский язык 2 класс

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Цель:

1. Образовательные:

  • формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
  • формирование умения распознавать орфограммы в тексте.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;
  • развитие умения находить проверочное слово;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие речи детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к русской поэзии;
  • воспитание аккуратности у учащихся;
  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие).

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный материал:  презентация к уроку,

Раздаточный материал: записные книжки путешественников (тетради),

  • сигнальные карточки (двух видов),
  • тестовые карточки,
  • смайлики,
  • солнышки (индикаторы настроения),
  • сигнальные карточки с гласными звуками (а, о, и, е)

Межпредметные связи: «Окружающий мир»

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором). (Слайд 2)

Позвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Приветствие гостей.

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

(Ответы детей).

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

Дети: УЛЫБКИ!

- Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Слайд 4)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(Слайд 5)

«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»

Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник?

Дети: без компаса, без карты, без записной книжки.

– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд 6)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Теперь, запишем число. (Слайд 7)

– Идти мы будем, ориентируясь по карте. (Слайд 8) На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного мы приходим к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро мы попадаем в Долину Безударных Гласных и выйдя из Долины мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.

5. Чистописание. (Слайд 9)

- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы.

А, Е, О, И.

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. 

- Прежде чем начать писать, вспомним наш

П – пишу

К – красиво

Ч – чисто

А – аккуратно

Г – грамотно.

А теперь внимательно пишем – аеои

Аи ое ие иа оа ои

Аа ее ии оо

6.Словарная работа   

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов. (Слайд 9)

- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь.

2) Взаимопроверка.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, оранжевая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую вам карточку.

Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.

7. Физкультминутка для глаз (Слайды 11 - 12)

8. Постановка проблемы урока. (Слайды 13 – 16)

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.(Слайд 13)

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось? (Слайд 14)

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

(Слайд 15)

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

- Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

- Я вам предлагаю  ответить на вопросы: (Слайд 17)

 

 

9. Упражнения для закрепления. (Слайд 18)

Стр. 93, упр.141

«…Довольно скучная пора …»

- Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

10. Работа с безударными гласными.

- Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание. (Слайд 20)

- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Буквы.

- Какие это буквы?

Дети: Гласные.

- Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.

1) Игра «Молчанка» (Слайд 21)

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

- А теперь поработаем в группах:

2) Работа в группах (карточки)

- Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

КАРТОЧКА № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, л…сной, л…с, б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

11. Физкультминутка. (Слайд 22)

- Мы с вами долго были в пути, надо нам немного размяться.

«Замок»

На дверях висит замок (согнуть руки в замочек)

Кто открыть его бы смог? (вытянуть руки с «замком» вперед)

Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по столу)

Мы замочком повертели (повертеть «замочком» влево-вправо)

Мы замочек покрутили (покрутить «замочком» к себе и от себя)

- Молодцы, ребята.

- Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

(О, А, И, Е, Я)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

12. Самостоятельная работа.

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

13. Итог урока.

Мы снова в родной школе.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

  14. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный -. Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

14. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный -. Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

hello_html_m558c7c33.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс

Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сфо...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...