"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сформулировать проблему и обобщить признаки орфограммы. Упражнения в обнаружении орфограммы на практике помогут закрепить знания и умения использования правила проверки безударного звука. Весь материал соответствует возможностям данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова», 2 класс.

Цель: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; совершенствовать умение пользоваться правилом и правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.

Задачи:

  1. формировать умение обнаруживать орфограмму «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», опираясь на ее признаки;
  2. закрепить умение пользоваться правилом о правописании слов с безударными гласными корне слова;
  3. развивать умение обнаруживать изученные орфограммы, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
  4. воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.

Метапредметные результаты:

 Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре.

Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Ход урока

I.Орг.момент. Создание положительного эмоционального настроя.

- Ребята, давайте проверим готовность к уроку и настроимся на серьезную и интересную работу.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Это слова великого мыслителя Жан-Жака Руссо. Давайте попробуем подтвердить эти слова.

II.Актуализация знаний

Прочитайте слова. (Слайд №1)

Спортивный, спортсмен, спорт.

- Что можно сказать про эти слова? (Однокоренные) Какие слова называются однокоренными?

- В каком слове написание гласной буквы в корне не вызовет затруднений? Почему? (В слове спорт гласный звук в сильной позиции, поэтому буквой его обозначить легко)

- А в написании остальных слов можно ошибиться? Почему? (Да. Гласный звук в корне безударный)

- Какая орфограмма в этих словах? («Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»).

III.Определение учебной задачи урока

- Кто изображен на рисунке? (спортсмен, бегун)

- По каким признакам вы определили, что это бегун? (одежда, поза…)

- Что такое признак? (характерные черты, особенности)

- Как вы думаете, для чего нужно находить и определять признаки предмета? (чтобы узнавать его, чтобы выделить его среди других)

- Давайте подумаем, нужно ли уметь определять признаки орфограмм? (да)

- Для чего необходимо это уметь делать? (Уметь находить орфограмму в слове, определять, какая это орфограмма.)

- А для чего нужно определять, какая орфограмма встретилась в слове? (Чтобы знать, какое правило нужно применить).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1655359/92f000c2-d533-4b67-b931-5967eda22187/orig

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (определять признаки орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова», чтобы лучше находить эти орфограммы)

- А еще одну тему сегодняшнего разговора на уроке вам помогут определить  однокоренные слова на слайде (показываю слайд 1). О чем будем говорить? (о спорте).

- Как вы понимаете значение слова «спорт»?

- Спорт – физические упражнения, имеющие цель укреплять и развивать организм.

- Кто из вас занимается спортом?

- Какая разница между значением слов «спорт» и «физкультура»?

- Спорт подразумевает серьезное отношение, тренера и достижение высоких результатов. Физкультура попроще. Она входит в программу школ и других учебных заведений.

- Мы с вами сегодня будем размышлять о спорте.

IV. Работа по теме

1.Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы.

– Назовите, что изображено на картинках (Слайд №3)

http://kakrisovat.top/wp-content/uploads/2019/01/arrow-10.png     http://toys4u.ru/uploads/ef29f924d288d9ff9f8740304d2500ff.jpg https://www.quia.com/files/quia/users/madameeva/sports/lutte.jpg

https://ravta.ru/upload/iblock/28a/28ad6ad174b272617067ea20156c9c9b.jpghttp://ae01.alicdn.com/kf/HTB11waFOXXXXXbwaXXXq6xXFXXXM/50-3-40.jpg_q50.jpg

(Слайд №4)

стр[  ]ла́   м[   ]чи́   б[   ]рьба́  св[   ]сто́к  ш[   ]ры́

- Достаньте из конверта карточку №1

Карточка №1

 стр[   ]ла́   м[   ]чи́   б[   ]рьба́  св[   ]сто́к  ш[   ]ры́

                   ДА      НЕТ     НЕ ЗНАЮ

 стр…ла   м…чи   б…рьба  св…сток ш…ры

- Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. 

Дети произносят слова хором, выделяя ударный звук голосом.

- Что общего между звуками, которые нужно вставить в эти слова? (это безударные гласные)

- В какой части слова они находятся? (В корне)

- Как это доказать? (подобрать однокоренные слова) 

- Подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).

- Назовите слова с похожими гласными звуками в корне.

- Назовите пропущенные звуки и укажите их в квадратных скобках: (Дети обозначают звуки [а] и [и] на карточке)

Проверка: (Слайд №5)

б[ а  ]рьба́  ш[ а  ]ры́

стр[ и ]ла́   м[ и  ]чи́   св[  и ]сто́к  

2.Постановка проблемы:

- Как вы думаете, одинаковыми  ли  буквами  будут обозначаться похожие звуки на письме? Обведите на карточке нужный ответ.

На карточках:

- Кто отметил «Да»?

- Кто отметил «Не знаю»?

- Кто отметил «Нет»? Почему? ( Звук [ а ] может обозначаться буквами А и О, звук [ и ] может обозначаться буквами И, Е, Я)

- Как узнать, какими буквами нужно обозначить безударный гласный звук в слове? (Нужно подобрать к этому слову проверочные слова)

- Подберите проверочные слова и запишите буквы, которыми эти звуки нужно обозначить на письме (дети дописывают буквы на карточке):

борьба шары

стрела   мячи     свисток

(Фронтальная проверка)

- Давайте вместе заполним пропуски (На доске, на магнитах, а дети на карточке№2)

                                           

Карточка №2

Безударные гласные звуки

[  ]

  [  ]

обозначаются буквами

- У вас появилась возможность выбора букв, обозначающих безударные гласные звуки. С чем мы столкнулись в этом задании? (В словах есть орфограмма).

- Как называется эта орфограмма? («Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»)

- На свободных строчках запишите свои примеры. Не забывайте сначала произносить слова вслух. Кому сложно придумать свои примеры, выберите из ряда слов (слова на слайде №6):

Бревно, грачи, дожди, глаза, стихи, ряды.

- Тем, кто подберёт свои примеры, поставлю пятёрку.

Проверка:

- Прочитайте слова с безударным гласным [а], с безударным гласным [и].

3.Синтез и обобщение признаков

- Давайте соберем в таблицу признаки, которые помогут нам  находить эту орфограмму в словах (Карточка №3)

Такая же таблица на доске (Слайд №7)

Безударные гласные звуки [ ] и [ ].

Буквы …, …, …, …

которыми обозначены

безударные гласные звуки.

Место в слове – … .

- Какие звуки мы сегодня выделяли? Что можно услышать в словах с этой орфограммой? (Безударные гласные звуки [ а ] и [ и ]). Запишите в таблицу. (Работа в паре)

- Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? Что можно увидеть? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, е, я). Запишите в таблицу.

- Где находятся эти звуки? О чем нужно поразмышлять? (В корне слова) Проверка.( Слайд №8)

Безударные гласные звуки [а] и [и].

Буквы а о и е я,

которыми обозначены

безударные гласные звуки.

Место в слове – корень.

V.Анализ способов проверки написания слов с орфограммой и формирование правила учащимися

1. Анализ способов проверки написания слов с орфограммой

- Как определить, какую букву написать в слове для обозначения безударного гласного в корне? (Подобрать проверочное слово).

- Как это можно сделать? Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

(Слайд №9)

Паруса, парус, парусный

- Найдите слово с орфограммой. Докажи это, называя признаки (слышим безударный звук   [а ], он находится в корне слова)

- Какой буквой обозначим? Как узнали? (парус и парусный – проверочные слова).

- Почему эти слова являются проверочными? (однокоренное слово и форма слова, в которых безударный гласный стал ударным)

- Давайте запишем это слово и графически обозначим орфограмму. (Учитель на доске, дети в тетради.)

2.Формулирование правила учащимися

- Попробуйте сформулировать правило. Как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (Чтобы выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

VI. Работа над алгоритмом.

  - Чтобы легче было пользоваться правилом, составим алгоритм.

- Достаньте карточку № 4 (Работа в парах)

- Расставьте правильно порядок действий, которые нужно выполнить, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный в корне слова:

Карточка №4

Пишу ту же букву, что в проверочном слове.

Произношу слово и слышу безударный гласный звук [а] или [и].

Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.

Выясняю, находятся ли этот звук в корне слова.

Проверка. ( Слайд №10)

1. Произношу слово и слышу безударный гласный звук [а] или [и].

2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.

         3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.

4. Пишу ту же букву, что и в проверочном слове.

VII. Физкультминутка

VIII.Упражнение в обнаружении орфограммы

- Мы выполнили очень важную работу. Вспомнили правило проверки орфограммы и составили алгоритм работы по правилу. Но чтобы знать, когда нужно применять это правило,  необходимо уметь находить эту орфограмму в словах и отличать от других орфограмм. Что для этого будем использовать? (Будем использовать информацию о признаках орфограммы.)

1) В словах, воспринимаемых зрительно. Работа в парах. Карточка №5

- Произнеси данные слова вслух. Отметь в каждой группе слова, в которых нет орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»

Карточка №5

цветок                                ночник                       полет

травинка                            ночной                       листок

букет                                  ноченька                    гора

 (букет – в корне звук[ у ], ноченька – в корне гласный звук ударный, звук [и] не в корне, полет – звук    [ а] не  корне) .

2) В словах, воспринимаемых на слух.

- Послушайте загадки. Слова – отгадки произнесите вслух. Если в слове-отгадке есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова» поднимите красную карточку, если орфограммы нет - синюю.

(У каждого ребенка на столе синие и красные карточки.)

У гимнастки тренировка.
Бегает девчонка ловко
Вдоль по узенькой дорожке,
Скачет на одной лишь ножке,
То вдруг сделает шпагат.
Это трудно, говорят,
Но так здесь заведено.
А дорожка та —
(Бревно)

Лопасть есть в руке моей,
По воде гребу я ей.
Для того чтоб наша лодка
По воде скользила ходко.
(Весло)

Ноги и мышцы все время в движении —
Это не просто идет человек.
Такие вот быстрые передвижения
Мы называем коротко — …
(Бег)

- Почему в слове бег нет орфограммы «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»? (в корне ударный гласный звук [э]).

- Что необходимо сделать, перед тем как записать в тетрадях слова-отгадки, в которых есть наша орфограмма? (подобрать проверочное слово)

- Давайте будем использовать в работе алгоритм.

(Ученик отвечает, учитель направляет)

(В слове бревно безударный гласный звук [и], он находится в корне, подбираю проверочное слово, для этого изменяю форму слова – бревна, пишу такую же букву, как в проверочном слове)  

(Аналогично работаем со словом весло.)

- Запишите слова и графически обозначьте орфограмму.

3)В тексте, воспринимаемом зрительно. Текст на слайде и на карточке №6

- Теперь будете выполнять трудное задание – искать орфограмму в тексте. И одновременно мы будем размышлять о спорте.

Карточка №6

Космос и спорт

         Смелым и сильным должен быть космонавт. Знаешь, что помогает космонавту в его работе? Спорт…

Не удивляйся! Именно спорт помогает космонавту работать в скафандре, переносить перегрузки, преодолевать любую опасность. Космонавты играют в теннис, бегают, ходят на лыжах, плавают на байдарках. Много занимаются разными видами спорта космонавты, чтобы прийти к своей заветной цели.

Найдите слова, которые можно проверить при помощи данных проверочных слов. Чем будут отличаться слова с орфограммой от проверочных слов?

Космос - ____________________

Дивный -____________________

Носит - _____________________

- Прочитайте название текста. Попробуйте догадаться по названию, о чем будет текст.

- Прочитайте текст, чтобы проверить свои предположения.

После чтения текста:

- Как спорт помогает космонавтам? Какие черты характера воспитывают занятия спортом? (выносливость, силу воли…)

- Как понимаете слово «заветная» в словосочетании «заветная цель»?

- Найдите слова, которые можно проверить при помощи данных проверочных слов. Чем будут отличаться слова с орфограммой от проверочных слов?

Космос - _________________________

Дивный -___________________________

Носит - ______________________

Запишите в тетрадь проверочные слова и слова  с орфограммой (проверяемые)  и обозначьте орфограмму по образцу.

4) В предложениях, воспринимаемых на слух.

-Послушайте пословицы. Объясните их смысл.

- Назовите количество слов с изученной орфограммой в пословице. Объясните написание этих слов по алгоритму.

1. Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу.

2. Ледяная вода для хвори беда.

3. Пешком ходить – долго жить.

Проверка – демонстрация  пословицы на слайде после объяснения.

- Почему пословицы про спорт и здоровье я объединила в одну группу?

- Запишите ту пословицу, которая больше понравилась. Обозначьте орфограмму (Слайд №15)

Проверка. Обозначение орфограммы графически (в тетради и на доске).

IX. Итоги урока. Обобщение.

- Как называется орфограмма, о которой говорили на уроке? («Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»).

- Какие  признаки помогут обнаруживать орфограмму в словах? (Безударные гласные звуки [а] или [и], которые находятся в корне слова).

- Как вы думаете, нам удалось решить задачи, которые мы перед собой поставили в начале урока?

- Сегодня мы говорили о спорте. Какое значение спорт имеет в жизни  человека? Для чего нужно заниматься спортом? (здоровье, воспитание характера, помогает в профессии)

X. Рефлексия.

-У вас есть карточки синего и красного цвета.

- Если ты доволен своей работой на уроке подними красную карточку.

- Если ты считаешь, что работал неплохо, но надо еще поработать над темой- синюю карточку.

- Если тебе на уроке было трудно, переверни карточку белой стороной.

Список использованной литературы:

1. Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

2. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.

Интернет - ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/631904/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс.

Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс....

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне, 2 класс

Аннотацияк уроку русского языка для 2 класса по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...