Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка в 3-м классе

УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме«Правописание приставок и предлогов»

Выполнила: Сучкова И.В.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ой урок по  теме «Приставки и предлоги»  

Тип урока:   урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

1.  Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.

2. Презентация

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

 - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

 -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

 -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

 -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

 - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

 - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

 - отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока

  1. Организационный момент

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока.

-Какое у вас настроение?                                                                                                                  

- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Изображение выглядит как текст  Описание создано с высокой степенью достоверности

  1. Минутка чистописания.
  • - Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

 -Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. (Выполнить не можем.)

- Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.)  Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  (Предлоги.)

На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите  в тетради  дату.

- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).

Слайд 3: На, за, по, от, со, под.  (На доске)

- Запишите данную строку в тетради.

  1. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы?  (предлоги и приставки). Слайд. 3     На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?

- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

- Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

- А цель нашего занятия – различать приставки и предлоги,  правильно  употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

- Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.

- Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. (На слайде 7)

Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.)

Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.)

Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.

               Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

- Поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.

  1. Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

(Защита кластера)

Слайд 9: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку.

Предлог

Приставка

1 часть речи

1 часть слова

2 пишу раздельно

2 пишу слитно

3 не употребляется с глаголами

3 с разными частями речи

4 для связи слов

4 образует новые слова

  1. Физкультминутка

Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки) 

 - Какие предлоги и приставки  вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по)

- Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.

Садимся. Спасибо!

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Работа  в парах.

- Предлагаю поработать в парах.  У вас на столах карточка со словами. Ваша задача -  составить пары слов, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.

доехал       до гор..да

слез            с б..рёзы

устроил     у д..ма

наклеил    на р..сунок

впустил     в комн..ту

отплыл      от бер..га

постучал   по дер..ву

сбросил     с крыши

зашёл         за д..ревню

пропел       про р..машку

- По какому принципу искали пару? (Чтобы получилось словосочетание)

- А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)

 -Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева  - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя).Например, докажите.

Доехал до (чего?) города

Доехал до большого города.

- Оцените свою работу в паре. Если все верно как на слайде – поставьте +, если возникли вопросы - ! . Слайд 10.

VI  Запиши правильно слова со скобкой, докажи, почему так написал.

1)Решили лисы кролика (за)печь, _____________________________________

А кролик из духовки прыг (за)печь. ____________________________________

2) Зависело б (от)мыла, _____________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.______________________________________________

3)Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.______________________________________

4)Я правило бубня (под)нос, ________________________________________

в альбоме рисовал (под)нос.___________________________________________

VII . Синтаксический разбор предложения.

С неба летели пушистые снежинки.

  1. Систематизация полученных знаний. Билетик на выход.

- Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.

У каждого есть карточка. Дан текст, ваша задача – выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.

- В конце урока каждый из вас сдает свой билетик.

1.(С)востока (по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)солнце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины березы. 5. Синичка (по)летела (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

  1. Рефлексия.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

- Как отличить приставку от предлога?

- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

- Какие задания  помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей).

- О чем хотели бы узнать подробнее?

Украсим ёлочку шарами.

- Предлагаю оценить свою работу с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам.  

Желтый – есть вопросы.

Красный – нужна помощь учителя.

- Передаем вперед. Слайд 11.

  1. Домашнее задание

Задание на выбор:

Учебник: упр. 262 с. 133 , словарь №14. Слайд 12.

Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики. Слайд 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организационный момент

Слайд 2

Инструкция Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату.

Слайд 3

Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

Слайд 4

Д е в я тнадцат ое д е к а бря. Кла сс н ая р а бота.

Слайд 6

Д е в я тнадцат ое д е к а бря. Кла сс н ая р а бота. На, за, по, от, со, под.

Слайд 7

Тема: «Правописание приставок и предлогов» Цель: Различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи.

Слайд 8

Пословица Хорошеесловодосердцадойдет

Слайд 9

Пословица Хорошее слово до сердца дойдет

Слайд 10

Хорошее слово сердца дойдет до предлог

Слайд 11

Хорошее слово до (до чего? )сердца дойдет Хорошее слово (до щедрого )сердца дойдет

Слайд 12

Приставка - часть слова - пишу слитно - с разными частями речи - образует новые слова Предлог - часть речи - пишу раздельно - не употребляется с глаголами - для связи слов

Слайд 14

до ехал до гор о да с лез с б е рёзы у строил у д о ма на клеил на р и сунок в пустил в комн а ту по стучал по дер е ву за шёл за д е ревню про пел про р о машку от плыл от бер е га с бросил с крыши

Слайд 15

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки. 1) Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. 2) Зависело б (от)мыла, Веснушки я б (от)мыла. 3)Сугробы снега вьюги (на)мели, И грузовик, как баржа, (на)мели. 4)Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Слайд 16

Синтаксический разбор предложения. С неба летели пушистые снежинки.

Слайд 17

Билетик на выход

Слайд 18

Цель: Различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи.

Слайд 20

Домашнее задание Задание : - Учебник: упр. 262 с. 133 , словарь №14

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...