урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Алексеева Елена Владимировна

Урок руссого языка по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc16.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Имя существительное

Цель урока: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи;

- расширению представлениях о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления;

= создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название.

Задачи:

1 образовательная; учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто и что и слово – название предмета;

2. развивающая: развивать познавательный интерес, учтную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственногои физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у существительного значение;

- соотносить вопросы кто что и слово-название предмета.

Метопредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре,

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока: проблемно-поисковый

Методы обучения: учебно-познавательная деятельность: проблемно-поисковый.

Способ организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Педагогическое управление со стороны учителя: метод опосредовательного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации

Оборудование:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Выявление знаний (повторение изученного)

Постановка проблемы

Планирование работы и постановка целей урока

Проверка понимания,

Физминутка

Мотивация

Закрепление

Работа по учебнику.

Домашнее задание

Подведение итогов, Оценивание.

Рефлексия

-Здравствуйте, ребята!

- Поэт Роман Сеф в шутливой форме писал: «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает,»

- А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать…

- Отгадайте загадку:

Знаю я теперь отныне,

Есть одно такое имя

Назовёт любой предмет,

И на всё нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает всё на свете,

Без неё никак нельзя…

Что же это

-Правильно, это имя существительное.

- Что мы уже знаем об имени существительном?

- Приведите примеры

- Зачем мы изучаем эту часть речи?

 Может быть она и не нужна в нашей речи, обойдёмся  и без неё.

Расскажите, что видите на картинке, не используя имена существительные

(учитель показывает сюжетную картинку)

-Может есть такое место, где нет имени существительного?

- Отправимся на небо.

- Опустимся на дно морское.

- А теперь поднимемся в горы.

- Значит имена существительные повсюду, нет такого места на земле, где бы не было этой части речи.

- А вы знаете, что имя существительное занимает первое место среди частей речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное.

- Всё ли мы знаем об имени существительном?

- У нас есть некоторые сведения об имени существительном.

- Что же мы будем делать?

Найти лишнее слово.

(слова записаны на доске)

Карандаш, быстро, вдруг;

Бежит, плачет, медведь;

Синий, ученик, красный.

- Почему вы выбрали именно эти слова?

 Как определили?

- Напишите в тетради эти существительные

- Подчеркните в именах существительных знакомые вам орфограммы.

- Как называется эта орфограмма?

- Где мы можем найти эти слова и проверить правильность написания?

- Допишите в тетради ещё 2 существительных из словаря

- А вы знаете, что персидский мыслитель и поэт Саади сказал: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев»

- У вас ещё не пропало желание изучать имя существительное?

Я предлагаю вам игру «Кто я?»

В ваших конвертах лежат части фраз. Вам необходимо к началу каждой фразы подобрать продолжение. Возьмите конверты и начинаем работу.

1.Игра «Кто я?»

Составить предложения.

В школе я -               пешеход,

В магазине я -          ученик.

На улице я                покупатель.

В автобусе я -          пассажир.

- Запишите 1 предложение по выбору

- Назовите имена существительные, которыми вы дополнили  предложения.

- На какой вопрос отвечают эти существительные?

- Что они обозначают?

- Как называются такие существительные?

2.Выбрать букву

- Запишите предложение правильно выбрав букву из скобки.

(С,с)ерёжа (В,в)оробьёв кормит (В,в)оробьёв.

- Объясните выбор букв.

- Какой частью речи являются слова Серёжа Воробьёв

Упр. № 97

- Назовите слова, в которых выделена первая буква. Почему?

- В чём особенность написания?

-Запишите 2 предложения, в которых будет название произведения и его автор.

- Наш урок подходит к концу.

Чем же мы дополнили свои знания о существительном?

- Это имя существительное

- Это часть речи. Обозначает предмет. Отвечает на вопрос кто? что?

(приводят примеры)

Обучающиеся пытаются составить рассказ без имён существительных.

Обучающиеся называют слова (облака, солнце, звёзды, птицы, тучи, радуга, молния)

(дно, песок, рыбы, водоросли, дельфины, кит)

(вершина, снег, ущелье, пропасть, скала)

Вывод: Значит наша речь не может существовать без имён существительных

- Расширять, дополнять, уточнять знания об имени существительном

Обучающиеся  подчёркивают лишнее слово.

- Это существительные.

- Отвечают на вопрос кто? что?

Вывод: чтобы определить имя существительное, нужно поставить вопрос.

Самопроверка.

- Непроверяемая безударная гласная.

- В словаре.

Обучающиеся записывают словарные слова.

Работа в парах.

Обучающиеся составляют предложения.

Проверка: ученики читают полученные предложения.

Обучающиеся называют: ученик, покупатель, пешеход, пассажир.

- Это люди.

Вывод: имена существительные обозначают людей

- Это одушевлённые имена существительные.

Самостоятельная работа.

Обучающиеся записывают самостоятельно предложение.

Проверка написанного. (взаимопроверка)

- Серёжа Воробьёв – имена собственные, пишем с большой буквы.

Вывод: существительные могут обозначать имена собственные.

- «Лебедь, Щука и Рак»

- «Щелкунчик»

- «Богатыри»

- Это собственные имена существительные

Вывод: Название сказок, рассказов, картин – собственные имена существительные. Первая буква пишется с большой буквы, а название заключается в кавычки

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метапредметные: осознанное построение речевого высказывания.

Метапредметные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: умение использовать знания для решения практических задач, умение проверять написанное.

Личностные: развитие навыков сотрудничества.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метапредметные: осознанное построение речевого высказывания.

Метапредметные: умение проверять написанное.



Метапредметные: осознанное построение речевого высказывания.

Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....